Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2004

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Наталия ИШТРИКОВА

Виктор Садовничий: «Не надо бы министерству равнять всех под одну линейку»

Чтобы понять, стоит ли финансировать школьное образование

Виктор Садовничий, председатель Союза ректоров России, ректор МГУ, рассказал на пресс-конференции о планах работы главного вуза страны в 2004 году и дал оценку реформам, проводимым Министерством образования.
Садовничий считает, что в МГУ все хорошо. А в министерстве – плохо. Ректору крупнейшего вуза России не нравится ни эксперимент по ЕГЭ, ни эксперимент по профильной школе.

«Если бы возле МГУ можно было повесить рекламный плакат, я написал бы только два слова: “МГУ работает”», – заявил Виктор Садовничий в начале пресс-конференции.
Действительно, ректору МГУ есть чем похвалиться. На Ломоносовском проспекте в Москве строится здание Фундаментальной библиотеки МГУ. Ее фонды составят 5 миллионов томов, общая площадь – 42,5 тысячи квадратных метров.
Еще в МГУ будет собственная клиника генных биотехнологий, в которой студенты будут работать над проблемой продолжительности человеческой жизни.
В планах вуза и создание факультета, где, по словам Виктора Садовничего, будет готовиться «высший эшелон государственных людей».
Растет набор студентов и число филиалов вуза. Так, в 2003 году МГУ принял 5000 студентов-бюджетников при плане в 3600. Увеличение произошло за счет внебюджетных средств университета. Так будет происходить и в 2004 году: университет готов принять гораздо больше талантливых абитуриентов, чем запланировано бюджетом. «Мы принимаем и будем принимать не менее 50% иногородних студентов – не хуже, чем при советской власти!» – заметил ректор. К тому же МГУ практикует публичное зачисление, то есть результаты вступительных экзаменов и экзаменационные работы доступны всем желающим.
На выборах Государственной думы Виктор Садовничий баллотировался и был избран в депутаты. Однако, сообщил ректор, депутатом он не будет никогда, потому что МГУ – дело его жизни: «Я здесь учился, работал всю жизнь, прошел путь от первокурсника до ректора. И никуда я отсюда не пойду».
Выразив нежелание заниматься решением проблем системы образования в Думе, ректор МГУ дал свою оценку работе Комитета по образованию и науке в последние четыре года. По его словам, ситуация в образовании стала более стабильной, тем не менее не все было удачно во взаимодействии Союза ректоров и Комитета по образованию. «Мы критиковали законопроект «Об университетах», который ограничивает права университетов и отменяет всеобщий порядок защиты кандидатской и докторской диссертаций. В нашей стране 3200 университетов. Представьте, что будет, если каждый введет свою систему аттестации?» Одновременно ректор МГУ сказал о том, что университетам все-таки нужно больше автономии, и лучшей будет линия власти на развитие науки в университетах. «Я не могу выступать за создание системы ведущих вузов, потому что эта идея встречает большую настороженность», – добавил ректор. Виктор Садовничий высказал пожелание новым законодателям: более тесно, чем их предшественники, сотрудничать с научной общественностью и педагогами.
Председатель Союза ректоров также в очередной раз сообщил о своем отношении к эксперименту по введению ЕГЭ. «Мы рассматриваем эксперимент не как кампанию. Мы хотели бы сделать систему лучше, а абсолютизация ЕГЭ, безусловно, приведет к ошибкам», – сказал ректор.
В 2004 году МГУ не примет участия в ЕГЭ, но намерен отбирать способных студентов при помощи собственных олимпиад. Напомним, что Министерство образования стремится внести в Закон «Об образовании» поправку о том, чтобы принятие студентов по результатам олимпиад было возможно, но чтобы эти олимпиады проводились только от лица самого министерства. Поэтому в настоящее время МГУ просит разрешения засчитывать при приеме в данный университет результаты олимпиад, проводимых МГУ. Известно, что с аналогичной просьбой в Министерство образования обратились крупные вузы других регионов.
Не нравится ректору МГУ и идея профильной школы, идеология которой, по его выражению, – «дети – оболтусы, давайте-ка их поделим». В профилизации – большая опасность, ведь дети уже не смогут получить, к примеру, гуманитарное образование, выбрав другой профиль. Альтернатива профилизации – апробированная система специализированных школ.
«Не надо бы министерству образования равнять всех под одну линейку», – сказал Виктор Садовничий.
Кстати, о Министерстве образования. Прогнозируя его развитие в эпоху победившей однопартийности, Виктор Садовничий выразил пожелание, чтобы в случае смены министра новой главой образовательного ведомства стал не политик, а профессионал, «вышедший из стен РАН, ректорского корпуса…».
Впрочем, Владимир Филиппов и есть как раз такой министр, заметил Виктор Садовничий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru