Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Новый год приходит, как известно, из Финляндии вместе с Санта-Клаусом. В последнее время выяснилось, что из этой маленькой страны к нам приходит не только рождественский дед с подарками, но и новый взгляд на образование – свободное, ненасильственное и высокоэффективное. По крайней мере об этом свидетельствуют данные авторитетного международного исследования качества образования – PISA.
Может быть, те, кто прочитал в прессе о его результатах, не очень-то поверили их объективности, но все же стало обидно: 27–29-е места России из 36 возможных. К сожалению, исследование показало низкий уровень развития общеучебных навыков, интеллектуальных и коммуникативных умений российских школьников. А достигших высшего уровня (тех, кого мы называем «элитой») в России оказалось в 5–6 раз меньше, чем в лидирующих в этом исследовании странах.
Прежде нам не приходилось сомневаться, что российское образование лучшее в мире.
К удивлению, на первых местах рейтинга PISA оказались никогда ранее не отличавшиеся в области образования Финляндия, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Исландия и Чешская Республика.
Незаметная Финляндия заняла первое место по «грамотности чтения» и лидирующие места по математической и естественно-научной грамотности среди стран-участниц. В чем причины такого неожиданного успеха этой маленькой соседней с нами страны в области качества образования? Благодаря каким традициям школы, педагогической системы, общества в целом финские подростки оказываются сегодня настолько успешными? Каковы представления о качестве обучения и обеспечивающей его практике в Финляндии, что позволяет стране двигаться явно опережающими темпами?
Кари УУСИКЯЛА,
профессор воспитания
Материал подготовила Елена ХИЛТУНЕН

Школа уверенности

Первая цель образования в Финляндии – выработка учеником положительного мнения о самом себе

На той стороне ближайшая к границе с Финляндией школа стоит всего в семи километрах от пограничной полосы, но она мало похожа на любую нашу. Видимо, государственная граница разделяет не только территории. Здесь так живут люди, а там – так. Финская школа отражает образ жизни людей этой страны, население которой – в основном фермеры и крестьяне. Здесь жизнь течет строго по принятому закону. Нет беспризорников. Наркотики почти не употребляют. Машины не грабят. Школьный автобус – обычное дело. (Есть и школьное такси!) Учителями работают только магистры воспитательных наук, а воспитателями в детских садах – только бакалавры.

Заказчиком образования граждан является государство, и потому деятельность любой школы направляется на цели, официально одобренные государством. Школьная система поддерживает ценности страны. Поэтому содержание образования и учебный план финской школы созданы на основе финских предпочтений. И совершенно не случайно первой целью образования считается выработка учеником положительного мнения о самом себе. Когда ребенок верит в себя и в свои учебные таланты, в нем пробуждаются интерес и стремление к познанию.
Другой важнейшей целью считается воспитание чувства ответственность за свои поступки, смелость и надлежащее поведение. Жизнь школы строится так, чтобы дети ежесекундно учились этим важнейшим жизненным навыкам. У каждого ребенка есть право определить собственные таланты и тренироваться в их применении, и когда удается установить гармонию между собственной индивидуальностью и интересами окружающих людей, ребенок начинает жить уравновешенной, спокойной и в то же время активной жизнью. Он учится не только брать на себя ответственность за выполнение своих обязанностей, но и заботиться о других людях, привыкает чувствовать удовлетворение от работы, выполненной до конца.

Осенью 2003 года в финскую школу пришли более 60000 первоклашек. Из них более 90% в прошлом году учились в подготовительных классах в детских садах или при начальных школах.
Согласно закону о базовом образовании у каждого финского ребенка есть право на соответствующее учебному плану обучение и безопасную учебную среду.
Всего в образовании Финляндии участвуют около двух миллионов финнов – взрослых и детей.

Мы понимаем, что ребенок начинает верить в собственные способности, только когда родители и учителя обращают внимание на его достижения, направляют, благодарят и поддерживают. Ведь недовольство ребенком за плохо выполненную работу не приносит никакого результата. Финские учителя стараются не оценивать самого ребенка, а лишь направлять его действия, потому что никто из детей не является только отличником или двоечником. Мы стараемся строить продуктивную школьную работу на основе безопасности учебной среды и активной совместной деятельности взрослых и детей.
В финском образовании принято, что именно учитель определяет, каким образом изучаемые темы и учебный план согласуются между собой. И только учитель отвечает за то, чтобы его ученики не испытывали трудностей в достижении учебных целей.
Образовательный процесс строится как исследование разнообразных явлений, интересующих ребенка, и педагог не обязан укладываться в рамки предмета или поурочного планирования с жестко расписанным количеством часов, которые разрешено потратить на «прохождение темы».
При этом центром процесса обучения остается ребенок. То есть в первую очередь учитываются именно детские интересы и пожелания. Учитель становится наставником, помощником и вдохновителем детей, но не ментором, который учит, как и что надо делать. Его главная задача – пробудить интерес. В этом и состоит новое для Финляндии представление об образовании. Учение видится прежде всего как активная деятельность самих детей. Самое ценное знание – самостоятельно понятое и осознанное. Не имеет никакого смысла заполнять память ребенка обрывочными сведениями об основах наук. Зачем, например, учить таблицу умножения, если простейшая счетная машинка мгновенно покажет на дисплее результат любых расчетов. В программе финской начальной школы нет темы «Таблица умножения». А на экзамен можно приносить любые справочники или воспользоваться Интернетом. Компьютер всегда есть в аудитории. Важно, умеешь ли ты пользоваться справочником или Интернетом.
Делом учителя в финской школе считается сначала воспитание, а потом обучение. Учитель должен уметь профессионально создавать для каждого ученика образовательную среду и атмосферу активной учебной работы. На то он и учитель.
Большую долю работы по улучшению образования детей добровольно берут на себя родители. Сегодня большинство финских семей понимает, что только их совместная со школой работа может помочь детям получить по-настоящему хорошее образование. Мы видим, что поддержка родителей нужна не только ребенку, но и учителю. Если и родители, и учителя вместе настраивают детей на положительное отношение к учению, значит, они вместе помогают им осознать, что получение образования – это не временная обязанность ребенка, а пожизненная задача человека, и порог школы означает лишь ступеньку его взросления.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru