Стандарт без закона
Министерство образования утвердило
проект стандарта.
Хотя Дума до сих пор не приняла закон о нем
На последней в 2003 году коллегии
Министерство образования утвердило проект
федерального компонента государственного
стандарта общего образования и федеральный
базисный учебный план для начальной, основной и
старшей школы.
Федеральный компонент
Итак, проект стандарта утвержден. Хотя
еще месяц назад ничего это не предвещало. Газеты
печатали открытые письма математиков и
литераторов: первые требовали отставки
руководителя ВНК по стандартам Эдуарда Днепрова,
вторые требовали вернуть в школьную программу
Маяковского и Заболоцкого. Представители других
научных дисциплин открытых писем не писали, но в
кулуарах стандарт критиковали вовсю.
Безрезультатно.
Первый заместитель министра образования Виктор
Болотов сообщил на коллегии, что «труднее всего
дались стандарты по литературе, особенно
перечень художественных произведений,
рекомендуемых для изучения в школе». А стандарты
по математике еще находятся в стадии
«дошлифовки». По всем остальным предметам работа
завершена.
«В итоге разгрузка содержания по начальной школе
составила 20,1%, по основной – 18,2%», – рассказал
Виктор Болотов.
Этого удалось добиться за счет переноса наиболее
сложных тем и разделов из основной в старшую
профильную школу и введения большого количества
интегрированных курсов, таких, например, как
«Окружающий мир (человек, природа, общество)» в
начальных классах и «Естествознание» в старших
классах гуманитарного профиля.
Взамен сокращенных предметов во все стандарты
включены темы, связанные с использованием
информационных технологий, изучением ОБЖ,
экологии и устойчивого развития. Начиная с 8
класса как самостоятельный предмет вводится
информатика.
Усилена роль гуманитарных дисциплин,
«обеспечивающих, по убеждению министерства,
успешную социализацию учащихся». В числе
фаворитов – экономика, право, история,
литература, русский, родной, а также иностранные
языки, изучение которых начинается со 2 класса.
Самые существенные изменения коснулись старшей
ступени, для которой предлагаются стандарты
базового и профильного уровня, а также
элективные курсы по выбору. По многочисленным
просьбам из регионов разработан примерный план
для универсального обучения, который приближен к
ныне действующему.
Варианты учебных планов для профильных классов
имеют рекомендательный характер. Обязательными
базовыми курсами являются: русский язык,
литература, иностранный язык, математика,
история, физическая культура, а также
обществознание для «технарей» и биологов,
естествознание для гуманитариев.
Кадровая революция
По общему мнению, введение стандартов
невозможно без соответствующего кадрового,
методического, экономического обеспечения.
По своеобразному выражению ректора Российской
академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования Эдуарда
Никитина, в ближайшие два года предстоит
«поставить под ружье переподготовки миллионы
учителей». По его убеждению, ИПК готовы к бою, на
базе многих из них уже созданы Центры
модернизации образования, а сама академия
специализируется на обучении тьюторов.
«Введение стандартов повлечет за собой полную
реструктуризацию кадрового обеспечения», –
считает начальник Главного управления
образования Воронежской области Яков Львович.
Несмотря на то, что выступавший оставил этот
тезис без комментариев, совершенно очевидно, что
он имел в виду: из-за сокращения часов на
преподавание «Технологии», естественных наук,
ОБЖ многие учителя останутся просто не у дел или
существенно потеряют в зарплате.
Именно по этим причинам, по свидетельству
Владимира Филиппова, многие педагоги выступили
против разгрузки. Но, как заверил министр, в
следующем году, в связи с отменой ЕТС и
вступлением в силу новой системы оплаты труда,
доходы педагогов не будут зависеть от количества
часов.
Учебники
Ничуть не меньше, чем кадровой
революцией, специалисты обеспокоены проблемой
создания новой учебной литературы. Не случайно
генеральный директор издательства «Вита-Пресс»
Людмила Антонова заявила о том, что «введение
стандартов потребует от издателей колоссальных
затрат и колоссальной ревизии существующих
учебников и авторских коллективов». По ее мнению,
предстоит провести масштабную работу для того,
чтобы информировать учителей о появлении на
рынке новых книг и организовать подготовку по
использованию их в учебном процессе. Л.Антонова
предупредила, что первые тиражи новых учебников
будут стоить значительно дороже нынешних и в
связи с этим необходимо продумать меры
финансовой поддержки регионов для обеспечения
их учебниками.
Кроме того, пока одни школьники будут
доучиваться по старым учебникам, другие начнут
заниматься по новым, что создаст неравные
условия для поступления абитуриентов в вузы.
«Стандарты останутся на бумаге, если не будет
организовано продвижение учебников в регионы по
основной массе предметов», – завершила свое
выступление Людмила Антонова.
Однако, как выяснилось, глобальное переиздание
учебников не входит в планы Минобразования.
«По основному большинству предметов придется
работать по действующим учебникам, – заявил
Виктор Болотов. – Авторы подготовят
рекомендации для использования этих учебников в
процессе перехода на старшую ступень».
Специалистам РАО поручено проанализировать
более 100 действующих учебников на предмет
соответствия их новым стандартам. Об этом
рассказал в своем выступлении академик РАО
Александр Кузнецов.
По предварительным оценкам, по географии и химии
вообще нет учебников, способных обеспечить
преподавание этих предметов на профильном
уровне. В той или иной мере эта проблема касается
обществоведения, истории, биологии.
На учебники по этим предметам будет объявлен
конкурс в I квартале 2004 года.
К этому времени планируется завершить
разработку примерных программ по предметам
федерального компонента и... подготовить
предложения по стратегии создания стандартов
нового поколения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|