ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ
Знания не открывают двери...
В Великобритании понимают, что
постиндустриальное общество требует от молодых
людей освоенных способов деятельности. И поэтому
здесь возлагают особые надежды на
компетентностное обучение
В середине 90-х годов Советом Европы был
принят список компетентностей, которыми должны
владеть все выпускники образовательных
учреждений. По классификации Совета Европы
компетентности подразделяются на политические и
социальные, на те, которые касаются жизни в
многокультурном обществе, на связанные с устной
и письменной коммуникацией, на обусловленные
возникновением информационного общества. В
отдельный способ деятельности выделена
«способность учиться всю жизнь».
Более конкретный список
компетентностей составлен и принят парламентом
Великобритании. На первом месте для британцев
оказалась «работа с числом». Британские
работодатели обратили внимание на то, что
выпускники школ не умеют пользоваться таблицами
и калькуляторами. Эта задача была немедленно
поставлена перед национальным министерством
образования. Следующей по значимости для
британцев идет компетентность «коммуникация». В
первую очередь это родной язык – устный и
письменный. Надо заметить, что выпускники
муниципальных британских школ плохо знают
иностранные языки – недаром, по мировым опросам,
туристы из Великобритании считаются самым
тяжелым, нетерпимым и неконтактным контингентом
для служащих отелей. Важную роль в овладении
компетентностью «коммуникация» для британцев
занимает отбор адекватных средств и методов для
общения, устройство обратной связи, то есть
умение определить, насколько понял твою мысль
собеседник. Следующей по значению у британцев
идет важность освоения компьютерных технологий.
Одна из самых любопытных и пока еще не освоенных
российской школой компетентностей – это
«самопрезентация», или «самопродвижение».
Британцы убеждены, что именно в школе подросток
учится показывать себя на будущем поприще.
Самая главная компетентность – «способность
решать свои проблемы». Это, по определению
Кембриджского экзаменационного синдиката,
способность соорганизовывать свои внутренние и
внешние ресурсы для достижения целей. К
внутренним ресурсам относятся традиционные
знания, умения и навыки. Если выпускники средней
школы умеют организовывать их для достижения
своих целей, считается, что британская школа как
социальный институт выполнила свою функцию.
Овладение компетентностями в Великобритании
проверяется с помощью стандартных
государственных тестовых процедур. Существует
система национальных стандартов в этой области.
Они различаются по всей территории
Великобритании в зависимости от
социально-экономического положения региона:
одни стандарты в Шотландии, иные – в Англии.
Тест на овладение компетентностями предлагается
учащимся в возрасте 9, 11, 13, 15 и 17 лет. Однако в
любом возрасте можно протестироваться в
специальных пунктах, устроенных Кембриджским
экзаменационным синдикатом (проводящим единые
национальные экзамены в Великобритании). Там
соискателю выдадут сертификат, который обычно
требуется при приеме на работу. Эту
государственную процедуру одобряют профсоюзы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|