ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Как пользоваться статистикой ЕГЭ –
вопрос. Можно ли ее показывать рядовым гражданам
– вопрос. Как применять ее для исследований в
области образования – вопрос. Не усложнит ли она
нашу и без того непростую жизнь – вопрос. Все эти
вопросы обсуждались в Самаре на Всероссийской
конференции «Мониторинг в системе единого
государственного экзамена: технология, опыт,
перспективы».
ЕГЭ на острие статистики
На открытии конференции в отеле
«Ренессанс» присутствовали более 200 делегатов из
всех регионов России. В заседаниях участвовал
сам самарский губернатор Константин Титов,
горячий сторонник ЕГЭ.
«Образованием следует управлять, как сферой
производства или как государственным
механизмом, – сформулировал свое кредо Титов. –
Нужно изменить восприятие образования как
социальной сферы и рассматривать ее как область
производства. И здесь важную роль играет
сертификация качества. Мы воспринимаем ЕГЭ как
государственный способ регулирования качества
образования при переходе абитуриентов в вузы.
В купеческой Самаре к делу относятся
основательно: любят переводить ЕГЭ в рубли и
копейки. В воздухе витает понятие балло-рублей.
Проводится основательный подсчет, во сколько
обходятся высокие баллы школьников на ЕГЭ: где
они дороже, а где дешевле. «Теперь мы знаем, что
самые дешевые баллы ЕГЭ – в Самаре, самые дорогие
– в сельских регионах, – заявил в своем
выступлении руководитель департамента
образования и науки администрации Самарской
области Ефим Коган. – Это происходит потому, что
в Самаре наполняемость школ не более 25, в
сельских школах – 15 человек».
«Результат ЕГЭ – 300% вузовской экономии на
вступительных экзаменах, – сообщил Сергей
Жилкин, ректор Тольяттинского университета, где
13200 студентов осваивают 52 специальности. – Около
1,5 миллиона рублей сэкономили на приемных
комиссиях! В это время многие преподаватели
пошли в отпуска».
Считать в Самаре любят. Самарский губернатор
подчеркнул, что Министерство образования должно
как можно скорее определить нормативы затрат по
ЕГЭ. Как известно, нормативов этих еще не
существует. Пользуясь режимом эксперимента,
каждая область вкладывает в ЕГЭ столько, сколько
может, а не столько, сколько требуется для
адекватного проведения экзамена.
Куратор эксперимента по ЕГЭ Виктор Болотов
привел слова губернатора Тюменской области,
сказавшего вице-премьеру Михаилу Касьянову: «Я
вкладываю в ЕГЭ огромные деньги, а на что идут эти
деньги? На качество образования?»
Один из ключевых вопросов ЕГЭ – на что будут
потрачены деньги, вложенные в эксперимент.
Определить эффективность федеральных и
региональных вложений поможет система
мониторинга ЕГЭ. Как известно, на Западе
средства, выделяемые на мониторинг социальной
программы, составляют до 15% от ее бюджета.
Средства, которые предполагается выделить на
мониторинг ЕГЭ в будущем году, составляют только
12 миллионов, что чуть больше одного процента
предполагаемого бюджета ЕГЭ 2004 года.
О том, по каким направлениям будет проходить
мониторинг ЕГЭ в 2004 году, рассказал директор
Федерального института педагогических
измерений Минобразования РФ Андрей Ершов. «Наша
цель, – подчеркнул он, – выстроить модель
мониторинга ЕГЭ на региональном и федеральном
уровнях».
Одно из главных направлений – сбор и обработка
данных об успеваемости участников ЕГЭ после их
поступления в вузы и техникумы. Прошло время,
когда Владимир Филиппов уверял журналистов, что
вузы довольны набранным по ЕГЭ контингентом. Это
не так. Ряд студентов с высокими баллами на ЕГЭ не
смогли во время обучения подтвердить своих
знаний.
Проректор Самарского аэрокосмического
университета Сергей Рогачев посетовал, что на
ЕГЭ оценки на 20–30 баллов ниже, чем в его
университете. Одним словом, в пересчете на
внутренние требования вуза 49 баллов, полученные
на ЕГЭ, равняются двойке. Их обладателей
волей-неволей приходится отсеивать: учиться они
не могут.
Еще Министерство образования обещает
расследовать деятельность пунктов проведения
экзамена (ППЭ), где были получены (в июньскую или
июльскую волну) результаты ЕГЭ, отличающиеся от
среднестатистических. «Регионам надо готовиться
к тому, что мы будем этим вопросом заниматься», –
предупредил Ершов.
Еще одно направление мониторинга – проверка
(разумеется, выборочная) условий, в которых
проходил ЕГЭ для выпускников, набравших 99–100
баллов. Количество этих выпускников в некоторых
регионах и некоторых школах (в Самаре, например,
двое 100-балльников вышли из одного лицея)
заставляет задуматься.
Следующее направление мониторинга – анализ
успеваемости студентов-льготников, изучение
того, как изменяется социальный состав
студентов. Сегодня во всех крупных
университетских центрах, например в Томске и
Самаре, увеличилось число сельских школьников,
поступивших по результатам ЕГЭ. И не во всех
вузах этими студентами довольны.
Особое место занимает реструктуризация рынка
платных услуг в системе ЕГЭ и анализ
формирования социального запроса. Какой видят
школьники и их родители подготовку к ЕГЭ? Где они
хотели бы готовиться к единому госэкзамену? «Эту
проблему нельзя не замечать. Нам нужны
управленческие решения на основе реальных
тенденций, – заметил Ершов. – Надо поставить
заслоны негативным тенденциям (платная
подготовка к ЕГЭ, незаконное издание материалов
ЕГЭ)».
На почве подготовки к ЕГЭ вызревают новые
противоречия между школой и вузом.
«Репетиторство по подготовке к ЕГЭ сегодня
процветает в школах, а не в вузах, – заявил
проректор Самарского аэрокосмического
университета Сергей Рогачев. – Но раньше
подготовительные курсы при университете давали
более приближенные к вузу требования. Дети
сегодня в массовом порядке забирают документы с
подготовительных отделений нашего вуза и уходят
готовиться к ЕГЭ в школу. Школа им пока ближе».
«Если к вам на довузовскую подготовку не хотят
идти – это не вина ЕГЭ, – заметил Виктор Болотов.
– Вам надо объяснить абитуриентам, какой у вас
хороший вуз. Сегодня возвращается старая
советская система, когда в вуз заманивали
экспедициями, футбольной командой и прочим».
Министерством образования планируется большая
работа по анализу процедуры приема вузами
свидетельств ЕГЭ.
Владимир Филиппов любил рассказывать
журналистам о том, как мальчик из Архангельской
губернии сможет прислать в Москву свой
сертификат ЕГЭ и стать студентом, не выезжая из
дома.
«Вообще пересылать документы в вуз никто не
запрещал, – утверждают ректоры. – Форму
заявления можно взять с сайта вуза. Раз ребенок
послал нам заказным письмом свои документы,
никто не мешает нам отправить ему заказным
письмом уведомление о получении».
«Против присылания документов мы не возражаем, –
утверждает ректор Тольяттинского университета.
– Но предупреждаем: пока не будет оригинала
аттестата, никого не зачислим…»
Одним словом, чтобы подать в приемную комиссию
свидетельство о сдаче ЕГЭ, абитуриенту все-таки
надо приехать в вуз. С приехавшими, чтобы они не
думали, что прогулялись зря, проводят
собеседование.
«Мы вообще-то не хотели регулировать модель
заочной подачи документов, но может быть…» –
неопределенно заметила заместитель начальника
Управления контроля качества общего образования
Минобразования Татьяна Бархатова.
Итак, мальчик из Архангельска пусть остается в
Архангельске. Проблема, которую планирует решать
Минобразования, другого порядка. Вузы сами не
могут разобраться с тем, как им проводить
зачисление.
Сергей Рогачев, проректор Самарского
аэрокосмического университета, пожаловался, что
зачисление по результатам ЕГЭ идет тяжело.
«Поначалу у нас была эйфория – каких хороших
ребят мы набираем. К 1 августа, дню официального
зачисления, оказалось, что эти ребята виртуальны.
И мы попросту добирали хвосты троечников,
которые никому не нужны. Все они вылетели в
первую сессию. Тогда мы сделали ряд
принципиальных изменений: общий конкурс по ЕГЭ
на 5 факультетов (каждый выпускник должен был
написать два приоритетных факультета). Тут
виртуальность уменьшилась. В этом году после 1
августа (день официального зачисления) 40 детей с
высокими баллами снова забрали свои документы.
Из 525 только 347 принесли свои подлинники».
Кстати, теперь Министерство образования обещает
подвергнуть особому контролю сайты органов
управления образованием в тех регионах, где
проходит эксперимент по ЕГЭ.
«Что творится на сайтах вузов – участников ЕГЭ –
уму непостижимо, – заметил Ершов. – Они не
размещают информацию о ЕГЭ. Филиппов уже
подписал письмо. Будем вплотную, 2 раза в год,
мониторить сайты вузов-участников ЕГЭ и РУНО
субъектов Российской Федерации».
«Ряд школьных сайтов далеко ушли от сайтов
управлений образования, – заметил Болотов. –
Случается, что на сайте органов управления
образованием висит только фотокарточка главы да
список школ. Теперь содержание этих сайтов будет
в поле внимания Минобразования. И решения будут
жесткими. Многие из них будут приниматься с
учетом того, как вы работаете в Интернете».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|