Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N33 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

Ю.М.ЛОТМАН. ВОСПИТАНИЕ ДУШИ. Ю.М.ЛОТМАН. ВОСПИТАНИЕ ДУШИ. Воспоминания. Беседы. Интервью. В мире пушкинской поэзии. Беседы о русской культуре. Телевизионные лекции. Санкт-Петербург, «Искусство – СПБ», 2003

В новом (девятом) томе работ Ю.М.Лотмана публикуются статьи, разбросанные по малотиражным редким газетам, работы, никогда не печатавшиеся прежде на русском языке или вовсе не публиковавшиеся.
Открывается книга воспоминаниями Ю.М.Лотмана, которые он назвал «Не-мемуары». Это рассказы Ю.М.Лотмана о своей военной молодости, об университетских учителях, о 1950-х годах в истории страны. Написанные с исключительной достоверностью воспоминания о войне опровергают мнение самого Ю.М. Лотмана о том, что он
не обладает способностью показать в событии его причастность
к истории, это как раз история, рассказанная одним из ее творцов, рассказанная спокойно, доверительно и очень ярко. Эти рассказы подтверждают слова Юрия Михайловича о том, что для того чтобы быть Историком, необходимо еще и особое мужество.
Во втором разделе книги «Наука в современном мире» есть статьи Ю.М.Лотмана о языке искусства, о пушкинистике, об ответственности ученого, педагога перед будущим. «Талант воспроизводится талантом, – говорил Ю.М.Лотман. – Серость плодит серость не по злому умыслу, а по самой своей природе. Поэтому серость отнюдь не безобидна». Ю.М.Лотман приводит примеры того, как талантливый учитель в группе учеников может «сплотить ядро», которое приводит в действие законы «критической массы», а они в свою очередь «ускоряют развитие всех, кто имеет счастье попасть в такую атмосферу, помогают им достичь того, чего в иных условиях они наверняка не достигли бы».
Третий раздел книги «Будем работать для будущего» посвящен статьям Ю.М.Лотмана на педагогические темы. Юрий Михайлович был не только основателем всемирно известной Тартуской школы, но и автором школьных учебников; его мысли о педагогическом мастерстве и о качествах (научных и человеческих), которые необходимы педагогу, бесценны.
«Наше зеркало – это наши ученики», – говорил Ю.М.Лотман и любил рассказывать о том, как один хороший учитель рисовал на доске мелом маленький круг. Внутри он писал: «знание», а за его пределами – «незнание». Он говорил ученикам: «Смотрите, какое маленькое пространство – знание, зато как мало оно соприкасается с незнанием…». Потом он рисовал большой круг, писал внутри: «знание», снаружи – «незнание» и говорил: «Увеличив пространство знания, мы тем самым увеличили наше соприкосновение с незнанием». Чем больше я знаю, тем больше я не знаю. «Это, – говорил Ю.М.Лотман, – черта, к которой хорошая школа должна подвести в конце ученика. И чем больше человек знает, тем больше
он сомневается. И это уже не только область науки, искусства, но и область культуры в целом…»
Он сам воспитал плеяду блестящих ученых, талантливых педагогов. Он всегда утверждал,
что учитель – это не человек, который «проходит» вместе с учениками тот или иной материал, а человек, который умеет думать и умеет научить думать.
В статье «Воспитание души» Ю.М.Лотман пишет о том, что «взаимопонимание между людьми, особенно между людьми столь разного возраста, как учитель и ученик, и столь разных интересов, жизненного опыта, целей, установок, – всегда чудо. И чтобы это чудо произошло, необходимо доверие учеников учителю». И всех, кто желает стать педагогом, он предупреждает: «Вы готовитесь стать музыкантами, играющими на самом тонком и чувствительном инструменте – человеческой душе. Помните, что для этого нужно и упорство в постоянной тренировке, без которого нет музыканта,
и особенная музыкальность души, педагогический «слух», чуткость».
В статье «Учитель на пороге двадцать первого века» Ю.М.Лотман пишет о том, что в ближайшем будущем традиционным классным и групповым занятиям придется потесниться, уступая индивидуальной работе с учениками – время потребует широкой вариативности тематики и самих учебных программ. «Довольно говорить о процентах успеваемости, о среднем балле, о том, сколько стоит в денежном выражении образование, пора хотя бы один раз подумать, во что обходится ученикам, школе, нашей культуре в целом плохой учитель, который не учит, а “выполняет программу”».
«Педагогический труд имеет свои профессиональные болезни, свои специфические травмы.
С одной стороны, педагог бесконтрольно командует детьми, с другой – им бесконтрольно командует начальство. Он угнетатель и угнетенный в одном лице. Не случайно в нем развиваются различные комплексы и вместе с тем – чрезвычайное самомнение. Последнее – компенсация за ложное положение…» Противоядием от профессиональной болезни педагогов Ю.М.Лотман считал в первую очередь творчество, но также и уважение к личности учителя со стороны общества и, с другой стороны, его постоянное стремление к профессиональному (и следовательно, человеческому) самосовершенствованию.
В статье «Чему же учатся люди?» Ю.М.Лотман пишет: «Баран обладает высоким уровнем интеллекта, но его интеллект прикован к определенной ситуации, и в новой он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две «ноги»: интеллект и совесть.
Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести…
Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе…».
В книге публикуются пять циклов телевизионных лекций Ю.М.Лотмана «Беседы о русской культуре»: «Люди, судьбы, быт», «Взаимоотношения людей и развитие культуры», «Культура и интеллигентность», «Человек и искусство» и «Пушкин и его окружение» – тридцать пять передач. Эти лекции создают ощущение праздника; читая их, становишься свидетелем и соучастником творчества учителя, который щедро, с уважением и доверием к собеседнику делится своими знаниями, мыслями и новыми идеями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru