НА СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЕ
ЗИМЫ
Есть такая теория, будто мир целиком
зависит от человеческого взгляда. Посмотрел
человек на жизнь мрачно – и жизнь тут же
преподнесет ему неприятный сюрприз. Посмотрел
весело – и сразу удача поворачивается к нему
лицом. Мрачные люди, конечно, не любят эту теорию.
А веселые – всегда ее активные сторонники. И им
не понять друг друга, пока, как говорится, не
предстанет небо с землей… Теория, возможно, и
легкомысленная – как все теории, придуманные
счастливыми людьми. Потому что счастливому
человеку ничего не нужно объяснять, он и так
видит в своей жизни смысл. Но есть в таком взгляде
на жизнь одна безусловная истина, с которой,
наверное, согласятся и оптимисты, и пессимисты:
чтобы суметь изменить мир в лучшую сторону, нужно
в нем сориентироваться, увидеть лучик света,
найти направление для движения. Иначе,
погрузившись в повседневные печали и заботы, мы
не поймем, что нужно сделать, как поступить. Даже
если в один прекрасный день нам скажут: “Давай!
Все теперь зависит от тебя!” – мы можем просто
растеряться, раз только и делали всю жизнь, что
боролись с обстоятельствами зла.
Вот почему каждый раз, когда мы замечаем в этом
мире проблеск добра, работу красоты (тоже, кстати,
повседневную – только замаскированную тысячей
забот и печалей), мы обретаем ориентиры. Умение
увидеть, понять и по достоинству оценить
душевную красоту другого человека, величие
гениального произведения искусства, улыбку, смех
– это главное, что нужно уметь, чтобы изменить
мир к лучшему. А остальное (как говорится –
“знания, умения, навыки”) – приложится.
Да этому в школе и без нас учат.
Совершить чудо...
По старой памяти о собственном детстве
мы стараемся дарить детям подарки симпатичные
или символические, обозначающие саму область
детства, – плюшевых медведей, заводные паровозы,
кукол с фарфоровым лицом, машинки с блестящими
фарами. Подросшим деткам дарим очень нужные
велосипеды, клюшки, коньки. Дети радуются, мы
тоже.
Но где-то в самой глубокой глубине смутно
чувствуешь, что на самом-то деле им хочется
совершенно другого, правда, не вместо коньков, а в
придачу к ним. Хочется ощущения всемогущества
взрослого, способного перевернуть ежедневный
привычный детский мир, волшебным образом
переменив в нем порядки взаимоотношений с
Большим миром.
Большой мир является ребенку в виде школы, редко
кому безусловно подходящей, полной противоречий.
Мы должны научить, приспособить, рассказать,
показать, дать попробовать, постоянно сравниваем
сделанное с идеальным образцом, поскольку хотим,
чтобы ребенок обрел себя в культуре. Но при этом
наш ребенок такой, какой есть, мы помним об этом.
Нас обступают противоречия, нам трудно соединить
в себе желание формального порядка,
последовательности, технологичности,
справедливости, наград и наказаний и желание
милости, совершено непоследовательной,
поскольку мы все-таки люди и рядом с нами – дети.
Сколько раз за день я продираюсь сквозь это?
Поставить или не поставить двойку – лишь самый
мягкий вопрос в этой связи. Сколько раз и за что
можно прощать – вопрос более глобальный.
Очередной педагогический гордиев узел. И каждый
раз я говорю себе: «Не знаю». И не могу знать. Всем
потребно разное. Я не наберусь смелости, чтобы
этот узел разрубить. Ведь в детском
символическом пространстве добро побеждает не
только волшебным мечом, но и волшебной палочкой
тоже. Волшебная палочка прощения…
Где-то ставишь двойку именно от любви. Иначе
человек потеряется, привыкнет жить спустя
рукава, имея и мысли, и силы к их воплощению, но и
лень – чудовищную и тормозящую. А ведь знаешь,
что будет безутешно плакать, чувствуя себя
оскорбленным. Где-то закрываешь глаза и берешь в
интересное путешествие самого жуткого
разгильдяя, хотя вначале было объявлено, что
двоечники никуда не поедут. Жалко в нем ребенка,
маленького, глупого, забывчивого. Тем более что
чаще всего он – никому не нужный, даже
собственным родителям, уличный обитатель. Не
оттого ли и учится плохо, что в его доме вообще
нет ничего похожего на книги, дружелюбные беседы,
взаимопомощь?
Он привык держать удар и налетать первым. Такое
неожиданное прощение – каждый раз маленькая
катастрофа. К нему невозможно привыкнуть, оно не
умещается в понятные житейские схемы. Но больше
всего это похоже на чудо, обыкновенное или
необыкновенное, поскольку отменяет разом
известный нам причинно-следственный порядок
жизни. Чудо прощения выглядит даже не фактом,
действием, событием, а местом, точкой, с которой
ребенок делает совершенно новый шаг в жизнь. Шаг,
наполненный знанием о том, что мир не обязательно
строится на товарно-денежных отношениях знаний и
отметок и движется все-таки любовью, а не чем-то
там еще. И ребенок выходит из этого чуда –
катастрофы другим, новым. Он и сам, когда пройдет
время потрясения, сможет (и захочет) строить свои
отношения с людьми по образу чуда. Особенно с
людьми заведомо слабыми и зависимыми от него.
Почему-то именно в такие моменты прощения больше
всего ощущаешь себя учителем. Жаль только, что мы
решаемся на это так не часто. Но может быть,
времена праздников для того и предназначены?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|