Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН 
 

Как пользоваться статистикой ЕГЭ – вопрос. Можно ли ее показывать рядовым гражданам – вопрос. Как применять ее для исследований в области образования – вопрос. Не усложнит ли она нашу и без того непростую жизнь – вопрос. Все эти вопросы обсуждались в Самаре на Всероссийской конференции «Мониторинг в системе единого государственного экзамена: технология, опыт, перспективы».
Светлана КИРИЛЛОВА

«Эту книгу прятали в сейфах…»

Сборник статистических результатов ЕГЭ – это весьма опасный бестселлер…

Руководители образования Самарской области пошли на риск, огласив практически все результаты ЕГЭ в своем регионе.
Сборник «Статистика основных результатов единого государственного экзамена в Самарской области в 2003 году», изданный (солидным для современной России тиражом в 2500 экземпляров) департаментом образования и науки администрации Самарской области и Региональным центром мониторинга в образовании, обречен был стать эффектным региональным бестселлером. Для некоторых, правда, весьма опасным.

Внимательный читатель этой книги может узнать о ЕГЭ в Самаре почти все: сколько участников было в разных районах, какие результаты они продемонстрировали на ЕГЭ в тестовых баллах и по пятибалльной шкале, каковы успехи самарских школьников на российском фоне (количество пятерок в области выше по русскому языку и математике, но несколько ниже по физике, химии, биологии, литературе). Впрочем, сравнение ЕГЭ в Самарской области со «средней температурой по больнице» (которую представляет собой обобщенная российская статистика результатов ЕГЭ) вряд ли способно рассказать о реальном положении дел. Из этих цифр кое-что станет понятно только руководителям образования да собирателям статистики.
Зато разделом «Образовательные учреждения, выпускники которых набрали более 90 баллов» читатель будет по-настоящему заинтригован.
Информацию для размышления дает сравнение среднего балла ЕГЭ по разным предметам в гимназиях и лицеях. Мы знаем, что лицейско-гимназическое образование недешево обходится родителям.
Успехи выпускников в престижных лицеях и гимназиях зашкаливают за 70 баллов (на ЕГЭ 2003 года это соответствует школьной пятерке). Но родители должны спросить себя, на что они тратят деньги, отправляя ребенка в лицей или гимназию, где выпускники получают на отдельных предметах ЕГЭ 42–43 балла (школьная тройка). Самарская статистика не дает послабления – она указывает все школы и беспощадно перечисляет достижения их выпускников на ЕГЭ.
Читатель вынужден задавать себе вопросы. Например, действительно ли некоторые гимназии дают подросткам глубокое образование (может быть, идущее вразрез с требованиями ЕГЭ), или гимназический статус этих учебных заведений – просто перекрашивание обветшалого фасада рядовой муниципальной школы?
Или – стоит ли родителям скрести по сусекам, чтобы отдать ребенка в платную негосударственную школу, где средний балл по русскому языку оказывается 40,8 (в пересчете на школьную шкалу оценок – три балла)?
Статистика эта может принести приятные неожиданности. Особенно это касается академических успехов выпускников сельских школ. Оказывается, в сельских школах Самарской области их баллы на ЕГЭ мало чем отличаются от результатов городских школьников. Вряд ли кого-то удивит, что 10 выпускников областной физико-математической школы, 12 выпускников лицея авиационного профиля и 22 выпускника Международного авиакосмического лицея (город Самара) набрали свыше 90 баллов на ЕГЭ по математике. Это заранее запланированный успех. Гораздо интереснее, что 5 выпускников Безенчукской школы № 3 и двое абитуриентов из Кинель-Черкасской школы № 2 получили на ЕГЭ по математике более 90 баллов.
Средний балл на ЕГЭ по математике, продемонстрированный 7 выпускниками маленькой Васильевской средней школы Кошкинского района (у них на семерых вышло 58,4 балла, то есть большинство в классе знают математику как минимум на школьную четверку), не отличается от баллов их городских сверстников, закончивших престижные самарские школы.
Кроме того, сельские учебные заведения входят в списки 50 школ Самарской области, показавших самые высокие средние баллы по предметам ЕГЭ.
В пятидесятку лучших (в номинации «русский язык») вошли Среднеаверкинская школа Похвистневского района, Андросовская и Алексеевская школы Красноармейского района.
В пятидесятку по номинации «математика» вошли Кармало-Аделяковская школа Сергиевского района, 8 выпускников которой показали средний балл 73,6 (твердая пятерка), Самсоновская школа Исаклинского района (средний балл – 71,0, пятерка) и еще… восемь сельских школ. Похоже, что в Самарской области изучение математики на селе процветает.
Любопытный факт: среди поименно перечисленных в книге 15 самарских выпускников, набравших на ЕГЭ 100 баллов, нет ни одного сельского школьника. Из десяти 100-балльников по русскому языку семеро проживают в Самаре и трое – в Тольятти, 100-балльники по математике, биологии и английскому языку закончили привилегированные учебные заведения в Самаре.
Примем это как информацию к размышлению.
Прочитав сборник «Статистика основных результатов ЕГЭ в Самарской области в 2003 году», я обратилась с вопросом к начальнику отдела образовательной статистики и учебного книгоиздания Регионального центра мониторинга в образовании Наталье ТЮРИНОЙ:

– Не кажется ли вам, что существует определенный риск в том, чтобы сегодня предавать гласности статистику ЕГЭ, в частности, средние баллы выпускников? Ведь результат будет предсказуем: родители будут пытаться перевести детей в те школы, где более высокие результаты на ЕГЭ…
– Если речь идет о тех образовательных учреждениях, которые реализуют программу углубленного уровня, – а они показывают на ЕГЭ высокие баллы, – то с этой программой не все дети смогут справиться. Не думаю, что здесь есть какая-то проблема.

– Среди самарских 100-балльников оказались двое выпускников учебного заведения под названием Лицей философии планетарного гуманизма. Одно из наблюдений, сделанных в Самаре, показывает, что как будто существует связь между высокими баллами на ЕГЭ и имиджем школ – их броскими названиями. Неужели такая зависимость реальна?
– Да, возможно, имидж школы влияет на успехи учеников. Но в этом нет ничего удивительного: в такое образовательное учреждение приходят более подготовленные ученики, более состоятельные родители, а с ними притекают внебюджетные средства. Увеличивается внебюджетка, дети мотивированы – это и приводит к более высоким результатам на ЕГЭ.
– Министерство образования не приветствует обнародование статистики по ЕГЭ до конца эксперимента. Вопрос об этом снова ставился на летнем межрегиональном совещании по ЕГЭ. Виктор Болотов тогда заявил, что публикация данных по ЕГЭ в регионе возможна только «на общественных началах» и эти данные не должны влиять на аттестацию школ. Вы опубликовали рейтинг школ официально…
– Давайте уточним простую вещь. Материал, о котором мы говорим, – это не рейтинг. Речь идет о статистике, а в статистике рейтингов не бывает. Да, мы публикуем «50 лучших школ» по тому или иному предмету ЕГЭ, но рейтингование учебных заведений вовсе не являлось нашей целью. Боюсь, что все связано с проблемой нашего восприятия: мы просто хотим увидеть в этих данных рейтинг школ. Поэтому у некоторых руководителей образования в прошлом году эта книжка хранилась в сейфах.

– А не проще было бы опубликовать те же самые результаты с небольшими комментариями, которые научили бы учителей и родителей грамотно пользоваться этими данными? Например, попутно объяснить, что такое средний балл…
– Эта книжка называется «статистика». И этим все сказано. Пока мы еще не готовы популяризовать данную информацию. Для этого мы пытаемся идти другим путем. 1 июля в городе Новокуйбышевске у нас открылся первый консультационный пункт для родителей, учителей и руководителей образования. Эти консультационные пункты находятся на базе ресурсных центров, которые занимаются статистикой и обладают всей информацией, касающейся системы образования. Система консультационных пунктов, с одной стороны, нацелена на сбор аналитической и статистической информации, а с другой – на то, чтобы предоставлять эту информацию населению. Туда можно прийти, позвонить или обратиться по электронной почте, сформулировав вопрос и получив на него квалифицированный ответ. К сожалению, люди получают данные о системе образования главным образом вне ее – от друзей и знакомых. Теперь квалифицированные специалисты смогут ответить родителям, в какой школе есть определенный предмет, сильный педагогический коллектив. Тогда родители, получив объективную информацию, смогут принять самостоятельное решение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru