Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Перевод Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ

Франция: дебаты о новой школе и старых мифах продолжаются

За последние два месяца в стране прошло около пяти тысяч собраний, посвященных обсуждению ключевых вопросов стратегии развития школы. Специально созданный интернет-сайт посетили около 200 тысяч человек, оставив более 21 тысячи сообщений на форуме. Каждую среду с 18.30 до 19.30 члены Комиссии по дебатам, люди авторитетные и осведомленные, отвечают на вопросы, ведут диалог с гражданами в прямом эфире. Все центральные газеты публикуют высказывания политиков, философов, писателей по поводу вероятных перемен не только в школе, но и в обществе в целом. Они полагают, что страна станет несколько иной после столь глобальной общегражданской акции. Предлагаем вашему вниманию статью известного французског сосоциолога, писателя и педагога г-на Андре де Перетти.

Андре де Перетти
“НАША СИСТЕМА ДЕРЖИТСЯ НА ТОМ, ЧТО ПРИЗНАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОРАЖЕНИЯ”

В 70 – 80-е годы мы мирились с тем, что тысячи молодых людей заканчивали школу, не получая аттестата, не получая никакой подготовки для приобретения профессии. Мы объясняли это сложностью современного мира, новизной ситуации, при которой даже ремесленник, рабочий не может существовать без определенного образовательного минимума. Но признавали, что не в состоянии позволить себе роскошь содержать целую армию необразованных граждан. Тем не менее сегодня по-прежнему тысячи юношей и девушек, закончив школу, не имеют аттестата, не готовы жить самостоятельно. И уже ни родители, ни сами выпускники не хотят мириться с существующим положением вещей. Именно поэтому школа нуждается в реформах.
Конечно, грандиозные дебаты, множество идей, разговоров – все это может обернуться обычной болтовней за чашкой кофе или политическим мероприятием, где зарабатывают популярность главные действующие лица предстоящих выборов. Однако это может стать уникальной возможностью действительно усовершенствовать общество.
Наиболее острая проблема – это колледжи, старшая школа. Стоит признать: ни наша система, ни наши учебные классы не являются достаточно разнообразными, чтобы обеспечить индивидуальный подход, одинаково высокое качество образования при сильно отличающихся обстоятельствах существования и детей, и школ. Я не сторонник распространенного мифа о тождественности, согласно которому образование должно выдать некий совершенно одинаковый запас знаний, полученных в совершенно одинаковых условиях от совершенно одинаковых учителей учениками, которые, получается, тоже должны стать одинаковыми. Этот миф искажает истинную суть принципа равноправия. Равенство предполагает не тождественность, а разнообразие. Невозможно, чтобы все учили одновременно одно и то же. Это миф, но миф трагически актуальный. Есть люди, мечтающие воплотить его в жизнь, переведя всех непохожих, не вписавшихся в отдельные классы, где снова можно одних непохожих отделить от других… И так до бесконечности, и вырастет поколение, где все – чужие друг другу, незнакомые.
Школьная жизнь – это прежде всего связи, взаимоотношения, где одни добывают знания вместе с другими, при помощи других, а это предполагает организацию встреч, различных способов передачи знаний и выбор знаний.
Я с удовольствием заметил, что из предложенных Комиссией для обсуждения 22 вопросов первый касается ценности светской школы. Светская школа заведомо смиряется с разнообразием, она строится на доверии, взаимном уважении и свободе. Подобные ценности расцветают только в условиях максимальной автономии, самостоятельности, проявления индивидуальности.
Школа должна помочь молодым людям найти свою дорогу в мире. Это возможно только при максимальном доверии и минимальном объеме обязательной информации.
По сравнению с программой времен моего детства к 5–6 основным предметам добавилось еще 6–7 новых. В курсе истории появились новые разделы. При этом в современном классе сидят дети 25 национальностей, 5–6 разных культур. Нам надо приспособиться к новому, непредсказуемому, предельно открытому и разнообразному миру.
Прежде всего давайте решимся перейти от преподавания знаний к обучению компетенциям, что позволит отказаться от бесконечного расширения программ и учебных планов.
Второй ключевой момент – подготовка педагогов. Невозможно преподавать, если не гордишься своей профессией, своими учениками. Невозможно учиться, если не доверяешь своим учителям. Только когда взрослые создают некое общее культурное пространство, они дают образование. Разве можно в колледже, где ученики с легкостью меняют классы, курсы, учителей, выстроить культурную общность, дать систематические знания? Следовало бы сделать присутствие учителей в колледже более весомым, как бы трудно ни было с этим согласиться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru