Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Будьте компетентны!

О ходе эксперимента наш обозреватель Светлана Кириллова беседует с Оксаной Чураковой, старшим научным сотрудником лаборатории модернизации образовательных ресурсов Департамента образования и науки Самарской области

Фото Е.КРЫЛОВА

С 2000 года в пилотных школах Самарской области проходит эксперимент, которому на российских просторах суждена нелегкая судьба. Речь идет об изменении целей школьного обучения. В конечном счете – о приближении российской школы к общеевропейским и мировым стандартам. Первое испытание – единым государственным экзаменом – экспериментальные школы, среди которых немало сельских, выдержали. Впереди их ждет новое испытание – государственным стандартом...

– Зачем понадобился этот непривычный для русского уха термин – «компетентность»? Разве суть нового общеевропейского подхода к образованию нельзя было выразить проще?
– Термином «компетентность» мы хотели привлечь внимание педагогической общественности к новой трактовке результата образования. Мы живем в постиндустриальном обществе, где ценность знания самого по себе как цели образования утрачена давным-давно. Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как цель образования. У нас по сей день на уроках русского языка и литературы готовят маленьких филологов и литературоведов. Выпускники не всегда умеют использовать родной русский язык с функциональной точки зрения. Они могут блестяще написать сочинение, но не всегда способны составить письмо, написать заявление или резюме. В советской школе мы говорили об общеучебных умениях и навыках. Но смысл термина «компетентность» – в другом: это способность и готовность человека овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике.
Считается, что наше советское и российское воспитание – это коллективное воспитание. Но в ходе эксперимента мы убедились, что работодатели Самарской области требуют от выпускников более серьезных навыков работы в коллективе.

– Мне всегда казалось, что российская школа дает достаточно навыков работы в группе…
– У нас были наработаны практические занятия, игры, но ради чего все делалось? Ради того, чтобы все участники группы лучше усваивали знания. Но не ради того, чтобы подросток усвоил, как строить отношения с другими людьми, как согласовывать свои цели с целями других людей.

Краткий словарик

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – освоенные способы деятельности.
КОМПЕТЕНЦИЯ – знания, умения (действия), навыки (действия).

– Почему для проведения регионального проекта по внедрению в образование компетентностного подхода вы выбрали в партнеры Кембриджский экзаменационный синдикат? Или, скажем так, почему он выбрал в партнеры именно Самарскую область?
– Для нашей области это политическая проблема. Компетентностный подход был провозглашен приоритетным направлением в развитии образования Самарской области в 2000 году наряду с внедрением информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс. У нас много делают в области социального партнерства: есть Совет по кадровой политике, торгово-промышленная палата, мы сотрудничаем с работодателями и внимательно следим за тем, какие требования к выпускникам они предъявляют. Мы повторяем, что образование – это ресурс развития экономики. Летом этого года наш губернатор Константин Титов четко сформулировал, что результат школьного образования – овладение компетентностями.

– Вы привели любопытный факт, что у выпускников наших школ, по мнению работодателей, не так уж сильны коллективистские навыки. Чем еще недовольны работодатели?
– Мы провели социологический опрос. Все работодатели вне зависимости от формы собственности, сферы производства, величины предприятия, политических ориентаций назвали те универсальные умения и способности, которые они хотели бы видеть у своих работников. Обнаружился интересный пункт, который отличается от требований родителей. Это – умение строго соблюдать инструкцию, технологию, правила, распорядок. А родители и общественность все хотят творчество в ребенке развивать…

– Это замечательно – воспитывать в ребенке желание решать самому свои проблемы. Но как учителю теперь объяснять школьнику, что знания – не главное в жизни?
– Я согласна: это жестоко по отношению к учителю – задать новые профессиональные требования, не подготовив почву. Мы обучили всех до единого директоров, в порядок аттестации работников системы образования внесены изменения. Каждый педагог Самарской области раз в пять лет получает ваучер, который дает ему право пройти курсы повышения квалификации. Теперь два блока этих курсов ориентированы на компетентностный подход. Мы провели большую исследовательскую работу и выяснили, какие образовательные технологии лучше всего отвечают нашим задачам. В первую очередь это метод проектов, о котором много говорят в последнее время, в том числе в Великобритании.

Краткий словарик

ПРОЕКТ – специально организованный учителей и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы. Проект завершается созданием продукта.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Также – технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

– Теперь можно сказать, что Самарская область идет в ногу с передовыми международными технологиями?
– Вообще-то метод проектов вовсе не нов. Когда о нем говорят, принято упоминать его создателя – Джона Дьюи. В тот момент Америка переживала очередную перестройку экономики, оказалось, что судьба человека в его собственных руках. Ситуация быстрой смены обстоятельств была не только непостижимой для американцев того времени, она была подлинной жизненной трагедией. Мы в России переживаем такую же ситуацию. Работая по методу проекта, человек понимает разрыв между желаемым состоянием и реальностью. Он вырабатывает систему мер для достижения идеального результата. Например: подростки размышляют о том, как подзаработать, изучают систему сетевого маркетинга, причем базируются на тех источниках информации, которые для них доступны, делают для себя выводы, интересен ли им этот вид заработка. Возможно, кажется, что они открывают Америку. Тем не менее они учатся планировать свое время, работать в группе, организовывать ресурсы и получать тот результат, который для них жизненно важен. Задача учителя – помочь им овладеть технологиями сбора и анализа информации. Вовсе не каждый учитель должен работать по методу проектов. Те, кому трудно перестроить свое сознание, остаются великолепными специалистами, консультантами по тому или иному разделу отрасли знаний. Консультант отвечает на те вопросы, которые задает ученик. А руководитель проекта должен наблюдать за тем, как дети решают проблему, задавать им вопросы, объяснять, что стало причиной ошибки.

– Школьная программа, как известно, перегружена. Не получится ли так, что работы по индивидуальным и общим проектам станут еще одним бременем для детей? Да, детям будет интересно, но ведь в сутках только 24 часа…
– Да, мы стараемся высвобождать время, чтобы помочь детям заниматься проектами. Могут вводиться проектные дни, часы, недели…

– Боюсь, что целых недель на проекты никто не выделит…
– А кто запретит это делать? Школа сама согласно Закону «Об образовании» вольна выбирать технологии и методики, по которым она работает. Метод проектов – это образовательная технология. Государственная аттестация оценивает результат, а не процесс. Департамент образования и науки администрации Самарской области рассылает методические и инструктивные письма, в которых мы рекомендуем распространять проектный метод, предлагаем варианты, как можно изменить учебные планы на уровне образовательных учреждений, за счет чего изыскать ресурсы часов, как оценивать сформированность ключевых компетенций. Да, возникает немало трудностей. Одна связана с тем, как тарифицировать труд учителя, работающего по методу проектов, ведь сейчас оплата привязана к часам. Другая трудность – с календарно-тематическим планированием. У завуча, который отвечает за расписание в администрации школы, появится лишняя головная боль: ведь расписание становится гибким, оно меняется не раз в четверть, а раз в месяц. Это значит, что уйдет традиционная урочная система, занятия будут вынесены в медиатеку или библиотеку, в музей или архив. Естественно, расширяется школьное пространство. И школа вынуждена будет менять многое в организации своей деятельности. Это огромная работа. В ее форсировании нет смысла, потому что тогда мы наткнемся на саботаж со стороны учителей и на сопротивление администрации школы.

– А не будет ли так, что проекты станут дополнительной нагрузкой для детей и в результате уже никакой творческой работы ребенка не получится?
– В рекомендациях, которые мы распространяем, говорится, что учащийся должен выполнить в год не более двух проектов. Иначе это приведет к перегрузке. В системе аттестации образовательных учреждений с будущего года будут специально заложены показатели, с помощью которых мы намереваемся проследить ситуацию с проектной деятельностью учащихся в школе.
Три года назад было даже предложение: не опубликовать ли нам сборник «500 проектов детей Самарской губернии»? Тогда мы обнаружили, что в школах, где учителя проходили курсы повышения квалификации на обучающих семинарах, один за другим появлялись одинаковые проекты. В последние два года я не наблюдала, чтобы все работали по одним и тем же проектам. Каждый год меняется спектр проблем и интересов. Старшеклассники все больше пытаются решать вопросы, связанные с собственной карьерой, со взаимоотношениями друг с другом и с осознанием своего места в мире.

– Возможен и другой вариант: местные руководители скажут школам: «Бросьте валять дурака с этими вашими проектами, готовьтесь-ка лучше к ЕГЭ». Как быть тогда?
– Мы боялись результатов ЕГЭ. Боялись, что дети, для которых знания не цель, а средство, покажут не слишком хорошие результаты на ЕГЭ. Правда, опыт работы на ЕГЭ у нашей области небольшой – всего три года. Не знаю, насколько он репрезентативен. Я могу сейчас говорить о шести очень разных пилотных школах, представлявших разные районы и типы образовательных учреждений. Их результаты на ЕГЭ не ухудшились нисколько. Одна из школ на юго-западе области показала великолепные результаты, даже 100 баллов по русскому языку. Это позволяет нам говорить о том, что метод проектов не размывает ценности знаний.

– Похоже, испытание ЕГЭ новая технология выдерживает. В будущем ее ждет еще одно испытание – закон о государственном стандарте. Вы к нему готовы?
– Когда однажды мы открыли один проект стандартов, нам стало грустно. Знаете, почему? Мы насчитали там 37 компетентностей. Причем одни и те же компетентности назывались для каждого предмета. Например, социокультурная компетентность, компетентность толератности. Почему-то коммуникативную компетентность надо было одновременно развивать на уроках физики, математики и литературы, не говоря про языки. Почему нельзя было выделить ее в некое общее требование? Это – стандарт вчерашнего дня.

– Если стандарты вчерашнего дня будут приняты, это может поставить крест на вашей деятельности?
– Это будет очень грустно. Но мы будем продолжать нашу деятельность. Посмотрите на ЕГЭ. В своей нынешней форме – с частью С – он отнюдь не противоречит компетентностному подходу. Нельзя выполнить задания части С, не умея оперировать информацией. Нас утешает то, что мы многое можем сделать на уровне регионального компонента в образовании.

Эксперты из Самарской области после собственного исследования и согласования со своим партнером по проекту – Кембриджским экзаменационным синдикатом выделили следующие ключевые компетентности:

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ – позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и собственными силами воплотить его в жизнь.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – позволяет осваивать и грамотно применять технологии в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

САМООБРАЗОВАНИЕ – позволяет изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – позволяет быть успешным в современном информационном обществе, принимать решения на основе критически осмысленной информации.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения своих задач независимо от симпатий и антипатий к сотрудникам.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – позволяет получать необходимую информацию от других людей и организаций, влиять на принятие решений, убеждать на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru