Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2004

Только в номере

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ "ПС" 
 

Газеты Издательского дома "Первое сентября"

Каждый новый год хорош тем, что сохраняет для нас милые сердцу привычки и обстоятельства, зимние сугробы и весеннее просветление, летние каникулы и неизменное возвращение в школу – все, чего можно ждать, почти твердо зная, что это произойдет. Каждый новый год хорош тем, что дарит нам неожиданности и сюрпризы, новые встречи
и удивительные открытия – все, без чего жизнь кажется скучной и монотонной.
Газеты Издательского дома “Первое сентября”, продолжая прекрасные старые традиции, сохраняя любимые рубрики, авторов, каждый год стараются удивить, порадовать читателей чем-то новым, необычным.
Мы попросили главных редакторов хотя бы намекнуть, какие сюрпризы приготовлены у них на 2004 год.

"Химия"

В рубриках нашего еженедельника, которых более 30, мы по-прежнему стараемся отражать различные вопросы химической науки, как включенные в школьную программу, так и расширяющие кругозор наших читателей.
Правда, изменилось соотношение материалов, написанных учителями и маститыми учеными, а также авторами учебников: конечно, в сторону первых. И это не из-за того, что у нас очень большой “портфель” материалов от учителей химии из различных регионов России и СНГ, но прежде всего потому, что наша газета – одно из немногих изданий, где учителя могут поделиться своими идеями с коллегами.
Наш еженедельник “Химия” будет интересен также учителям естествознания. В газете много материалов по биологии, физике и другим дисциплинам, в которых эти предметы рассматриваются сквозь “призму химических знаний”. В первую очередь это интегрированные уроки и проблемы экологии. Ведь прогрессирующая химическая безграмотность общества сегодня, когда естественно-научные предметы не в почете, ведет к загрязнению нашей планеты и гибели некоторых ее обитателей… Но не хочется говорить о грустном в праздничные дни. Рубрики “О химии с улыбкой”, “Химические необычности”, “Для самых смелых” и многие другие не позволят нашим читателям скучать в новом году.

Ольга БЛОХИНА

"Библиотека в школе"

Как водится, с нового года мы начинаем очередной этап новой жизни.
Во- первых, теперь один раз в квартал будет выходить тематический номер, в котором сохранятся все основные рубрики газеты, но все они будут содержать материалы, посвященные заявленной теме. Мы пробовали делать такие номера в прошедшем году и знаем, что они нравятся. Темы спецномеров этого года: Чтение детское и недетское; Мальчишечий класс; Библиотека негосударственной школы: особенности и проблемы. Темы четвертого спецномера пока нет – мы ждем предложений от читателей.
Во-вторых, главная мечта этого года – выпустить номер, собранный целиком из материалов наших читателей. Вплоть до картинки и изречения на первой полосе.
В-третьих, будет работать наша очная Библиотечная школа. В январе собирается второй курс из тех, кто уже был в трех первых наборах. Это для нас серьезное испытание, и во многом от него зависит дальнейшее развитие нашей жизни.
В первом номере нового года объявлен новый конкурс, в котором смогут принять участие и школьники, и взрослые – как вместе, так и по отдельности. По его итогам может получиться очень интересный и нужный материал, который мы, конечно, напечатаем. Ну и призы будут. Куда без них?
Мы хотим быть для читателя собеседником и посредником в установлении контактов. В школе много учителей, детей, а вот библиотекарь, как правило, один. И поэтому он чувствует себя одиноко. Мы постараемся расширить для него пространство сотрудничества.
А все сюрпризы мы раскрывать не станем.

Ольга ГРОМОВА

"Физика"

Основные наши принципы остаются неизменными еще с того времени, когда мы работали вместе с Симоном Львовичем Соловейчиком: делать такую газету, с которой учитель может идти на урок. Газету полезную практически, написанную понятным языком, отвечающую интересам реального учителя. Наше отличие от многих изданий подобного рода в том, что мы берем тексты не только у авторитетных авторов, прошедших все мыслимые экспертизы, но и у обычных преподавателей. Порой это “сырые” материалы, находки, спонтанно возникшие на уроке. Мы сами или вместе с авторами, если есть возможность, дорабатываем текст, доводим его до состояния хорошей публикации. Потом многие педагоги благодарят нас за то, что мы помогли им сформулировать, осознать еще смутные идеи. Так и будем работать в новом году.

Нана КОЗЛОВА

"Немецкий язык"

В новом году наших читателей ждет много разнообразных материалов – от трудных олимпиадных заданий до веселых упражнений для начинающих. Но чисто методическая газета была бы слишком скучной. Поэтому мы, как всегда, собираемся публиковать статьи о литературе, культуре Германии, о знаменитых немцах и о молодежных проблемах. В январе подведем итог конкурса работ “Я иду на урок”. Победителям награды будут вручаться на Марафоне.

Марианна БУЗОЕВА

"Информатика"

Мы считаем, что наша газета нужна читателю не только для чтения, хотя, конечно, будем публиковать замечательные статьи. Не только для самовыражения, хотя по-прежнему будем печатать самое интересное из того, что нам присылают в редакцию.
Но прежде всего газета нужна читателю для самосовершенствования. Поэтому мы открыли газетные курсы повышения квалификации. Печатаем контрольные работы, вопросы, учителя присылают выполненные задания, а по итогам работы получают дипломы от нашей газеты и от института повышения квалификации. Словом, если у читателей появляется какая-то потребность, мы стараемся предоставить возможность!

Сергей ОСТРОВСКИЙ

"Искусство"

В 2003 году газета “Искусство” потрясающе похорошела: финская бумага, полосные иллюстрации. При этом редакция, как и прежде, жаждет внутреннего содержания, научной красоты. Редакция не изменила своих пристрастий: Высокое Возрождение, импрессионизм, Версаль и художественные музеи Японии, Бриттен, Гротовский и Орсон Уэллс...
И только когда весенние ветры распахивают окна нашей комнаты, на страницах появляется статья о рок-музыке. Отстаем от вкусов улицы! Каемся!
В новом году мы напечатаем серию литературных портретов историков искусства – от Вазари до Алпатова. Новая рубрика “Вечный сюжет” покажет, как обогащают разные искусства кочующие сюжеты, – и это будет еще один подход к идее синтеза. Публикации Арт-галереи “Первого сентября” мы снабдим материалами, необходимыми для создания научной картотеки музея “Шедевры мировой живописи”. В некоторых школах, как нам стало известно, появились уже директора художественных музеев – из учеников, так что для них мы открываем на страницах газеты “Школу юных искусствоведов”.

Нинель ИСМАИЛОВА

"Начальная школа"

В новом году мы предлагаем вниманию наших читателей разнообразные материалы: “Психология для всех”, “Леворукие дети и их проблемы на уроках математики” и другие, не менее актуальные. Кроме того, на страницах нашей газеты вы найдете:
информацию о новых учебных комплектах;
рекомендации авторов учебно-методических курсов;
ответы специалистов на все ваши вопросы.
И как всегда, контрольные и проверочные работы, сценарии праздников, викторин, олимпиад, конкурсов…

Мария СОЛОВЕЙЧИК

"Здоровье детей"

Почему-то, говоря о здоровье, мы чаще всего начинаем обсуждать всевозможные болезни и методы их лечения. Но мы газета педагогическая, школьная. А школа не должна лечить детей. Ее задача сохранять и укреплять их здоровье. Поэтому мы собираемся рассказывать о том, какими должны быть уроки, школьное оборудование, нагрузка, взаимоотношения с учителями, чтобы действительно беречь детей, а не калечить. Газета в новом году станет гораздо более школьной и гораздо менее медицинской. Мы собираемся писать все меньше о болезнях, все больше о здоровье.

Марк САРТАН

"История"

Не раскрывая всех секретов, назовем лишь некоторые материалы будущего года:
Учитель – духовник культуры.
Беседа с поэтом Юрием Кублановским.
“Страна коммерции” или прибежище спекулянтов?
О зарождении и развитии биржи в России XVIII – начала XIX в.
“Царство разума” и “еврейский вопрос”.
Как Екатерина II вводила черту оседлости в Российской империи.
Кроме того, читатели смогут принять участие в проекте “Гражданское образование в современной российской школе”, их ждут “круглые столы”, обсуждения, диспуты, проблемные статьи.

Алексей САВЕЛЬЕВ

"Школьный психолог"

Психолог – молодая профессия, новая фигура в устоявшейся системе школьного образования. Но похоже, первый этап – этап врастания в систему, завоевания признания – позади. Начался период активного сотрудничества. Соответственно и газета собирается публиковать меньше азбучных, ознакомительных материалов, больше глубоких, неоднозначных.
Психолог не одиночка в школе, он игрок в общей команде. Читателя ждут статьи, посвященные проблемам взаимодействия психологов с другими специалистами, директорами, социальными педагогами, дефектологами.

Марк САРТАН

"География"

Прошел накал страстей, связанный с выборами. Мы постарались рассмотреть результаты выборов с точки зрения того, какие уроки нам надо извлечь для совершенствования системы образования, для развития нашего предмета. Обращает на себя внимание успех тех партий, которые в своих названиях и предвыборных программах главный акцент сделали на идее общей для всех нас территории.
Идея нашей Родины, нашего обитаемого пространства – это главная идея, сплотившая сегодня людей разных взглядов. Для географии, для географического образования этот вывод имеет огромное значение.
Нам предстоит в ближайшее время поднять в школе географическое образование на должную высоту. И мы будем продолжать выступать против проекта, предусматривающего сокращение учебного времени на преподавание географии.

Ольга КОРОТОВА

"Спорт в школе"

В 2004 году редакция предложит читателям обсудить проблему третьего урока физкультуры в школе, поможет организовать клубы бега, занятия по аэробике. Мы познакомим читателей с родословной и техниками различных видов спорта. Газета опубликует материалы как ученых, руководителей спортивного движения, так и учителей-практиков.

Нина ШКОЛЬНИКОВА

"Английский язык"

Мы будем очень полезны читателям в новом году. Вот, например, мы очень не хотели ЕГЭ. Но это пока неизбежно, значит, наша задача – помочь учителю подготовить детей к новым испытаниям. В каждом номере педагоги найдут материалы по этой теме. А еще полезные пятиминутные тесты для разминки, всякие упражнения, тренинги.
Мы будем очень интересны читателям в новом году. Представьте дневник американского путешественника по Египту. Живой язык, непосредственные впечатления, дух далекой неизвестной страны.
Мы будем очень близки читателям в новом году. Начнет работу Московский клуб учителей. На заседания придут учителя, носители языка, методисты, результаты обсуждений появятся в газете, и читатели всей страны смогут присоединиться к разговору, отправив нам свои отклики.
В начале года выйдет один совершенно необычный номер – его делали педагоги города Губкина Белгородской области. Делали из собственных материалов, из редакционных. Сокращали, переписывали, верстали. Делали такую газету, чтобы самим было интересно и нужно.
Этот опыт, надеемся, повторится. Если найдутся читатели, желающие подготовить целую полосу или даже целую газету, – милости просим. Гонораром станет бесплатная подписка.
И вообще самых активных читателей ждут призы. С Новым годом!

Алена ГРОМУШКИНА

"Математика"

Главная задача нашей газеты с первого дня существования и навсегда – ежедневная и всеобъемлющая помощь учителю. Все наши планы на будущее складываются из заявок педагогов. Их волнуют экзамены – мы печатаем варианты решения тестовых заданий. Трудно работать в средней школе, особенно в 5–6 классах, – в ближайших номерах собираемся опубликовать несколько интересных уроков. А один номер сделаем целиком игровым. Трудности с планированием уроков по отдельным учебникам – найдем автора и уговорим дать свой вариант.
Новые лозунги и таблицы, рисунки и кроссворды – все это ждет наших читателей в новом году.
А еще их ждет сенсация. В Нижнем Новгороде учителя разработали новый метод “ключевого слова”. Я много видела, но такого – никогда.
Вообще учительские находки – самое ценное в нашей газете. В каждом уроке можно найти какую-то изюминку, крошечный прием, который другой учитель с удовольствием использует – только получится в итоге урок совершенно индивидуальный.

Иосефа СОЛОВЕЙЧИК

"Дошкольное образование"

Главное, чем займется наша редакция в новом году, – поездки по стране, общение с педагогами. И все статьи станут репликами в этом диалоге с читателями, ответом на самые трудные вопросы. Уже в ближайших номерах мы собираемся обсудить проблемы “Детский сад как открытое пространство”, “Как укрепить здоровье малыша” и даже такую неожиданную в нашей газете – проблему исследовательской деятельности детей, ничего, что им “от 2 до 5”. Компьютер в детском саду – это уже реальность. Осталось только понять, что с ним делать. Словом, мы надеемся по-прежнему быть интересными нашим читателям.

Марина АРОМШТАМ

"Управление школой"

Школа должна быть не казенным местом, а домом, теплым и надежным. Как этого добиться? Нет ни технологий, ни методик. Каждый директор учится искусству создания школы на собственном опыте, на собственных ошибках, ценой невероятных усилий. Мы постараемся чуть-чуть облегчить его жизнь.
Во-первых, собираемся регулярно печатать материалы о том, как проще преодолевать множество мелких административно-бюрократических преград.
Во-вторых, ежемесячно будем публиковать циклограмму – подробный план работы директора школы, от нормативно-правовой до учебной и творческой. На его основе легче выстроить свой личный план деятельности.
Финансы – вечная головная боль директора. В новом году этой проблеме мы посвятим много статей, организуем настоящий финансовый ликбез, подскажем, как разумно распределить обязанности в управленческой команде школы.
Сенсация. Уже в январе газета начнет публиковать главы из новой неопубликованной книги “Курс молодого бойца, или Азбука директора школы”. Начинающие директора получат ответы на самые острые вопросы. Например, что делать, если к тебе неожиданно нагрянула проверка.
Несомненно, порадует читателей новый конкурс “Любимое место в школе”. Пусть присылают фотографии, описания тех уголков школы, где им хорошо, как дома. Ведь школа и должна быть домом.

Яна САРТАН

"Литература"

Новый формат, на который мы окончательно переходим с 2004 года, ставит перед нами задачи новой формы подачи материала. Сразу успокою читателей: все их любимые рубрики остаются. Другое дело, что наш литературный календарь читатель найдет теперь в середине номера, а “Семинарий” не будет больше выниматься из газеты и, следовательно, перестанет быть своеобразной “газетой в газете”. Зато новый формат дает больше простора для специальных номеров, посвященных какой-то одной проблеме. Разумеется, мы учтем это в своих планах на 2004 год.

Геннадий КРАСУХИН

"Русский язык"

На страницах газеты будут обсуждаться важные темы: как изменяется лексика, морфология современного русского языка, что делать учителю в условиях языковой нестабильности.
Весь год авторы радиопередачи “Грамотей” на радиостанции “Маяк” будут знакомить читателей с наблюдениями над современной жизнью русского языка, задавать каверзные вопросы.
Надеемся, что знакомство с классическими работами по методике и лингвистике выдающихся русских ученых (А.Пешковского, Р.Аванесова, В.Сидорова) вызовет интерес у наших читателей. Мы планируем продолжать публикацию интересных и неизвестных материалов о языке писателей (А.Чехова, А.Белого, В.Багрицкого и др.).
Готовятся к печати фрагменты из учебника нового типа по русской филологии – книга создана известным авторским коллективом под руководством академика РАО Г.Г. Граника.
Только в нашей газете публикуются задания (и ответы) популярной российской олимпиады по лингвистике “Русский медвежонок” для 3–11 классов.
Мы собираемся начать новый конкурс читателей – учителей и учеников-старшеклассников: предлагается ответить на неожиданный вопрос по русскому языку, познакомившись с отрывками из классической русской литературы XIX и XX вв. Победителей ждут призы!

Людмила ГОНЧАР

"Биология"

В новом году мы продолжим публиковать научно-популярные сведения, известные и не очень, о животных, растениях, человеке, микроорганизмах, вирусах. По многочисленным просьбам читателей будет увеличено количество интегрированных уроков и методических разработок. С большим интересом учителями был принят спецкурс по антропологии. Мы планируем продолжить подобные публикации: читателей ждут спецкурсы по ботанике и зоологии.
Есть задумка познакомить наших читателей-школьников с профессиями, в которых необходимо знание биологии, и с вузами, где такие специальности можно получить.
Хотелось бы добавить, что в наступившем году наших подписчиков ожидают сюрпризы! Так что подписывайтесь, читайте, участвуйте в конкурсах, пишите. Мы всегда рады общению с вами.

Нина ИВАНОВА

"Французский язык"

Среди самых интересных публикаций следует отметить проект “Литературное и художественное наследие Франции”, в осуществлении которого принимают участие Посольство Франции и Французский культурный центр. Цель проекта – знакомство с литературой и искусством Франции, анализ современных тенденций развития французского искусства, взаимодействие французской и русской культур.
Совместно с книжным издательством “Первое сентября” мы планируем выпуск серии книг о современных технологиях преподавания французского языка и новейших зарубежных и отечественных методиках.
Газета продолжит также традиционные встречи со студенческой молодежью под девизом “Вперед, французский!”.
И как в предыдущие годы, мы будем тесно взаимодействовать с Ассоциацией преподавателей французского языка, принимая самое непосредственное участие в организации конкурсов, фестивалей и семинаров для учителей.

Грета ЧЕСНОВИЦКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru