КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ
Детский лепет взрослого человека
Алексей Чаругин и его ироничные
картинки
В одной из лучших московских галерей,
которая размещается в торцевой части старого
московского Манежа и соответственно называется
галерея «Манеж», прямо перед Новым годом
открылась выставка известного московского
художника Алексея Чаругина. Светлая и радостная
экспозиция носит шутливое название «Детский
лепет» и полностью оправдывает его. Лошадки,
птицы, коровы, куры, деревенские домики, елки и
люди с веселыми лицами явно сошли со страниц
детских альбомов. На вернисаже художник
откровенно признался, что использовал рисунки
своей пятилетней дочери и даже поместил один из
них на выставке в качестве своеобразной
заставки.
Большинство картин Чаругина светлы по колориту.
Яркие свежие краски напоминают о народном
примитиве, лубке, городецких прялках и расписных
сундуках. В книге воспоминаний московский
художник Евгений Расторгуев, родившийся в
Городце на Волге, написал: «Мы только листья.
Корни – народное искусство». А уж в народном
искусстве свежесть и непосредственность
детского восприятия всегда были основой для
творчества.
Но, разумеется, Чаругин – художник
профессиональный, и было бы неверно определять
его эстетику, исходя только из стилистики
детского рисования. На вернисаже он, в частности,
говорил о давнем интересе к такому классику
немецкого искусства ХХ века, как Пауль Клее, а
также к целому коллективу европейских мастеров,
объединившихся во второй половине этого же века
в группу «Кобра». Но, к счастью, сквозь все эти
влияния и напластования всегда просвечивается
радостный и добрый стиль самого художника,
создающего образ российского житья-бытья. В
некоторых его композициях хорошо передана
стихия свободного движения в пространстве
различных «атомов» и «молекул» деревенского или,
шире, провинциального мира. Иногда это некое
броуново роение предметов, живых существ и
красочных пятен и линий. Иногда, напротив,
художник старательно упорядочивает зрительный
ряд, выстраивая все и вся по рядам и клеткам. Но
даже в таком расчерченном геометрическом
варианте картина мира воспринимается как
пульсирующая живая стихия.
Чаругин часто бывает ироничен, но без малейшего
элемента сарказма или тем более агрессии. Он
по-доброму улыбается, глядя на бесконечный
российский хаос и абсолютно невозможные для
какой-нибудь западноевропейской страны ситуации
и обстоятельства. Порой кажется, что он пишет
длящуюся вневременную сказку, в которой есть
элементы идиллии и сюрреализма, но без тягостной
эстетики последнего.
И еще об одной постоянной привлекательной
особенности, присущей произведениям Чаругина,
хочется сказать особо. Все его большие и малые
картины музыкальны, так как в них есть
пространственный ритм. Он прослеживается в
абстрактных и фигуративных линиях и красочных
пятнах, он может существовать ненавязчиво и
подспудно, и тогда его надо угадывать. И он же
может быть уподобленным громкой и явной мелодии,
а в изобразительном варианте напоминать
геометрически четкий чертеж. Но в любом случае
лирическое начало всегда побеждает, гармония
превосходит алгебру, и мы понимаем, что музыка,
добытая художником из окружающего российского
воздуха, не ограничивается пределами холста. Эта
осознанная художественная бесконечность и есть
главное достижение Чаругина, который словно
возвращает нас к известному гоголевскому
размышлению о бесконечности российской: «Отсюда
хоть три года скачи, ни до какого государства не
доедешь». Вот и скачут чаругинские лошадки, летят
птицы, идут и едут люди, а куда двигаются и где
границы этого расширяющегося космического
простора, никто не знает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|