Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Знания не открывают двери...

В Великобритании понимают, что постиндустриальное общество требует от молодых людей освоенных способов деятельности. И поэтому здесь возлагают особые надежды на компетентностное обучение

В середине 90-х годов Советом Европы был принят список компетентностей, которыми должны владеть все выпускники образовательных учреждений. По классификации Совета Европы компетентности подразделяются на политические и социальные, на те, которые касаются жизни в многокультурном обществе, на связанные с устной и письменной коммуникацией, на обусловленные возникновением информационного общества. В отдельный способ деятельности выделена «способность учиться всю жизнь».

Более конкретный список компетентностей составлен и принят парламентом Великобритании. На первом месте для британцев оказалась «работа с числом». Британские работодатели обратили внимание на то, что выпускники школ не умеют пользоваться таблицами и калькуляторами. Эта задача была немедленно поставлена перед национальным министерством образования. Следующей по значимости для британцев идет компетентность «коммуникация». В первую очередь это родной язык – устный и письменный. Надо заметить, что выпускники муниципальных британских школ плохо знают иностранные языки – недаром, по мировым опросам, туристы из Великобритании считаются самым тяжелым, нетерпимым и неконтактным контингентом для служащих отелей. Важную роль в овладении компетентностью «коммуникация» для британцев занимает отбор адекватных средств и методов для общения, устройство обратной связи, то есть умение определить, насколько понял твою мысль собеседник. Следующей по значению у британцев идет важность освоения компьютерных технологий. Одна из самых любопытных и пока еще не освоенных российской школой компетентностей – это «самопрезентация», или «самопродвижение». Британцы убеждены, что именно в школе подросток учится показывать себя на будущем поприще.
Самая главная компетентность – «способность решать свои проблемы». Это, по определению Кембриджского экзаменационного синдиката, способность соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для достижения целей. К внутренним ресурсам относятся традиционные знания, умения и навыки. Если выпускники средней школы умеют организовывать их для достижения своих целей, считается, что британская школа как социальный институт выполнила свою функцию.
Овладение компетентностями в Великобритании проверяется с помощью стандартных государственных тестовых процедур. Существует система национальных стандартов в этой области. Они различаются по всей территории Великобритании в зависимости от социально-экономического положения региона: одни стандарты в Шотландии, иные – в Англии.
Тест на овладение компетентностями предлагается учащимся в возрасте 9, 11, 13, 15 и 17 лет. Однако в любом возрасте можно протестироваться в специальных пунктах, устроенных Кембриджским экзаменационным синдикатом (проводящим единые национальные экзамены в Великобритании). Там соискателю выдадут сертификат, который обычно требуется при приеме на работу. Эту государственную процедуру одобряют профсоюзы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru