РОЖДЕСТВО
Долгий путь за пределы круга
Когда-то, давным-давно, люди ходили только
по кругу: смерть, рождение, смерть, рождение,
смерть. Они просили у знакомых языческих богов
дать им земное могущество и процветание, и те, как
умели, старались. Направляли руку воина в битве,
дарили крестьянину добрую виноградную гроздь. В
повседневных делах они были подходящими
помощниками, все эти Осирисы и Изиды, Зевсы,
Афродиты и Паны. Но одно было им не по силам –
что-то реально изменить в человеческой жизни и
человеческой истории, обещать спасение и
неотторжимый смысл существования, потому что они
сами оставались частью этого круга, созданиями
своенравными и зависимыми, подчас мстительными,
коварными и злыми. И происходило это потому, что
при самом начале времен наши праотцы добровольно
ушли от Истины, предпочтя сизифово круговращение
райскому покою. И тогда Истина тоже ушла из мира,
оставляя ветхому человеку лишь устои и правила.
Рождество Христово ознаменовало действенное
преображение сути повседневности, изменение
геометрии людского времени. Бог стал плотью, чтоб
искупить наш грех и вернуть надежду. Иисус,
маленький и незащищенный младенец в яслях,
Господин и Творец сущего, к которому путеводная
звезда вела трех мудрецов с дарами, которого так
боялся Ирод, преступный иудейский царь, и так
ждал, хотя и не умел при жизни узнать, обманутый и
склонный обманываться, народ, Иисус преодолел
наше одиночество Своим Божественным
одиночеством, наше отчаяние – своей
человеческой печалью. Он пришел в мир, чтобы
победить смерть, ибо близок стал час, когда можно
будет воскликнуть: “Смерть, где твое жало? Ад, где
твоя победа?”
Потом случилось слишком многое. Благая весть
была проповедана тысячам языков, утвердилась
земная Церковь, неся благословение и утешение
поколениям заблудших и забытых, прокатились
кровавой волной крестовые походы, отгремели
мировые войны, были придуманы демократия, права
человека и аппарат для полета в космос. Было
почти все, как по каталогу, и доброе, и злое, и
радостное, и печальное. Поколения так же, как и
прежде, сменяли поколения, люди так же
обманывались и утешались. Но у этого
исторического мельтешения возник совершенно
иной вектор, иное направление, круговорот
перестал казаться безвыходным круговоротом,
жест обретал значение и смысл. Наконец, за маской
рядового лица мы научились видеть лик, за
историей жизни – личность. И на первых порах, в
первые века это потрясало.
Да, это потрясало в первые века христианства,
когда еще жива оставалась экзистенциальная
память – как жилось до… И христианский подвиг в
те времена подчинял людей без остатка,
христианский идеал формировал и определял их
внешность, привычки, ремесла, политику и
искусства. Даже тогда, когда реальные черты
повседневного быта оставались совершенно
непотребны с христианской точки зрения, они все
равно вымеривались по одной мерке, мерке смысла.
И переживания, размышления, сочленение
несочленяемого ложились в основание
христианской культуры.
Но постепенно порыв иссяк. У людей существует
такое странное свойство: они забалтывают и
теряют ценность того, чем обладают. Все делается
как-то автоматически, по привычке. Так
возвращается смерть. Немец-философ прямо так и
сказал: “Бог умер”. Но Господь-то бессмертен.
Умираем мы.
Существует одно золотое правило духовной жизни:
если мы оставляем Бога, и Он оставляет нас. В
богооставленном мире все происходит
автоматически. Современные персонажи настолько
привыкли к автоматизму, что боятся людей, которые
определяют свою и чужие жизни с позиций
евангельской Истины, с позиций Церкви. Боятся,
как бы христиане не получили чрезмерного влияния
на детей, как бы Церковь не пришла в школы, как бы
вдруг последующие поколения не приобрели
надежду, большую, чем у них, теплохладных и
покинутых.
На самом деле это и есть страх иудейский, о
котором говорит Писание. В христианскую эпоху
существовала ревность о Боге – до костра, до
дыбы, до предела. В постхристианскую –
утверждается верность о богооставленности. Те,
кто менее оставлен Господом, нежели мы сами,
вызывают непонимание, а подчас и ненависть. Их
стремятся окоротить.
В такое время жить страшно. До Рождества царило
ожидание, но тем, кто забывает о том, как и для
чего Христос пришел в мир, остается одна только
звенящая буддистская пустота.
…Очень не хочется жить в постхристианскую эру,
когда не будет даже красоты языческого мира. Ни
тебе героических поединков, ни страсти,
сметающей все барьеры, ни божеств – капризных и
непостоянных. Только пародия на все эти
маленькие радости. И механический порядок
движения от начала к концу и снова к началу.
К счастью, Господь милостив. Из любви к нам Он
пришел в мир, из любви к нам Он дает возможность
преобразить нашу жизнь. И, повторяя вслед за
волхвами долгий путь к яслям, где лежит Младенец,
мы всякий раз возвращаем себе надежду.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|