ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N33
За журнальным столом
ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ. № 2, 2003
В своей
работе учитель постоянно решает творческие
задачи – ищет наиболее эффективные пути решения
проблем в условиях субъективной
неопределенности. Решения, особенно в условиях
дефицита времени, часто находятся интуитивно,
при этом неоценимую помощь в трудных ситуациях
оказывает умение импровизировать.
Интуитивные способы педагогического мышления
позволяют быстро принимать решение, выходить за
рамки привычных, стереотипных представлений.
Если учитель впоследствии, при обсуждении
результатов его работы, способен логически
обосновать свои интуитивные действия, то можно
говорить о высоком уровне его педагогической
интуиции. Если же он ссылается только на чувства
или предчувствия, то скорее всего он одарен
эмпирической, житейской интуицией – основой
«народной педагогики».
Важным способом педагогических действий
является педагогическая импровизация. Это, по
словам Б. Ахмадулиной, мгновенная удача ума.
Педагогическая суть этого явления заключается в
мгновенной реактивности учителя, в его
способности высказываться и действовать
непредвиденно, самобытно и точно. Но успешность
педагогической импровизации зависит не только
от природных склонностей учителя, но и от
серьезной творческой подготовки его самого и
умения создать творческую обстановку в классе.
Чтобы создать условия для «пробуждения»
творческой интуиции и учителя, и учеников,
развить умение импровизировать, надо:
– устранять внутренние препятствия творческим
проявлениям учеников, они не должны бояться
сделать ошибку;
– «прислушиваться» к себе, уделять внимание
работе подсознания, вовремя фиксировать
мгновенно возникающие идеи;
– широко использовать метафоры и аналогии для
творческого поиска, для отыскания новых
ассоциаций и связей;
– поддерживать и корректировать воображение и
фантазию свою и учеников, в условиях внутренней
свободы обсуждать и критически пересматривать
все предложения и высказывания;
– воздерживаться от категорических оценок,
расширять область поиска идей, больше времени
уделять размышлению над проблемой.
(«Профессионально-творческая подготовка
будущего учителя. Роль подсознательной
интуитивной мысли в педагогике творчества».
Е.Подгорных)
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. №
10, 2003
В
современном образовании превалирует
прагматический подход, главной считается
профессиональная подготовка детей и молодежи.
Часто мотивацией к обучению молодого человека
являются не его собственные потребности и
интересы, а насаждаемые извне. Эмоциональное и
социальное воспитание отступают при этом на
второй план, а проблемы в области межличностной
коммуникации и кооперации не рассматриваются
вообще.
Молодые люди окружены продуктами культурной
индустрии, которые пропагандируются и
распространяются миллионными тиражами. Такую
«культуру» молодежь встречает на каждом шагу:
музыка как звуковая волна – так называемый фон,
ничего не значащий для человека, изобразительное
искусство в качестве эстетики товара, литература
как способ скоротать время в дороге или как
снотворное.
Интенсивное воздействие массовой культуры,
недостаток внимания к индивидуальным проблемам
молодых людей привели в индустриальных странах к
заметному росту числа детей с психическими и
социальными проблемами.
В Германии ответом на такой вызов времени, на
очевидный дефицит внимания к проблемам молодежи
стало возникновение молодежных художественных
школ (МХШ). Программы работы МХШ ориентированы на
группы молодежи разного возраста (от пяти до
семнадцати лет) и направлены на раскрытие
личности в новых, самых разнообразных полях
деятельности, на постановку вопросов о нормах
человеческих отношений, индивидуальном и
коллективном опыте людей, о сущности жизни.
В МХШ основной акцент делается на развитие
свойств и способностей, которые формируют
раскрепощенную, здоровую, гармоническую
личность. Все многообразие целей, которые ставят
перед собой МХШ, можно условно разделить на
четыре учебные области:
1. Художественное воспитание и культурный опыт.
2. Развитие творчества.
3. Содействие социальному обучению.
4. Стабилизация и раскрытие личности.
Посещение МХШ ведет к изменению личностных
качеств детей, таких, как возрастающая
активность, повышенная степень
самостоятельности, усиление самосознания,
которые родители и учителя общеобразовательных
школ иногда оценивают как неповиновение со
стороны детей. Поэтому работа в МХШ становится
тем более успешной, чем больше связь их педагогов
с родителями, учителями и воспитателями
общеобразовательных школ.
Если МХШ поддерживает тесный контакт с
родителями, то они могут лучше понять причины
изменения поведения своего ребенка. Кроме того, у
самих родителей пробуждается интерес к
художественной деятельности своих детей, они
перестают бояться, что МХШ может оказать
негативное влияние на успеваемость ребенка в
общеобразовательной школе.
В МХШ создается обстановка занятости и
одновременного отдыха от учебы в
общеобразовательной школе. Родители немецких
школьников ищут такие внешкольные заведения,
которые в состоянии эффективно и с учетом
индивидуальности ребенка компенсировать
школьный стресс, помогают убрать страхи детей и
молодежи. От педагогической деятельности в МХШ в
области искусства ожидают компенсаторное
влияние, оказывающее воздействие на
формирование личности.
(«Внешкольные учреждения художественного
образования в Германии». Л.В.Быкасова, Таганрог)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ РАН. № 6,
ноябрь – декабрь 2003
На
повышение различных компонентов креативности
(творческих способностей) ученика влияют как
сходство, так и различие личностных особенностей
и учителя, и ученика.
Если уровень фактора отчужденность –
общительность, интроверсия – экстраверсия,
жестокость – чувствительность ученика и учителя
одинаков, то у ученика возникает ощущение
понимания его педагогом, позволяющее
проявляться оригинальности, в большей степени
побуждающее ученика идентифицировать себя с
учителем и усиливающее желание подражать ему.
При этом сходство уровня именно общительности
учителя и ученика создает атмосферу
безопасности, увеличивает возможность
проявления учеником творческой инициативы,
вызывает у ученика желание в большей степени
детализировать свои идеи.
Чем более педагог реалистичен, чем более он
эмоционально зрелый и практичный по сравнению со
своим воспитанником и чем чувствительней ученик
по сравнению с учителем, тем в большей степени
бывает выражена оригинальность ученика, тем
тщательнее он обосновывает и разрабатывает свои
необычные идеи.
Значительное превосходство учителя по сравнению
с учеником в уровне фактора подверженность
чувствам – высокая нормативность поведения
снижает для учителя возможность предсказывать
поведение ученика. В этом случае педагог часто не
способен поддержать и поощрить инициативы
ученика, и он будет восприниматься учеником как
дополнительный регламентирующий фактор среды.
У более активных и общительных, чем учитель,
учеников в ситуации жесткой регламентации и
более строгих рамок поведения блокируется
способность оригинального, нестереотипного
проявления творчества. При этом учитель с
меньшей степенью выраженности нормативности
поведения предоставляет ученику возможность
действовать более свободно, самостоятельно
приобретать новый опыт.
На повышение успеваемости влияет сходство
учителя и ученика в степени выраженности
интеллекта, внутреннего самоконтроля,
уверенности в себе, интроверсии – экстраверсии.
Менее уверенный в себе, менее решительный и
социально активный учитель, как правило, не дает
ученику широкого спектра образцов поведенческих
проявлений, художественной фантазии и вымысла. В
этой ситуации более уверенные в себе и социально
смелые ученики получают возможность
самостоятельно выдвигать разнообразные идеи.
На повышение оригинальности положительно влияет
сходство учителя и ученика в степени
общительности, интроверсии – экстраверсии,
внутреннего самоконтроля. Повышению гибкости
способствует большая выраженность у ученика по
сравнению с учителем социальной смелости и
уверенности в себе.
(«Соотношение сходства / различия личностных
особенностей учителя и ученика с креативностью
учащихся». А.Н.Воронин, И.Г.Трифонова)
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. № 8, 2003
Педагогический
процесс (и обучение, и воспитание) является
двусторонним, поэтому необходимо согласовывать
«стиль обучения», то есть способ деятельности
учителя, и «стиль учения», то есть ответные
действия ученика.
Разнообразие, гибкость индивидуальных стилей
позволяют людям с различающимися особенностями
нервной системы (типом темперамента, темпом
умственной деятельности), разной структурой
способностей и интеллекта добиваться равной и
высокой эффективности при выполнении одной и той
же работы.
Под понятием «конфликт стилей», введенным
американскими психологами, имеется в виду
несовпадение этих стилей, приводящее, как
правило, к негативным результатам. Ученики,
деятельность которых соответствует типу нервной
деятельности учителя, проявляют высокую
заинтересованность в изучении предмета.
Одна из важнейших задач педагога – это
определение уровня «стилевого различия» между
ним и его учениками, нахождение и умение
пользоваться компенсирующими методами обучения,
предотвращающими «стилевые конфликты».
Для обеспечения максимальной эффективности
образования, развития творческой
индивидуальности учеников необходимо учитывать
соответствие индивидуального стиля
деятельности учителя и ученика. Игнорирование
этого фактора влияет не только на восприятие
материала, но и на отношение к предмету в целом.
Ученики, индивидуальные особенности которых не
учитываются при планировании и осуществлении
учебного процесса, впоследствии, как правило,
составляют «группу риска».
Поэтому компетентный учитель может и должен
определить средний стиль класса (путем
педагогической диагностики) и на его основе
строить индивидуальную работу с учениками, чей
стиль учебы требует особых педагогических
условий и методических приемов.
Работа учителя как практического психолога
(термин К.Д.Ушинского) осуществляется на уровне
его индивидуального стиля, но путем диалога и
сотрудничества со стилем каждого ученика. Именно
так в пользу повышения эффективности обучения
разрешается «конфликт стилей».
(««Стиль обучения» и «стиль учения»: как
согласовать индивидуальные особенности учителя
и ученика»» В.М.Данильченко,
Комсомольск-на-Амуре)
ВЕСТНИК МГУ. Серия 14. Психология. № 4,
2003
Навык
письма очень сложен, и в процессе овладения им у
детей возникают разнообразные проблемы. От
учителя требуется максимум усилий, чтобы дети
не только освоили программу, но и сохранили
здоровье и интерес к учению. Эффективность
методов обучения детей графическим письменным
навыкам можно оценивать по трем наиболее важным
параметрам:
1) скорость письма;
2) разборчивость письма (устойчивость размера
букв);
3) функциональная цена.
Скорость письма является одним из показателей
степени автоматизации движения. Разборчивость
свидетельствует о развитости двигательного
навыка в целом. Параметр «функциональная цена»
определяется количеством ошибок
(орфографических и специфических
дисграфических).
Эти три параметра были использованы для
сравнения различных методик обучения письму:
сравнивалась традиционная методика обучения по
стандартным прописям и авторская методика
В.А.Илюхиной («Письмо с секретом»), отличающаяся
от традиционной большим вниманием к мотивации
овладения письмом.
Детям предлагалось написать собственное имя и
короткие предложения – осмысленные («уже
поздно», «хорошая погода» и т.п.) и бессмысленные
(«татата», «тотото» и т.п.).
Исследования показали, что по скоростным
параметрам дети, обучавшиеся по методике
В.А.Илюхиной, вначале отставали от своих
сверстников, обучавшихся по традиционной
методике, однако у них было выше качество письма
(стабильность размера букв) и ниже
функциональная цена (значительно меньшее
количество ошибок). К концу второго года обучения
дети экспериментальной группы не только догнали
по скоростным показателям письма детей из
традиционной группы, но и в значительной степени
сохранили высокое качество письма при низкой
функциональной цене.
Предлагаемый набор параметров для сравнения
различных методик обучения письму дает
возможность системно и обоснованно делать
выводы о преимуществах или недостатках той или
иной системы обучения.
Преимущество методики В.А.Илюхиной перед
традиционной методикой обучения письму
заключается в том, что за практически те же
скоростные и пространственные показатели письма
ребенок «платит» более низкую функциональную
цену.
(«Обучение письму:
экспериментально-психологический подход к
анализу эффективности методик». Т.В.Ахутина,
Ю.Д.Бабаева, А.А.Корнеев, Н.А.Кричевец)
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. № 11, 2003
Предмет «Литературное чтение» в
начальных классах должен помочь ребенку стать
читателем.
Но почему из года в год снижается интерес детей к
чтению, к классической детской литературе, к
поэзии? Все школьные работники утверждают, что
виной тому СМИ – чтение книг заменяется сидением
перед телевизором или компьютером, а место
семейных библиотек занимают видеотеки и
компьютерные игры. Но есть и другая причина.
Систематическое и полноценное чтение в первые
школьные годы, как правило, нарушается: резко
сокращается время, уделяемое ребенком для
чтения, а слушание преследует в основном лишь
дидактические цели. Изменяется и позиция
взрослых: «Ты теперь большой, читай сам». Так
возникает противоречие между желанием ребенка
«слушать» художественную литературу и
нежеланием взрослых поддерживать этот интерес в
тот период, когда он сам еще не может полноценно
читать.
В программе курса «Литературное чтение»
Л.А.Ефросининой предлагается ввести уроки
«литературного слушания», позволяющие
сформировать читательскую самостоятельность
ребенка.
Характерной чертой курса является
«нерасчлененность» и «переплетенность»
классного и внеклассного чтения, то есть
программа Л.А.Ефросининой предполагает введение
единого курса литературного чтения. Цели уроков
именно литературного слушания – обучение
восприятию литературного текста. Это особый вид
восприятия, это умение не только слушать, но и
услышать то, что хотел сказать автор; это не
только умение прослеживать изменения в сюжетной
линии, но и возможность видеть и понимать
подтекст, взаимоотношения действующих лиц,
отношение к ним автора. Это очень важно,
поскольку значительную часть времени обучения
первоклассники тратят на изучение дисциплин, в
которых упор делается на слушание, усвоение и
умение пользоваться.
Конечно, нельзя «отнимать» какое-то время на
уроках чтения для «литературного слушания» –
это может сказаться на формировании навыка
собственно чтения – программа и время
ограничивают такие возможности. Поэтому
целесообразно проводить специальные уроки
«литературного слушания», организуемые по
классическим канонам художественного чтения и
исполнительства. Важно еще то, что уроки
литературного слушания проходят в диалогичном
режиме – ведь
у магнитофона или телевизора не переспросишь, не
уточнишь непонятное слово.
(«Еще об одном курсе литературного чтения».
И.В.Сорокина, Сергиев Посад)
ЗАВУЧ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. № 8,
2003
В
ситуации классно-урочной системы реализуется
стандартная схема «учитель – ученик». Первый
транслирует знания, второй их усваивает. При
организации исследовательской деятельности
школьников эти позиции сталкиваются реалиями:
нет готовых знаний, каждое конкретное явление
или проблема требует самостоятельного анализа. А
для этого нужны согласованные действия учителя и
ученика в рамках схемы «партнер – партнер».
Каждая исследовательская проблема должна быть
взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой
для ребенка. Личный интерес является здесь
совершенно необходимым.
Овладение современными технологиями
информационного поиска в сети Интернет
учителями и учениками дает возможность
сформировать новый способ общения с ровесниками,
партнерами, единомышленниками. Мировой опыт
использования Интернета в этих целях показывает,
что это один из самых многообещающих и
перспективных направлений развития систем
образования. Совместное с детьми вступление в
интернет-сообщество, кроме помощи в решении
конкретных исследовательских задач, дает
возможность учителю наладить деловое и научное
общение с коллегами и с корреспондентами своих
учеников.
Педагогическая ценность Интернета состоит еще в
том, что он принимает каждого желающего
участвовать в различных исследовательских
проектах, которые по своей сути являются
открытыми, поликультурными и демократичными.
Опыт участия в проектах большого числа людей,
представителей разных городов, стран, носителей
разных культурных ценностей имеет большое
воспитательное значение для личности. Это всегда
диалог культур.
(«Использование интернет-технологий в
исследовательской деятельности учителей и
учащихся». Н.В.Новожилова)
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И
АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. № 10, 2003
В
Усохской средней школе Трубчевского района
Брянской области
во всех классах с 1-го по 8-й включительно
проводятся уроки по учебному курсу «Этическая
грамматика». Этот курс состоит из четырех
разделов:
1. Этика общения – развивает у детей знания о
нравственных законах, совершенствует навыки
культурного поведения, общения с людьми. Дети
узнают смысл понятий «жадность – щедрость»,
«зависть – доброжелательность», «дерзость –
предупредительность» и т.д.
2. Этикет – расширяет знания о правилах поведения
в повседневной жизни, настаивает на усвоении
понятий «этические нормы поведения», «речевой
этикет», «хорошие манеры».
3. Этика человеческих отношений – определяет
допустимые границы поведения в обществе, формы
проявления одобрения или несогласия,
«установки» этического отношения к природе,
животному миру, к жизни.
4. Этика отношений в коллективе – расширяет и
углубляет понятия индивидуализма и
коллективизма, формирует и совершенствует опыт
коллективных отношений и действий.
Структура уроков этической грамматики
предполагает разнообразные формы работы: игры,
диалоги, анализ и обыгрывание ситуаций,
эксперименты, творчество. Учителя начинают
каждый урок с «заряда доброты». Это специальный
прием: начиная урок, выразить детям свою
уверенность в том, что они доброжелательны друг к
другу, внимательны и уступчивы. Учитель и сам
настраивается на «доброжелательную волну», что
само по себе чрезвычайно важно и является
основой построения нравственных отношений
педагога с детьми.
Дети и учителя открыты для общения, легко
высказывают вслух свои мнения и желания, а также
естественно воспринимают слова друг друга о
себе. Немаловажно, что в классах, где изучается
курс этической грамматики, улучшилась
успеваемость, дети стали ответственнее за свои
поступки.
(«Азбука вежливости». О.Величко, Брянск)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|