Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N33 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Время вокруг Нового года – какое-то особенно уютное. Сначала ожидание праздника, потом елка, подарки, каникулы и непривычно много времени, проведенного с семьей. У всех выходные, темнеет рано, и весь бесконечный вечер можно вместе читать, играть, вспоминать. Как бы перенести частичку этой домашней сказки и уюта в свою работу? Игры и истории, придуманные дома, впустить в класс. А потом даже поделиться ими с родителями своего класса, вместо того чтобы уныло отчитывать за лень и безразличие к учебе их детей. Мы рассказываем сегодня о таком переносе домашнего опыта в школу. О том, как авторские уроки прорастают из семейной педагогики.
Светлана ТАНДИТ,
Ольга ЧАРУШИНА

Опыты на каждом шагу

В повседневной жизни, в самых обычных предметах скрыты увлекательные уроки физики, химии, биологии...

Жажда открытий

За завтраком сын спросил:
– Мам, как ты думаешь, вареное яйцо утонет в
воде?
Чашка с чаем застыла в моей руке. Я задумалась.
– Конечно, утонет, – жуя бутерброд, ответил за меня муж.
– А я знаю, как сделать, чтобы оно все-таки не утонуло! – заявил сын и тут же, не дав нам опомниться, бухнул в кастрюльку с водой целую пачку соли. Туда же последовало яйцо. Фокус удался: оно плавало.
– Вот видите, – объяснял пятилетний ребенок, – вода, насыщенная солью, имеет совершенно другую плотность и…
Мы с мужем удивленно переглянулись.
– Я не понял, – шепнул он мне, – у него что, детский сад с химическим уклоном?
Сын прервал свои рассуждения:
– Пап! Уклон тут ни при чем. Просто мы на занятиях в саду разные опыты ставим.
Кажется, смешно говорить о научной работе в детском саду или начальной школе. А почему? Представьте себе группу малолетних ученых в специальной лаборатории. У каждого своя миска, наполненная водой, и вполне конкретная задача: выяснить, какие из предметов тонут, а какие нет. Вот камень. Он, конечно, утонет. Это ясно всем. Он большой и тяжелый. Давайте возьмем тогда маленькое рисовое зернышко. Может быть, оно поплывет? Нет, утонуло. И совсем крохотное пшенное – тоже. Значит, дело не в размере. Вот большая пластмассовая крышка плавает. И фантик из-под конфеты. Конечно, он же легкий! Все, что легче воды, плавает. Дети быстро находят ответы. Но жизнь, как всегда, полна неожиданностей. Почему одна шишка утонула, а другая – нет?
И маленькие исследователи продолжают свой захватывающий эксперимент. Это так похоже на игру! Но разве это не настоящая физика? Конечно, она сильно отличается от привычного: «Из пункта А в пункт В вышли два поезда…»

Поле для творчества

Другое дело опыты. Оборудование и материалы для них можно использовать самые простые: они есть в любом доме, в любой школе. В ход пойдут старые пластиковые бутылки, гвозди, булавки, пуговицы, камешки, стеклышки, ненужные цветные журналы из плотной бумаги и прочий «мусор». Например, можно оборудовать место в ванне для опытов с водой – они вызывают у детей наибольший интерес. Нужны всего лишь табуретка, которую легко было бы поставить в ванну, пластиковый тазик, удобная полочка для необходимых материалов. И, наконец, самое важное: усилия родителей. Ведь ребенка не посадишь одного перед тазиком с водой. Он сам не знает, чего хочет и что вообще может быть тут интересного. Поэтому важно «вбросить» свою идею. Вот взрослый капает из пипетки в воду желтый краситель, затем зеленый. Будьте уверены: ребенок тут же откроет рот, зачарованно наблюдая, как цветные капли растворяются в воде, причудливо кружась. Разве он теперь сможет отказаться от соблазна провести опыт самостоятельно?! Особенно когда на полочке, прямо под рукой, его ждут другие краски. Многие дети тут же начинают сами генерировать идеи: а что, если капать не из пипетки, а прямо из баночки? О, это уже совершенно иной масштаб! Вся вода преображается, меняя цвет. Теперь последовательность: капаю желтый, потом красный – получаю оранжевый. А вот если синий, происходит чудо: вода становится почему-то темно-зеленой! Дети могут часами заниматься подобными исследованиями.
Потом, например, решают добавить в воду немного подсолнечного масла. Теперь цветные капли не растворяются сразу, а повисают на поверхности ярким пятном. Но масло скоро сдается под тяжестью капли – и она прорывается в воду маленьким эффектным взрывом. Кто решится сказать, что это просто игра, а не изучение физического явления диффузии?

Великое «почему?»

Учитель вырезал из бумаги цветок, сложил его лепестки в бутон и положил в воду.
– И что теперь будет? – не выдержал кто-то из детей.
Учитель улыбнулся.
Мгновение стояла тишина. Ее прервал тихий шелест: бумажный бутон в воде начал распускаться.
– Смотрите, смотрите! Цветок оживает! – закричала девочка.
В классе раздался изумленный вздох. Опыт повторили. Цветок снова раскрыл свои лепестки в воде.
– Почему он распускается?
– Потому что вода колышется!
– Потому что он мокнет!
– Лепестки становятся тяжелыми от воды и раскрываются.
Дети выдвигают свои гипотезы, словно взрослые ученые, спорят, пытаются доказать свою правоту. Чудом можно просто любоваться – некоторые так и делают, много раз повторяя этот опыт, а можно попытаться понять его природу. И рождается оно – великое «Почему», благодаря которому не иссякнет в человеке интерес к миру. Это уже не просто физика. Это философия: пробуждение мысли, отношение к миру как к великой тайне – в противовес ограниченному, житейскому, возможность взглянуть «сверху».
Семилетний Миша нарисовал бабочку, вырезал ее и раскрасил большие крылья.
– Жаль, что она не летает, – вздохнул он.
Потом подумал, раскрыл окно и выпустил бабочку на волю. Она покружилась немного и упала на асфальт. Учитель, наблюдавший за мальчиком, подошел и нацепил на бумажную бабочку железную скрепку, привязал ее за длинную нитку к столу и дал Мише несколько магнитов.
– Теперь ты можешь научить ее летать! – сказал он. Миша не очень понял, что надо делать. Он просто взял самый маленький магнит и поднес его к бабочке. Бабочка со скрепкой прилипла к магниту. Совсем не похоже на полет. Тогда Миша взял самый большой, поднял его – и бабочка, вспорхнув, устремилась вслед за рукой. Почему? Очень скоро мальчик пришел к выводу, что тайна – в невзрачной скрепке и магните.
Дадим ребенку поле для творчества – живой эксперимент. Когда обыкновенные булавки превращаются в утопающих и их спасают с помощью магнита, а потом заботливо учат плавать в волшебных бумажных юбочках. Когда тазик с водой превращается в бурное море с помощью обыкновенной трубочки для сока, в которую нужно просто посильнее дуть. Разве это не чудо?

В моем холодильнике поселилась пластиковая бутылка, наполненная водой. Каждое утро сын аккуратно извлекает ее, рассматривает заледеневшие кристаллы:
– Тэ-эк… Сегодня застыла полностью, – констатирует он и ставит бутылку на кухонный стол.
Я уже знаю, что вечером он тщательно потрясет бутылку и снова уберет в холодильник. До утра. Дело в том, что, по его наблюдениям, процесс кристаллизации создает причудливый рисунок внутри бутылки. Каждый раз – особенный.
– Вот бы он с такой же педантичностью кровать убирал, – вздыхает бабушка.
А я сомневаюсь, что важнее: кровать или мир вокруг, полный чудес и тайн. Кто откроет их? Тот, кто с детства очарован загадочной гармонией, по которой живет Земля.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru