РОЖДЕСТВО
Звезда и искры
История, которую можно рассказать
только молчанием
Говорят, что всякая история имеет свое
начало и конец, и герой ее, будь то один человек
или все человечество, неминуемо движется сквозь
перипетии судьбы и сюжета от пропасти к пропасти.
То есть любое событие, случившееся до или после
истории, уже не имеет к герою никакого отношения
– мы вспоминаем о персонаже лишь тогда, когда с
ним что-то происходит или происходящее хоть
как-то его касается. Даже самый опытный
рассказчик почувствует себя неловко, если
попытается поведать о свершившемся,
происходящем или грядущем, не упомянув при этом
ни об одном деянии героя своего повествования.
Потому это и не история вовсе, а скорее сказка.
Сказка, которую можно рассказать лишь молча и
которую лишь в молчании внимательный слушатель
может распознать.
Поскольку сказка эта не имеет ни начала, ни конца,
нет никакой необходимости сразу представлять ее
героя. Впрочем, его можно заметить и с другой
стороны площади трех вокзалов, ибо из сотни
прохожих, снующих вокруг, он один явно никуда не
спешит. Человек стоит у выхода с Ярославского,
согревая руки в глубоких карманах довольно
потертой зимней куртки, слегка запрокинув
голову, однако без признаков самодовольства или
гордости. Кажется, его серые глаза пытаются
высмотреть нечто, происходящее вдалеке, или
вот-вот должное произойти. Впрочем, такой взгляд
обычно бывает у людей, которые схватывают каждое
движение, каждую деталь окружающего
пространства, равно как и у тех, кто ничего не
замечает, погрузившись в размышления или
пустившись в мутное странствие по собственной
памяти. Так или иначе зрение этого человека в
момент нашей сказки устроено так же, как и его
дыхание. Его взгляд вдыхает все образы, попавшие
в поле видения, одновременно и неосознанно, и те,
закручиваясь в неведомых мыслях нашего героя,
оседают на реальности туманными миражами,
подобно тому как пар, слетающий с его губ, на миг
делает воздух видимым. Впрочем, этот человек
отличается еще и тем, что он, пожалуй,
единственный на площади, для кого очертания
домов, людей, машин, сияющих витрин и новогодних
елок, тротуаров, покрытых льдом, лиц и дорог
сливаются в нечто подобное наркотическому дыму,
дыму ядовитому и дурманящему. Движение,
пульсация этой площади не имеет к нему никакого
отношения – улица всегда живет своей жизнью,
идете вы по ней, сидите в кафе или спите дома. Но
теперь смысл этой жизни является очевидным – она
целиком подчинена предстоящему Рождеству:
магазины, бары, рестораны завлекают яркими
вывесками, праздничными ценами и меню; люди
появляются и исчезают в дверях метро,
направляясь в гости и домой, где уже стоят
нарядные елки; приезжие ищут глазами
встречающих, машут руками, целуются; таксисты
курят, пока один из них заманивает торопящегося к
ужину прохожего, и они будут здесь всю ночь, ночь,
которая уже накрыла улицу черно-зеленым бархатом
городской подсветки.
До праздника Рождества по православному
календарю остается всего лишь один миг, а
Рождество католическое уже прошло. Мгновение
последней из 14 этих промежуточных ночей, так же
как и наш герой, принадлежит той пропасти до
начала истории и после ее конца. Оно составляет
ту самую редкую сказку, когда человек выпадает за
пределы своего сюжета, а значит, является чистым
образом самого себя, значит, его мысли не
искажены контекстом событий. История в конце
концов определяется датами, а потому частично
повторяется, как из года в год повторяется 7
января, день Рождества. Впрочем, говорят, история
развивается по спирали, и, быть может, 29 февраля,
появляющееся раз в 4 года, не позволяет кругу
сомкнуться. Хотя дело отнюдь не в календарных
цифрах. Мысли всех этих людей на площади уже
начинают искриться рождественским сиянием,
пусть даже большинство из них этого теперь не
осознают. Праздник Рождества нанизывает один и
тот же день истории на одну нить, и каждый
человек, спустя десять лет, сто, тысячи,
становится свидетелем однажды происшедшего,
точнее, однажды происходящего, поскольку жизнь
Христа, даровавшего людям жизнь вечную, не
принадлежит времени. Это одновременно и история,
и та сказка, которую можно рассказать лишь
молчанием. Вероятно, поэтому во всех случайных
свидетелях той части ее, которая совершается на
площади, наш герой почти явственно, но
бессознательно чувствует чудо, присутствие и
дыхание Творца. Счастье хотя бы однажды или
изредка улавливать вокруг эту божественную
искру странным образом свойственно русскому
человеку – юродивые и святые веками ходили и
ходят по нашей земле.
Имя нашего героя не столь важно, поскольку имя
всегда упоминается в связи с каким-то событием, а
событий в происходящей сказке нет. Наш герой
совсем недавно сошел с поезда, прибывшего из
Восточной Сибири, где провел Бог знает сколько
времени. Теперь он стоит, грея руки в глубоких
карманах потертой куртки, и стоит на краю
пропасти, за которым начинается начало истории.
Именно сейчас, когда человек является чистым
образом самого себя, когда в его судьбе отмечена
точка пустоты, а мысли не искажены контекстом
обстоятельств, в нем начинает клокотать и
подниматься к самому горлу невероятное чувство.
Оно позволяет видеть во всех случайных
свидетелях этой сказки искру творения, а стало
быть, дает ему силы вдохнуть весь яд, скопившийся
на этой площади, во всем этом городе, и превратить
его в дурманящее зелье радости, всепрощения и
милости. Он видит грязных и злых, жадных,
боящихся, слепых детей, но все эти дети где-то
глубоко сияют маленькими звездами, указующими
путь к их сердцам. Его серые глаза как будто
пытаются высмотреть нечто, происходящее вдалеке
или должное произойти, и сказка переступает
предел. В следующее мгновение начнется новая
жизнь и продолжится суматоха площади. И эта
следующая история начнется с великого праздника
Рождества Христова.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|