ЯЗЫКИ ШКОЛЫ
Черная тетрадь на учительском столе...
На вопрос, как вы строите отношения с
родителями своих учеников, мои
респонденты-учителя отвечали что-то вроде
“Никак”, “Да ну их”, “Держусь как можно
дальше”.
Они знают одно из негласных правил педагога:
никогда не говорить о проблемах ребенка его
родителям.
Интуитивный императив опытного
педагога “без родителей” можно огласить
примерно так. Школа – наша территория, особый
мир. Как только человек шагнул за школьную
калитку, он “вошел в роль” и принял
соответствующие правила поведения.
Если на урок пришел завуч или родитель, я веду
урок не так, как мне надо. Если в класс пришла
мама-энтузиастка готовить праздник, я ухожу из
класса. Родители пошли со мной в поход – это для
меня и для детей не поход: наш контакт разомкнут,
я тоже под надзором, и никаких ночных вылазок в
лес или на деревенское кладбище я не затею. Я и
говорить-то буду иначе… Меня томят классные
“огоньки” с родителями и глупые игры “папа,
мама, я”, как и выпускные вечера, на которых
сидишь за “взрослым” столом под опекой
благодарных мам. С меня довольно родительских
собраний. Вот они сели за парты, где обычно сидят
их дети. Никакого сравнения – жалкое подобие
своих детей. Почему-то у буйных детей тихие
родители, у отличников – недалекие, а активные
мамы настолько не в курсе школьной реальности,
что оторопь берет от их помощи.
На самом деле их интересует только классный
журнал. Оценки. Они их выписывают! Однажды после
такого собрания я, вымотанная, ехала домой в
троллейбусе и вдруг перед самым домом поняла, что
двойка, стоящая в журнале у Пронина, в которую так
и впился папаша, вовсе не его, а человека графой
ниже. Вернулась в школу, нашла номер телефона, но
Пронин уже только тихо всхлипывал в трубку. Эта
ситуация дала мне понять: контакт учителя с
родителями именно в точке главного
родительского интереса опасен для детей. И не
нужен.
У родителей с детьми свои – семейные –
отношения. Кого-то лупят, кого-то балуют, кого-то
подкупают, а на кого внимания не обращают – их
дети, их дело. А у меня свои, школьные. Я не хочу
ничего знать про быт детей, их “особенности”,
про то, что мальчик “все еще мочится по ночам”, а
девочка “непрестанно грызет ногти”. У меня не
грызет. Не мочится. Не обзывает бабушку. Не ленив.
Не лжив… “Это он вас уважает, а на самом деле…”
Или другая крайность: “Дома он такой послушный,
не может быть, чтоб он так дрался”. И неужели я
буду им объяснять, что происходит с мальчиком? Им!
Ежеминутно подавляющим его волю и не
представляющим иного обращения с ребенком? Нет,
конечно. “Все выправится. До свидания”.
Удел учителей-правдолюбов печален. Они ведут
кондуит (я видела у учителей такие тетради –
всегда с черной обложкой), куда записывают
ученические прегрешения, вольные и невольные:
материал для родительского собрания. Говорят,
черная тетрадь на учительском столе сильно
дисциплинирует. Звонят домой и жалуются
родителям, вызывают их в школу, вечно что-то пишут
в дневник. “Стрелялся на уроке!” (Ничего себе!)…
“Не делает домашнюю работу без уважительной
причины!” (А по уважительной делает?) Примите
меры, примите меры… Меры: перевод в другой класс,
исключение из школы, скандал у директора,
валидол, слезы.
В платной школе то же самое с точностью до
наоборот. Ученик не пришел в школу – у папы
машина не завелась. Ученица каждый день
пропускает первый урок, и это каждый раз урок
русского языка – мама улыбается: “Она у нас сова
по природе, поздно ложится”. Или так: “Ты
неаккуратно написал!” – “Да? А нам с мамой
нравится!” Подхалимничают не родители, а
учителя; досье собирают не учителя, а родители –
и не на ученика, а на учителя. Страдают в той же
последовательности. Но не дети, а учителя. Правда,
не просто так, а за хорошую зарплату.
Почему учителей и родителей мир не берет? Точнее,
так: почему невозможен союз таких важных для
ребенка людей, как родители и учителя? Ответ
очевиден: каждая сторона “лучше знает”, как
воспитывать и учить, каждая отстаивает монополию
на обладание ребенком и каждая имеет для этого
веские основания. Если вдруг ученика увлекла
личность педагога, родители ревнуют и поступают,
как все ревнивцы (обойдемся без списка). И
наоборот: ребенок демонстрирует полное
безразличие к школе и никак не может запомнить
имен своих учителей – обиженный учитель
демонстрирует свой протест. Поэтому, с одной
стороны, “в школе проходят какую-то дурь, а на
учительницу без слез смотреть нельзя”, а с
другой – “родители совсем обнаглели, не знают,
чего хотят”.
Идет борьба за то, кто за кем должен ползать с
микроскопом и высматривать бревна и соринки в
глазу. Пришел ребенок в мятой кофте – родители не
следят! Пропустил учитель ошибку в тетради – она
не знает предмета! На девочке дорогое платье –
что они из нее хотят вырастить? Учитель в сердцах
хлопнул рукой по столу – они все неврастеники и
психопаты. “Родители не могут купить нужный
учебник!” – “Учителя думают, нам делать нечего,
кроме как обслуживать их дурацкие
эксперименты!”… Тысяча поводов для
самоутверждения. Учительница подписывает
девушке открытку стихами Пастернака: “Любить
иных – тяжелый крест, / А ты прекрасна без
извилин…” – мама плачет у директора: так
оскорбить дочь, “без извилин”, разве она у меня
дура?
Для постороннего взгляда – трагикомедия. Для
посвященного – закоренелая, плохо скрываемая
предвзятость по отношению друг к другу. Родители
хотят подчинить школу своим интересам, готовы
даже купить это право. Школа считает себя
заповедной территорией и родителей игнорирует,
мирясь с любыми лишениями.
Вряд ли все-таки в обозримом будущем слово
“распри” уйдет в словарь редких и забытых слов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|