ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ
Что такое case-методика и как ее
осваивают в Самаре
Понятие сase (по-русски произносится
«кейс») пришло в нашу страну из практики
американских бизнес-школ. В Гарвардской школе
бизнеса «кейсом» называлось занятие группы, на
котором коллектив обсуждал и решал конкретную
ситуацию из актуальной бизнес-практики. Недавно
Департамент образования и науки администрации
Самарской области при поддержке Британского
совета издал сборник школьных «кейсов». В книге
по case-методу рассматриваются самые интересные
школьные проекты по развитию тех или иных
компетентностей, реализованные детьми Самарской
области. В каждой ситуации подробно
прокомментированы действия руководителя
проекта. Авторы книги подчеркивают, что эти
комментарии не являются истиной в последней
инстанции: учителям просто будет интересно с
ними познакомиться.
Среди проектов – множество неожиданных:
создание макета оружия 1812 года, компьютерная
презентация малоизвестной сызранской иконописи
XIX века.
Есть проект под названием «Биологические основы
феминизма» или такой: «Можно ли получить такого
котенка, какого я хочу?». Цель последнего
сформулирована так: «Выяснить внешние признаки
кота, с которым следует свести домашнюю кошку
ученицы для получения потомства, похожего на
кошку». Не забудем, кстати, что большинство
проектов реализовывали сельские школьники.
Индивидуальный проект ученицы 9 класса
«Минеральная вода: полезная и вредная».
Ученица сказала, что ей не нравится вкус
минералки, которую продают в школьном буфете.
Учитель предложил начать с эссе о минеральной
воде и перечислил девочке литературу по химии и
медицине. Девятиклассница съездила на завод
«Эридан», занимающийся выпуском минеральной
воды. Учителя школы заинтересовались проектом,
сделав немало полезных для себя выводов. Автор
проекта выполнила поставленную задачу: она
объяснила самой себе и окружающим, почему ей не
нравилась минеральная вода в школьном буфете.
Оказалось, некоторые марки минералки,
продающиеся в школе, нежелательны для детей (они
содержат большое количество сульфатов).
Индивидуальный проект «Стресс».
Ученица 10 класса, которой вскоре предстоит
сдавать ЕГЭ, обнаружила, что ей трудно заполнять
тесты. Она решила, что ей мешает стресс, и
попыталась изучить само явление стресса в нашей
жизни. Старшеклассница самостоятельно составила
анкету и провела опрос около 100 человек,
определяя, какую роль в их жизни играет стресс.
Выяснилось, что 60% опрошенных подвержены стрессу,
причем у 25% подверженность высокая, а 5%
необходимо обратиться к психологу. Результаты
проекта были представлены в виде реферата.
Проект «Зимний сад», который осуществили семь
учеников начальной школы.
Цветы, которые росли в сельской школе, погибли.
Ученики с помощью учителя изучили книгу о
комнатных цветах, с помощью библиотекаря
сельской библиотеки изучили справочник по
почвам, на специальной экскурсии подобрали почву
для растений, сделали эскизы. Каждый описал на
нескольких листах, зарисовал и посадил свой
цветок. Проект «Зимний сад» стал одним из самых
популярных в Самарской области, к нему
обращаются во многих школах.
Индивидуальный проект ученицы 10 класса «Будем
дружить».
Цель – изучить причины конфликтов в среде
15–16-летних и дать рекомендации одноклассникам
по поведению в конфликтных ситуациях. Школьница
изучила литературу по конфликтологии и
составила анкету для своих одноклассников.
Индивидуальный проект ученицы 10 класса
«Проблемы частных тепличных хозяйств нашего
района».
На уроке учитель рассказал, что их село называют
«помидорной столицей» Самарской области. Однако
за этой доброй славой тянулись дурные
экологические последствия: отходы тепличных
хозяйств загрязняют территорию села. Необходимо
было добиться, чтобы администрация помогала
«тепличникам» складировать отходы. Девушка
провела опрос владельцев теплиц, взяла интервью
у главного эколога района. Результатом
исследования стала статья десятиклассницы в
местной газете. На презентации проекта,
состоявшегося на школьной конференции, девушку
пришли послушать все педагоги, чьи семьи
выращивают помидоры в теплицах. В итоге
администрация села стала решать вопрос об
отправке отходов на химический завод. «Проект
удался, – заключил учитель, – поскольку получил
большой практический эффект».
Проект 7 семиклассниц «Пифагоры в юбках».
Цель – «доказать, что не только мужчины, но и
женщины внесли вклад в развитие наук». Во время
ссоры в кабинете математики мальчики сказали
девочкам, что женщины ничего не умеют. Почему?
Взять хотя бы науку: среди портретов ученых,
висящих в классе, нет ни одной женщины. Девочки
решили доказать, что вклад женщин в развитие
наук, в том числе математики, недооценен. Они
суммировали информацию из разных источников и
пришли к выводу, что в настоящее время вклад
женщин в историю наук не отражается в силу
консерватизма мышления. Например, ни в одном
учебнике математики нет портретов женщин-ученых.
По завершении исследования в кабинете
математики были вывешены портреты
женщин-математиков.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|