ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Новый год приходит, как известно, из
Финляндии вместе с Санта-Клаусом. В последнее
время выяснилось, что из этой маленькой страны к
нам приходит не только рождественский дед с
подарками, но и новый взгляд на образование –
свободное, ненасильственное и
высокоэффективное. По крайней мере об этом
свидетельствуют данные авторитетного
международного исследования качества
образования – PISA.
Может быть, те, кто прочитал в прессе о его
результатах, не очень-то поверили их
объективности, но все же стало обидно: 27–29-е
места России из 36 возможных. К сожалению,
исследование показало низкий уровень развития
общеучебных навыков, интеллектуальных и
коммуникативных умений российских школьников. А
достигших высшего уровня (тех, кого мы называем
«элитой») в России оказалось в 5–6 раз меньше, чем
в лидирующих в этом исследовании странах.
Прежде нам не приходилось сомневаться, что
российское образование лучшее в мире.
К удивлению, на первых местах рейтинга PISA
оказались никогда ранее не отличавшиеся в
области образования Финляндия, Австралия, Новая
Зеландия, Ирландия, Исландия и Чешская
Республика.
Незаметная Финляндия заняла первое место по
«грамотности чтения» и лидирующие места по
математической и естественно-научной
грамотности среди стран-участниц. В чем причины
такого неожиданного успеха этой маленькой
соседней с нами страны в области качества
образования? Благодаря каким традициям школы,
педагогической системы, общества в целом финские
подростки оказываются сегодня настолько
успешными? Каковы представления о качестве
обучения и обеспечивающей его практике в
Финляндии, что позволяет стране двигаться явно
опережающими темпами?
Кари УУСИКЯЛА,
профессор воспитания
Материал подготовила Елена ХИЛТУНЕН
Школа уверенности
Первая цель образования в Финляндии –
выработка учеником положительного мнения о
самом себе
На той стороне ближайшая к границе с
Финляндией школа стоит всего в семи километрах
от пограничной полосы, но она мало похожа на
любую нашу. Видимо, государственная граница
разделяет не только территории. Здесь так живут
люди, а там – так. Финская школа отражает образ
жизни людей этой страны, население которой – в
основном фермеры и крестьяне. Здесь жизнь течет
строго по принятому закону. Нет беспризорников.
Наркотики почти не употребляют. Машины не грабят.
Школьный автобус – обычное дело. (Есть и школьное
такси!) Учителями работают только магистры
воспитательных наук, а воспитателями в детских
садах – только бакалавры.
Заказчиком образования граждан
является государство, и потому деятельность
любой школы направляется на цели, официально
одобренные государством. Школьная система
поддерживает ценности страны. Поэтому
содержание образования и учебный план финской
школы созданы на основе финских предпочтений. И
совершенно не случайно первой целью образования
считается выработка учеником положительного
мнения о самом себе. Когда ребенок верит в себя и
в свои учебные таланты, в нем пробуждаются
интерес и стремление к познанию.
Другой важнейшей целью считается воспитание
чувства ответственность за свои поступки,
смелость и надлежащее поведение. Жизнь школы
строится так, чтобы дети ежесекундно учились
этим важнейшим жизненным навыкам. У каждого
ребенка есть право определить собственные
таланты и тренироваться в их применении, и когда
удается установить гармонию между собственной
индивидуальностью и интересами окружающих
людей, ребенок начинает жить уравновешенной,
спокойной и в то же время активной жизнью. Он
учится не только брать на себя ответственность
за выполнение своих обязанностей, но и
заботиться о других людях, привыкает чувствовать
удовлетворение от работы, выполненной до конца.
Осенью 2003 года в финскую школу
пришли более 60000 первоклашек. Из них более 90% в
прошлом году учились в подготовительных классах
в детских садах или при начальных школах.
Согласно закону о базовом образовании у каждого
финского ребенка есть право на соответствующее
учебному плану обучение и безопасную учебную
среду.
Всего в образовании Финляндии участвуют около
двух миллионов финнов – взрослых и детей.
|
Мы понимаем, что ребенок
начинает верить в собственные способности,
только когда родители и учителя обращают
внимание на его достижения, направляют,
благодарят и поддерживают. Ведь недовольство
ребенком за плохо выполненную работу не приносит
никакого результата. Финские учителя стараются
не оценивать самого ребенка, а лишь направлять
его действия, потому что никто из детей не
является только отличником или двоечником. Мы
стараемся строить продуктивную школьную работу
на основе безопасности учебной среды и активной
совместной деятельности взрослых и детей.
В финском образовании принято, что именно
учитель определяет, каким образом изучаемые темы
и учебный план согласуются между собой. И только
учитель отвечает за то, чтобы его ученики не
испытывали трудностей в достижении учебных
целей.
Образовательный процесс строится как
исследование разнообразных явлений,
интересующих ребенка, и педагог не обязан
укладываться в рамки предмета или поурочного
планирования с жестко расписанным количеством
часов, которые разрешено потратить на
«прохождение темы».
При этом центром процесса обучения остается
ребенок. То есть в первую очередь учитываются
именно детские интересы и пожелания. Учитель
становится наставником, помощником и
вдохновителем детей, но не ментором, который
учит, как и что надо делать. Его главная задача –
пробудить интерес. В этом и состоит новое для
Финляндии представление об образовании. Учение
видится прежде всего как активная деятельность
самих детей. Самое ценное знание –
самостоятельно понятое и осознанное. Не имеет
никакого смысла заполнять память ребенка
обрывочными сведениями об основах наук. Зачем,
например, учить таблицу умножения, если
простейшая счетная машинка мгновенно покажет на
дисплее результат любых расчетов. В программе
финской начальной школы нет темы «Таблица
умножения». А на экзамен можно приносить любые
справочники или воспользоваться Интернетом.
Компьютер всегда есть в аудитории. Важно, умеешь
ли ты пользоваться справочником или Интернетом.
Делом учителя в финской школе считается сначала
воспитание, а потом обучение. Учитель должен
уметь профессионально создавать для каждого
ученика образовательную среду и атмосферу
активной учебной работы. На то он и учитель.
Большую долю работы по улучшению образования
детей добровольно берут на себя родители.
Сегодня большинство финских семей понимает, что
только их совместная со школой работа может
помочь детям получить по-настоящему хорошее
образование. Мы видим, что поддержка родителей
нужна не только ребенку, но и учителю. Если и
родители, и учителя вместе настраивают детей на
положительное отношение к учению, значит, они
вместе помогают им осознать, что получение
образования – это не временная обязанность
ребенка, а пожизненная задача человека, и порог
школы означает лишь ступеньку его взросления.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|