ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N30
GENIO LOCI
Лесное царство
Муромский лес – понятие расхожее. Еще
бы: “в заповедных и дремучих страшных муромских
лесах” – так начиналась одна из известнейших
песен Высоцкого. Но в отличие от леса Брянского, в
котором и вправду проходили всяческие дикие
события, муромский лес – скорее все-таки
красивый символ.
“Тихий город Мямлин еще спит, приютясь в
полукольце леса, – лес – как туча за ним; он обнял
город, продвинулся к смирной Оке и отразился в
ней, отемнив и бесконечно углубляя светлую воду…
Сад раскинулся на горе, через вершины яблонь,
слив и груш, в росе, тяжелой как ртуть, мне виден
весь город, с его пестрыми церквами, желтой
недавно окрашенной тюрьмой и желтым
казначейством”.
Это рассказ А.М.Горького “Губин”. А город Мямлин,
как нетрудно догадаться, Муром. Стоит он в
окружении знаменитых муромских лесов и ничего
особо страшного нет в этом окружении.
“Уездный город Муром, колыбель русской былины,
откуда народная фантазия выводит своего
любимого богатыря Илью Муромца, лежит на левом
возвышенном берегу р. Оки. Он принадлежит к
древнейшим городам всей Северо-Восточной Руси”.
А это “Спутник по древнему Владимиру и городам
Владимирской губернии”, изданный в 1913 году. Уже
тогда название города Мурома увязывалось первым
делом с именем пресловутого Ильи – одновременно
сказочного персонажа, канонизированного святого
и самого знаменитого русского инвалида
(пролежавшего до тридцати трех лет недвижно на
печи). И уж конечно тема Ильи Муромца не оставляла
равнодушными наших поэтов, тяготевших к
фольклору.
Кто сей рыцарь, богатырь младой?
Он подобен Маю красному:
Розы алые с лилиями
расцветают на лице его.
Он подобен мирту нежному:
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? –
Илья Муромец.
(Н.Карамзин)
В славной в Муромской земле,
В Карачарове селе
Жил-был дьяк с своей дьячихой.
Под конец их жизни тихой
Бог отраду им послал –
Сына он им даровал.
(А.Пушкин)
Лажу гусельки яровчаты,
Песней зарною зальюсь!
Сколько буйных сил непочатых
У тебя, родная Русь!..
И такие силы львиные
Зарывались века!
Не с того ли и надрывная
Тяжела твоя тоска?
Долго чудище бессонное
Измывалось над тобой…
Ты спала как опоенная
Наговорною травой.
Твоего Илью-то Муромца
В клеть загнали, благо прост!..
Полно маяться, сутулиться, –
Поднимайся во весь рост!..
(А.Ширяевец)
Водопьяный переулок
разыскиваю пока,
Москва стуманилась.
Ока змейнула.
Отзмеилась Ока.
Горизонт бровями лесными
хмурится.
Еще винчусь.
Становища Муромца
из глаз вон.
К трем морям
простор
одуряющ и прям.
Волга,
посредине Дон,
а направо зигзагища Днепра.
(В.Маяковский)
А краеведы посвящают Илье Муромцу
весьма занятные труды. Один из них, к примеру,
провел фундаментальное исследование и в
результате установил в Муроме 29 мест, связанных с
именем богатыря. Параграфы этого списка выглядят
довольно колоритно:
“4. Троицкая церковь и гора в Карачарове. Святой
Илия принес 3 мореных дуба, положив их на
основание деревянной Троицкой церкви…
6. Святой камень. При первом скоке с копыта коня
упал ком земли и окаменел. Камень находится ныне
в саду дома № 6 на Троицкой (Мира) улице…
9. Место, над которым пролетел конь во время
третьего скока, находится на перекрестке улиц
Карачаровской и Кирова…
27. Богатырева гора в Муроме. Связана с святым
Илией, но чем именно, в преданиях забыто.
Находится южнее Окского сада”.
Вот такие изыскания, посвященные человеку,
существование которого, вообще говоря, под
вопросом.
Кстати, муромские жители не раз прославили себя в
различных войнах. Например, во время взятия
Казани в 1552 году. М.М.Херасков даже выделил
муромских ратников в своей поэме “Россияда”:
Отменной храбростью сияющи во стане,
Сложились Муромски в особый полк дворяне;
Явилися они, как страшны львы в бою,
И славу сделали бессмертную свою…
И се! из градских врат текут реке подобны,
Текут против царя, текут Ордынцы злобны;
Вскричали, сдвинулись и сеча началась;
Ударил гром, и кровь ручьями пролилась.
Стенания раненых небесный свод пронзают,
Казанцы в грудь полков российских досязают;
И силе храбрый дух Российский уступил,
Засада, наскочив на них, пустилась в тыл.
Войну победою Казанцы бы решили,
Дворяне Муромски когда б не поспешили.
Сии воители, как твердая стена,
Котора из щитов единых сложена.
Летят, стесняют, жмут,
Ордынцев разделяют,
Жар множат во своих,
в Казанцах утоляют,
Как прах они развеяли врагов своих,
Прогнали; брани огнь от сей страны утих.
Правда, иной раз случались и досадные
конфузы. Один из них пришелся на Крымскую войну
1853–1856 годов. Муромское ополчение отправлялось
не без пафоса. Один из очевидцев вспоминал: “18
июля площадь с раннего утра стала заполняться
народом. По окончании молебна и окропления
святой водой ратничьих рядов послышались
командные слова и дружина двинулась в дальний
путь-дорогу. С обеих сторон сопутствовали
дружину массы провожатых, так что улицы, по
которым шли, буквально были переполнены; музыка
же и песни ратников сливались с плачем и рыданием
провожавших”.
Однако же до фронта ополченцы не дошли. Еще по
пути похоронив примерно треть своих товарищей,
скончавшихся от всяческих болезней (в основном
от холеры), несостоявшиеся победители решили
вернуться домой.
Зато не было равных муромцам в таком промысле,
как выращивание аниса. Вот, например, весьма
оригинальный документ: “Государю Царю и
Великому Князю Алексею Михайловичу, Всея Великия
и Малыя и Белыя России Самодержцу, холоп твой
Никита Бахметьев челом бьет. В нынешнем,
Государь, в 182 году прислана в Муром твоя Великого
Государя Великого князя Алексея Михайловича,
Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца,
грамота из Приказу Малыя России ко мне, холопу
твоему; а в той твоей Великого Государя грамоте
написано: велено, Государь, в Муроме сыскать
мастера, который бы знал землю, где анис родится,
и горазд был сеять на твой Великого Государя
обиход, и того мастера приехать к тебе, Великому
Государю, к Москве и по твоей Великого Государя
Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, Всея
Великия, и Малые, и Белыя России Самодержца
грамоте в Муроме земские старосты: Петрушка
Закурганский с товарищи, – выбрали из посадских
людей знающего человека Гришку Бибина, который
умеет анис сеять, и того, Государь, выборного
анисового мастера послал я, холоп твой, к тебе,
Великому Государю к Москве сентября в 13 день
нынешнего 182 года, а потому, Государь, велит
подать и анисовому мастеру Гришке Бибину явиться
в Приказе Малая России твоему Государеву
окольничему Артемью Сергеевичу Матвееву, да
твоим Государевым Дьяконом: Думному Григорию
Богданову, да Якову Поздышеву, да Ивану
Евстафьеву”.
Мирный промысел давался муромцам ничуть не хуже,
чем военный.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|