НОВЫЕ ПРОЕКТЫ "ПС"
В новый год Издательский дом “Первое
сентября” входит с несколькими новыми
проектами. Они очень разные, но цель у них по
существу одна: мы хотим, чтобы вы не чувствовали
себя на отшибе, где бы ни находилась ваша школа.
Нам кажется, что в эпоху, когда мир становится все
более тесным, когда информация все сильнее
влияет на нашу жизнь, нужно приложить все усилия,
чтобы учителя стали “информационной элитой”,
чтобы они получили первоочередную возможность
узнавать все, что им необходимо, и чтобы сами они
всегда были центральными фигурами в
информационном обществе. Но когда мы произносим
слово “информация”, это не значит, будто речь
обязательно должна идти о компьютерах и
интернете. Вовсе нет! Информация – это в первую
очередь возможность общаться друг с другом,
читать то, что тебе необходимо, публиковать свои
статьи. Информация – это возможность учиться и
узнавать новое. Информация – это то, что
позволяет нам всегда чувствовать себя в центре
событий. И владеть теми знаниями, которые мы
хотим передать детям, а не быть заложниками этих
знаний.
О некоторых из наших новых проектов вы уже
знаете. Наверное, вы уже прочитали во вкладыше в
этом номере, что газеты нашего издательского
дома переходят на новый, более удобный для вас
формат. Но это еще не все. Мы налаживаем новые
линии обмена информацией с вами! Первый проект,
который позволит нашей газете установить прямую
связь с российскими школами, – “передвижная
редакция”, автобус, который будет перемещаться
по просторам нашей страны от школы к школе. О
работе этой мобильной редакции вы узнаете со
страниц нашей газеты, из колонок, которые будут
вести его пассажиры. Но теперь и вы сами, без
всяких дополнительных условий, можете стать
автором и опубликовать свою статью – для этого
нами создан Фестиваль педагогических идей. И еще
у вас появляется новый способ получения
необходимой информации, и даже возможность
учиться и повышать свое мастерство не выходя из
дома, в свободное время. Для этого открывается
заочный Педагогический университет “Первого
сентября”. Все эти проекты направлены на то,
чтобы помочь учителям в любых, даже самых
отдаленных уголках России. В нашей стране не
должно быть информационных провинций. И это –
задача для школы, которая может стать в каждом
поселке, в каждой деревне главным информационным
центром.
Но педагогическое творчество невозможно без
прямого общения – и потому в наступившем году мы
продолжаем осуществлять и наши старые проекты,
которые ежегодно собирают учителей со всех
концов страны. Это традиционный марафон учебных
предметов, который уже в третий раз пройдет в
Москве в апреле, и конечно же Соловейчиковские
чтения, на которых мы надеемся увидеть своих
старых и новых друзей.
Мы вступаем в новый год с новыми планами и новыми
надеждами. Шаг за шагом мы все вместе создаем ту
школу, о которой мечтали. Ведь информация,
которой мы делимся друг с другом, – это не просто
знаки, цифры, слова. Это диалог. И в нем постепенно
проясняется будущее новой российской школы.
Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”...
...и его первые результаты
Объявленный в сентябре фестиваль
“Открытый урок” вызвал взрыв учительского
интереса. И это естественно: именно урок – это то
пространство, где в первую очередь проявляется
профессионализм учителя и его индивидуальная
педагогическая философия, где он может
предъявить свое творческое “я” и реализовать
свое представление о смыслах и задачах школьного
образования.
Как оказалось, учителям есть что сказать друг
другу.
Четыре тысячи присланных заявок на наших глазах
превращаются в текстовые материалы, и уже
прислано около двухсот развернутых
педагогических разработок, которые все вместе
создают эффект удивительного зеркала,
отражающего состояние сознания современного
российского учительства. Все эти разработки уже
размещены на сайте “Первого сентября”.
Что касается “географии” присланных
материалов, то она чрезвычайно обширна, а среди
безусловных лидеров – Республика Саха,
Башкортостан, Татарстан, Тюменская область,
Красноярский край.
Очень много материалов прислано из сел, деревень
и маленьких поселков, из небольших областных
городов, значительно меньше – из областных
центров, Санкт-Петербурга и Москвы. Вероятно,
потому, что в небольших городах, поселках и селах
учителя в большей степени испытывают дефицит
внимания, у них более высока потребность
высказаться и быть услышанным.
Что касается активности представителей разных
учебных предметов, то здесь ситуация такова.
Абсолютно лидируют учителя начальной школы – на
конец декабря ими было прислано 39 разработок.
На втором месте материалы по внеклассной работе
– 32 текста.
Третье место уверенно держат преподаватели
иностранных языков – 31 материал.
На четвертом месте пока информатика – 23.
На пятом – общепедагогические технологии –19.
На шестом – математика – 18.
На седьмом – работа с родителями – 14.
На восьмом – работа с дошкольниками – 13.
На девятом – школьная психологическая служба –
11.
На десятом – физика – 10.
На одиннадцатом – литература – 9, русский язык –
9, преподавание технологии – 9.
На двенадцатом – география – 8.
Далее идут: биология – 7, химия и экология – по 6,
администрирование школы и классное руководство,
преподавание МХК и ИЗО (все по 5), социальная
педагогика и история – по 4, астрономия – 2, а
также преподавание ОБЖ, организация школьной
библиотеки и школьный спорт – все по одному
материалу. И пока только по поводу школьного
преподавания музыки не прислано ни одного
материала.
Приведенные данные заставляют задуматься.
Например, над тем, почему так низка активность
учителей гуманитарного профиля – учителей
русского языка, литературы, истории и мировой
художественной культуры…
Впрочем, впереди еще целый месяц – процесс
превращения заявок в развернутые тексты должен
завершиться к 31 января.
А пока – что можно сказать о содержании
присылаемых разработок?
Первое ощущение – все интересно. Фактически
разворачивается панорама современного
учительского сознания, проявляются ценности, на
которые это сознание ориентировано. И это дает
пищу для очень серьезных размышлений.
Есть материалы, которые выраженно тяготеют к
структурам стандартного урока. Они носят
подчеркнуто сценарный характер: расписан
порядок действий и даже слова, которые должен
произносить учитель и ученики. Иногда это
расписано буквально по минутам: мол, главное –
это уложиться в 45-минутный стандарт. Большая
часть таких уроков направлена на формирование у
детей стандартных учебных навыков, на передачу
детям тех или иных учебных знаний. Однако даже и в
таких материалах рассыпано множество примеров
учительского творчества, нестандартных ходов и
решений, ярких идей, позволяющих сделать урок
более интересным и для детей, и для учителя,
активизировать у детей процесс самостоятельного
мышления.
Другая часть материалов ориентирована на
неурочные формы организации образования. Они,
как правило, более свободны, в них больше
размышлений о сущности и предназначении
образования, они в большей степени ориентированы
на потребности ребенка. Знакомство с ними
позволяет прийти к достаточно ясному выводу:
отказ от урочного формата, от урочного
планирования позволяет сделать образовательный
процесс не только гораздо более увлекательным,
но и более эффективным, поскольку здесь больше
востребовано детское “я”, детская
индивидуальность, детское мышление.
Есть ли что-то, что объединяет всех учителей,
приславших материалы на фестиваль? Безусловно,
да. Это желание увлечь ребенка, сделать его
школьную жизнь хотя бы немного более интересной
и насыщенной.
Но способов, которыми можно это сделать,
оказывается, великое множество. Отметим главные.
1. Наиболее распространены различные формы
театрализации. Это может быть театр,
“встроенный” в урок, а могут быть и театральные
постановки, не связанные урочным форматом.
Любопытно, что представители
естественно-математических дисциплин
используют элементы театра даже с большей
активностью, нежели представители дисциплин
гуманитарных.
2. У педагогов детских садов, начальной школы и
естественных дисциплин чрезвычайно популярна
такая форма активизации детского интереса, как
уроки-викторины с различными призами.
3. Преподаватели литературы и мировой
художественной культуры склонны к урокам в форме
литературно-художественных композиций.
4. Чрезвычайно популярны различные формы игр.
Чаще встречаются игры “дидактические” –
имеющие четкие учебные задачи. Такие игры, как
правило, не слишком интересны ребенку: они
помогают немного “освежить” атмосферу урока, но
ни один ребенок не будет играть в такие игры по
собственной иницитиве после школы.
Впрочем, встречаются в представленных
материалах и игры “широкого спектра действия”,
не умещающиеся в границы урока. Это игры с
настоящей интригой и с образовательным
потенциалом, который невозможно прописать с
помощью “дерева дидактических целей”.
5. Важная тенденция: во многих разработках
делается акцент на лабораторных занятиях, на
создании условий для проживания ребенком
учебного содержания как своего личного опыта, на
опытном исследовании тех или иных феноменов.
Причем настоящая исследовательская работа
оказывается возможной только на внеурочной
основе.
6. Еще одна важная тенденция – организация
условий для работы в малых группах, понимание
важности детской коммуникации. Во многих
разработках учитель выступает не как ментор, не
как источник информации и носитель
“правильных” учебных алгоритмов, а как
организатор пространства для самостоятельной
работы детей и как консультант по возникающим у
детей вопросам.
Впрочем, все эти обобщения есть результат лишь
самого первого и самого беглого взгляда на уже
присланные материалы. Учительские разработки
продолжают поступать. И уже в ближайшее время
наша газета предложит своим читателям серию
развернутых и гораздо более подробных
аналитических обзоров поступивших материалов.
Мы обещаем отразить на страницах газеты все
самое интересное. С надеждой, что это станет
хорошим стимулом для всех, кто в этом году не
успел стать участником фестиваля.
Ведь Фестиваль педагогических идей
продолжается: в 2004 году будет объявлен его новый
этап. И мы будем с новой радостью и надеждой ждать
на нем как старых друзей, так и новых участников.
Так что если вы не успели принять участие в
первом фестивале “Открытый урок”, готовьтесь
стать его участником в 2004 году. И хотя мы ожидаем,
что на этот раз число желающих опубликовать свой
текст будет куда большим, от своих слов не
отступаемся. Опубликованы будут все работы. Без
единого исключения.
Удачи и творческих успехов вам в новом году! А мы
сделаем все, чтобы о ваших успехах узнали другие.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|