Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН 
 

Как пользоваться статистикой ЕГЭ – вопрос. Можно ли ее показывать рядовым гражданам – вопрос. Как применять ее для исследований в области образования – вопрос. Не усложнит ли она нашу и без того непростую жизнь – вопрос. Все эти вопросы обсуждались в Самаре на Всероссийской конференции «Мониторинг в системе единого государственного экзамена: технология, опыт, перспективы».
Светлана КИРИЛЛОВА

«Проверили и схватились за голову…»

Уникальный мониторинг знаний, через который должен пройти каждый первокурсник Новгородского госуниверситета им. Ярослава Мудрого, показал, что продемонстрированные на ЕГЭ отличные знания некоторых студентов на самом деле оказались ниже среднего…

Новгородский государственный университет – один из вузов, который безоговорочно поддерживает ЕГЭ. В 2003 году туда на 68 специальностей по результатам ЕГЭ поступили 1914 абитуриентов.
О ректоре НовГУ Анатолии Гаврикове министр образования Владимир Филиппов любит говорить журналистам: «Этот человек знает ЕГЭ лучше меня».
Куратор эксперимента по ЕГЭ Виктор Болотов на летнем межрегиональном совещании по итогам ЕГЭ советовал руководителям образования перенять в своих регионах перспективный опыт Гаврикова. Новгородский ректор широко привлекает студентов для работ во время ЕГЭ (напомним, что в это время уходят в отпуск почти все вузовские преподаватели и школьные учителя, которые могли бы обслуживать экзамен или работать в предметных комиссиях).
«В среднем результаты ЕГЭ по Новгороду выше, чем по России, – отмечал Анатолий Гавриков на встрече с журналистами в Министерстве образования. – При этом в нашем университете отмечается недостаточно высокий уровень учащихся».
Об этом странном противоречии рассказал на совещании в Самаре Сергей АНДРЕЕВ, кандидат технических наук, доцент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, руководитель регионального центра аттестационных технологий при НовГУ.

– В Новгородском университете отработана процедура ежегодного мониторинга знаний первокурсников. Как она выглядит?
– Мы используем рейтинговую технологию оценки знаний. Она была разработана в Таганрогском университете несколько лет назад. Суть ее в том, что студенты, выполняя текущие задания, получают за это многобалльные оценки. С помощью этих оценок на девятой неделе семестра мы проводим мониторинг успеваемости студентов. Сравнивается многобалльная оценка ЕГЭ и многобалльная рейтинговая оценка нашего вуза.

– Почему для промежуточного подведения итогов вы выбрали девятую неделю?
– Мы убедились, что этот срок оптимален. Девятая неделя первого семестра очень значима для того, чтобы ребята, поступившие в вуз, могли подтвердить свои намерения. Мы знаем, что студенту-первокурснику нелегко адаптироваться к обучению в вузе. Ведь многие, сдав вступительные экзамены, начинают прохлаждаться и забрасывают учебу. Родители счастливы, что дети поступили, и тоже не обращают на это внимания. 9-я неделя – это как лакмусовая бумажка. Изучив ее результаты, мы проводим подведение итогов. Более того, мы даже можем изменить размер стипендии студентам 1 и 2 курсов. Это зафиксировано уставом университета.

– Проводя мониторинг знаний, вы установили, что некоторые студенты, хорошо сдавшие ЕГЭ, показали на 9-й неделе неудовлетворительные результаты. В чем, по-вашему, причина?
– На отдельных специальностях оказалось до 60 процентов студентов, которые не справились с установленными нормативами девятой недели. На девятой неделе мы просто схватились за голову. Это очень серьезный результат, и руководство университета им озадачено. Абитуриенты подготовлены не так хорошо, как нам хотелось бы. Здесь есть несколько причин. Например, в прошлом году у нас проводился мониторинг прагматической валидности КИМов ЕГЭ. Мы изучали, как соотносятся оценки на ЕГЭ с нашими внутривузовскими многобалльными оценками. Обнаружились закономерности. Оказалось, что выпускники, сдавшие ЕГЭ по физике и математике, могут достаточно успешно учиться в нашем вузе. Между оценкой за ЕГЭ по этим предметам и нашей внутривузовской многобалльной оценкой существует высокий коэффициент корреляции. Но в то же время по такому предмету, как биология, показатель корреляции оказался намного ниже.

– То есть выпускники, получившие на ЕГЭ по биологии высокие баллы, оказывались не самыми успешными студентами вашего вуза?
– Да. Конечно, надо менять подготовку абитуриентов. Но и для нас это сигнал – мы должны организовывать учебный процесс с учетом подготовки наших детей. Может случиться так, что результаты ЕГЭ будут лучше с каждым годом. Но нас это не устраивает: нам нужна объективная оценка знаний наших абитуриентов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru