Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Миллионы детей постоянно используют компьютеры дома и в школе для образования и развлечения. А значит, многие из них ежедневно рискуют подхватить ту или иную “компьютерную инфекцию”. Это и нарушения зрения, и заболевания опорно-двигательного аппарата, и психологическая зависимость. Но, как известно, любую болезнь лучше вовремя предупредить, чем долго лечить.

Памятка учителю

Перед началом урока убедитесь, что ученик сидит у компьютера в правильной позе. Тщательно следите за тем, чтобы расположение на столе клавиатуры, монитора (высота, угол наклона, расстояние от наблюдателя), а также регулировка сиденья соответствовали индивидуальным антропометрическим особенностям каждого ребенка. И не забудьте об удобной подставке для ног. Заранее отрегулируйте яркость и контрастность изображений на мониторе. Проверьте, не мешают ли блики на экране и слишком интенсивное естественное (прямые лучи солнца) или искусственное освещение. Монитор ни в коем случае не должен располагаться прямо перед светлым окном или зажженной электролампой, свет которой попадает в центральное поле зрения ученика. Организуйте урок так, чтобы нашлось время для десятиминутного перерыва.

 

Памятка родителям

Компьютер установите в углу или задней поверхностью к стене.
В комнате, где стоит компьютер, проводите ежедневную влажную уборку.
До и после работы на компьютере протирайте экран слегка увлажненной чистой салфеткой или губкой.
Не забывайте почаще проветривать комнату.
Поставьте в комнате аквариум. Он повысит влажность воздуха.
Перед монитором ребенку лучше всего сидеть не ближе 60 см. Для любителей телевизионных игровых приставок расстояние до экрана телевизора должно быть не меньше 1,5 м.

Мария СИМОНОВА,
Илья РОМАНОВ

Бегущая строка

От Интернета толстеют

По мнению врачей-психологов, интернет-болезнью заражено уже более пятидесяти процентов подростков. Родители даже не подозревают, насколько “больны” их дети. Более «продвинутые» папы и мамы обеспокоены симптомами интернет-зависимости: отчуждение от сверстников, чрезмерная полнота и раздражительность.

Почему дети молчат?

В Великобритании опубликован правительственный доклад, в котором анализировались жалобы учителей на то, что половина нынешних первоклассников не способны нормально говорить и понимать устную речь, родители с ними не общаются, усаживают за компьютер играть.

Американцы требуют ввести мораторий

Американские ученые и педагоги считают, что настала пора ввести мораторий на использование компьютеров в начальных школах. «Компьютеры несут серьезную угрозу здоровью детей и могут стать причиной долговременных нарушений в области психического, эмоционального и интеллектуального развития школьников», – заявили они и потребовали от правительства подготовить официальный медицинский доклад с оценкой угроз физическому и эмоциональному развитию детей, которые наносит использование компьютеров в процессе обучения.
До сих пор нет научно обоснованных доказательств того, что компьютеры повышают успеваемость учеников или улучшают качество образования. Зато никуда не денешься от факта: просиживающие за компьютером ученики начальных классов, наоборот, “пугающе ограниченны”, у них отсутствует способность создавать собственные визуальные образы и идеи.

Первые тридцать минут – безвредны

Компьютер – не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за час игры перенесут ребенка в новый мир и сделают его умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда они дадут эффект.
Помните, хотя сам экран компьютера достаточно безвреден и совершенно не радиоактивен, как опасаются некоторые родители, просиживать перед ним часами малышам не рекомендуется. Детям 3–5 лет можно поиграть не больше 20 минут, а ребятам 6–10 лет разрешается увеличить время ежедневной игры до получаса.

Осторожно: психологическая зависимость

Наши бабушки ворчали: не читай так много, глаза испортишь!.. Наши мамы оттаскивают внуков от компьютеров: глаза испортишь!.. Правы ли они?
Ученые и психологи утверждают, что компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Там, в виртуальном пространстве, так легко оживают любые фантазии, герои книг и сказок. У детей развиваются важнейшие операции мышления: обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться только с 6–7 лет. Детская память непроизвольна. Мальчишки и девчонки запоминают самые яркие случаи и детали. А компьютер, превращая окружающий мир в значимое и яркое, не только ускоряет запоминание, но и делает более осмысленным и долговременным.
Однако компьютерные игры создают иллюзию и не формируют навыки настоящего общения, что особенно опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, вгоняет их в ситуацию дистресса. И тогда ребенок выбирает псевдообщение. Компьютер дает ему возможность перенестись в другой мир: удобный, понятный, неагрессивный. Уход в искусственную реальность – шаг в пропасть психологической зависимости от компьютера.

Компьютеры против наркотиков

Между тем в бюджете Санкт-Петербурга впервые появилась строка, предполагающая выделение значительных средств на программу компьютеризации школ. Одна из важнейших ее сфер – развитие системы образования с помощью современных информационных технологий.
«Мы не должны потерять детей, и поэтому нужно развивать высокие технологии: они помогут нам спасти ребят от наркомании, проституции и других негативных явлений современной жизни. Ведь если ребенку интересно сидеть за компьютером, он не пойдет на улицу, в сомнительную компанию”, – заявил заместитель председателя комитета по образованию Сергей Федянин.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru