Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Миллионы детей постоянно используют компьютеры дома и в школе для образования и развлечения. А значит, многие из них ежедневно рискуют подхватить ту или иную “компьютерную инфекцию”. Это и нарушения зрения, и заболевания опорно-двигательного аппарата, и психологическая зависимость. Но, как известно, любую болезнь лучше вовремя предупредить, чем долго лечить.

Памятка учителю

Перед началом урока убедитесь, что ученик сидит у компьютера в правильной позе. Тщательно следите за тем, чтобы расположение на столе клавиатуры, монитора (высота, угол наклона, расстояние от наблюдателя), а также регулировка сиденья соответствовали индивидуальным антропометрическим особенностям каждого ребенка. И не забудьте об удобной подставке для ног. Заранее отрегулируйте яркость и контрастность изображений на мониторе. Проверьте, не мешают ли блики на экране и слишком интенсивное естественное (прямые лучи солнца) или искусственное освещение. Монитор ни в коем случае не должен располагаться прямо перед светлым окном или зажженной электролампой, свет которой попадает в центральное поле зрения ученика. Организуйте урок так, чтобы нашлось время для десятиминутного перерыва.

 

Памятка родителям

Компьютер установите в углу или задней поверхностью к стене.
В комнате, где стоит компьютер, проводите ежедневную влажную уборку.
До и после работы на компьютере протирайте экран слегка увлажненной чистой салфеткой или губкой.
Не забывайте почаще проветривать комнату.
Поставьте в комнате аквариум. Он повысит влажность воздуха.
Перед монитором ребенку лучше всего сидеть не ближе 60 см. Для любителей телевизионных игровых приставок расстояние до экрана телевизора должно быть не меньше 1,5 м.

Мария СИМОНОВА,
Илья РОМАНОВ

Реальные болезни виртуального мира

Чем можно заразиться от компьютера?

В последние годы офтальмологи сталкиваются с большим количеством жалоб на характерные симптомы зрительного утомления при работе с компьютером: усталость глаз, туман перед глазами, головная боль, покраснение глазных яблок, двоение предметов, избыточная световая чувствительность. Американская ассоциация оптометристов даже ввела понятие “компьютерный зрительный синдром” (Computer Vision Syndrome).
Чтобы успешно стучать по «клаве», ребенок должен овладеть набором зрительных навыков: точной фиксацией взора, аккомодацией (фокусирование изображения), бинокулярным зрением, конвергенцией (поворот глаз), периферическим (боковым) зрением и центральным анализом (распознавание изображений).
Работа на компьютере изменяет механизмы зрительной деятельности. Это опасно для детей, чья зрительная система продолжает формироваться. Но если у взрослых все неприятные ощущения в большинстве случаев проходят, у детей они зачастую провоцируют серьезные функциональные нарушения.
Исследования доказали, что может измениться и осанка детей под влиянием зрительного напряжения, и поэтому нарушения осанки тоже отнесли к проявлениям компьютерного зрительного синдрома (КЗС).
Дети не умеют себя контролировать. Сидят за компьютером вплоть до полного истощения ресурсов зрения. Часами, без перерывов играют в видеоигры. А чрезмерная концентрация внимания, сопровождающая работу с компьютером, подавляет моргание.
Видеомонитор обычно расположен выше, чем книга или лист бумаги. Верхние веки из-за этого открываются шире, уровень испарения слезной жидкости повышается, что приводит к высыханию и раздражению глаз.
Детям приходится смотреть на экран снизу вверх, а наиболее естественным и комфортным считается взгляд вниз под углом в 15 градусов. Это несоответствие может вызвать проблемы с балансом глазодвигательных мышц. Если учесть, что детям бывает трудно дотянуться до клавиатуры, становится понятным, почему после работы с компьютером у них болят руки, шея и спина.
Освещению в школьных классах зачастую не придают значения. Нужно помнить, что для комфортной работы поле зрения ребенка должно быть свободно от световых бликов и ярких источников света. И когда свет слишком слабый – тоже плохо. Недостаточное освещение – виновник головных болей, преимущественно в области лба, усталости, двоения изображений, покраснения глазных яблок. Вот почему рекомендованный уровень освещенности в компьютерном классе вдвое меньше, чем для обычных классных комнат.
Немаловажное значение отводится спектру света. Лампы, снабженные специальными светофильтрами, имитирующими естественную цветовую гамму полуденного солнца, заметно улучшают самочувствие учеников. Оптимальное освещение – труднодостижимая цель на практике из-за ограниченных бюджетов и строгой экономии средств. Однако примерно 86% общей стоимости освещения приходится на оплату электроэнергии, и лишь 3% составляет стоимость лампы. Поэтому более экономичной является покупка не дешевых, а качественных светильников, сберегающих электроэнергию.
Центр экрана должен быть примерно на уровне глаз. Это разгрузит те группы глазных мышц, которые напряжены при обычном направлении взгляда – вниз или вперед.
Идеальная поза ребенка за компьютером: спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами. Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти – общая ось с предплечьями – не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы. Бедра – под прямым углом к туловищу, колени – под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке.
Нужно удобное кресло, чтобы можно было регулировать высоту сиденья и наклон спинки, перемещаться на роликах. Идеальная спинка кресла повторяет изгибы позвоночника и служит опорой для нижнего отдела спины. Сиденье слегка наклонено вперед, что несколько переносит давление с позвоночника на бедра и ноги. Когда край сиденья чуть загнут, давление на бедра уменьшается. Кресло должно быть жесткое или полужесткое, это улучшит кровообращение в малом тазу.

Специальное питание

Детям с ослабленным зрением специалисты рекомендуют употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаз: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна быть печень трески и зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Полезны для глаз витамины (особенно комплексные поливитамины, в которых витамины сочетаются с микроэлементами: цинком, кальцием) – триовит, аевит, “Миртилене форте”. А также все препараты на основе черники: “Фиточерника”, “Черника-форте”, экстракт черники, “глазные таблетки” (так и называются).
Обязателен прием глюконата кальция по 0,5 г перед едой: детям 7–9 лет – 1–2 раза, подросткам 11–14 лет – 2–3 раза, взрослым – 3 раза в день в течение 10 дней. Препарат укрепляет наружную оболочку глаза, уменьшает проницаемость сосудов, способствует предупреждению кровоизлияний, оказывает противоаллергическое действие. Укреплению склеры способствует аскорбиновая кислота, которая улучшает обмен в тканях глаза и участвует в синтезе коллагена. Ее принимают по 0,05–0,1 г 2–3 раза в день в течение 3–4 недель.
Снять усталость помогают компрессы, промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на веки из отвара ромашки.
Есть специальные компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать на экране имитацию отдыха.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит на первых стадиях ослабления зрения. «Глазной» комплекс желательно выполнять детям 12–14 лет каждые 45 минут, а в 15–17-летним – каждый час. Перерыв должен длиться не менее 15 минут.

Восемь главных упражнений

Горизонтальные движения глаз: направо–налево.
Движение глазными яблоками вертикально вверх–вниз.
Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.
Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
Сведение глаз к носу. Для этого к переносице приставьте палец и посмотрите на него – глаза легко “соединятся”.
Частое моргание глазами.
Работа глаз “на расстояние”. Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Работая за компьютером, приходится длительное время пребывать в положении, которое диктует рабочее место. И не факт, что эта поза самая оптимальная.
Избыточное нахождение в одной позе приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к отсутствию ее на другие. Если постоянное перенапряжение мышц приводит к болям, то отсутствие нагрузки более пагубно влияет на организм и приводит к деградации мышц. Как следствие – разрушение межпозвонковых дисков, остеохондроз.

Профилактика и лечение остеохондроза

Необходимо сохранять правильную осанку, сидя за компьютером. Регулярно делать перерывы для легких физических упражнений.
Исходное положение (ИП): стоя, руки на поясе. Поднять правое плечо. Опустить его вниз. То же выполнить левым плечом.
ИП: стоя, руки на поясе. Выполнять круговые движения правым плечом, затем левым. Голову к плечу не наклонять. Движения делать плавно.
ИП: стоя, руки на поясе. Локти развернуть вперед. Спину округлить, подбородок опустить на грудь. Ощутить легкое потягивание мышц спины.
ИП: стоя на коленях и ладонях. Подбородок прижат к груди. Спину округлить, потянуться спиной вверх и прогнуться.
ИП: лежа на спине. Поднять руками колени к груди. Нагнуть голову к коленям. Удерживать такое положение несколько секунд. Расслабиться. Повторить 10 раз.
ИП: лежа на животе, руки сзади, пальцы соединены в замок. Поднять голову и оторвать плечи от пола, вытягивая руки к ступням. Удерживать такое положение несколько секунд. Расслабиться.
ИП: лежа на животе, руки под бедрами, колени выпрямлены, ступни ног соединены. Оторвать ноги от пола, стараясь приподнять их как можно выше. Удержать такое положение на два счета и опустить ноги.
Упражнения выполнять в среднем темпе, с ритмичным дыханием, без пауз между упражнениями, с полноценной амплитудой движений в работающих суставах и контролируемым напряжением мышц туловища и конечностей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru