ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N33
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Время вокруг Нового года – какое-то
особенно уютное. Сначала ожидание праздника,
потом елка, подарки, каникулы и непривычно много
времени, проведенного с семьей. У всех выходные,
темнеет рано, и весь бесконечный вечер можно
вместе читать, играть, вспоминать. Как бы
перенести частичку этой домашней сказки и уюта в
свою работу? Игры и истории, придуманные дома,
впустить в класс. А потом даже поделиться ими с
родителями своего класса, вместо того чтобы
уныло отчитывать за лень и безразличие к учебе их
детей. Мы рассказываем сегодня о таком переносе
домашнего опыта в школу. О том, как авторские
уроки прорастают из семейной педагогики.
Ирина КАЛИСТРАТОВА
Нижний Новгород
Лоскутные сказки
Оказывается, чем больше размеры
будущей картины, тем интереснее ребенку
рисовать. А какую огромную картину можно сделать
из цветных лоскутков!
Творчество естественно для детского
возраста. Оно возникает непроизвольно и
оказывается каким-то особенно талантливым и
выразительным
И как педагогу или школьному психологу перенести
стихийные, естественные творческие порывы в
область работы по саморазвитию? Один из таких
ходов и возник в моей профессиональной
деятельности школьного педагога-психолога.
Возник неожиданно, почти случайно.
Однажды я с дочками пошла на прогулку в самое
интересное для нас место Нижнего Новгорода – на
улицу Большая Покровская, где представлены все
местные промыслы и современные произведения
искусства. Мы остановились у ярких небольших
картин, сделанных из ситца. Женщина, продававшая
их, была автором работ и удивительно
гармонировала с ними. Она как будто бы сошла с
одной из них. Картины были жизнерадостные – и
женщина жизнерадостная, картины были добрые – и
женщина излучала доброту и приветливость,
картины были яркие – и женщина была красивая,
розовощекая, нарядно одетая во что-то очень
простое и очень ей идущее. Мы долго разглядывали
работы, разговаривали с автором. Как будто
побывали в сказке.
И она продолжилась потом в лоскутках ситца,
которые мы нашли дома. Сколько было воспоминаний
о бабушкиных платьях, о распашонках и платьицах,
которые я шила дочкам. Одним словом, возникло
настроение – «Следует шить, ибо сколько зиме ни
кружить…», и мы решили делать картины из ситца. А
вылилось это в совершенно особую технику
образовательного общения, которую я потом
использовала и в школе.
Лоскутная техника
Очень не хотелось, чтобы терялось
настроение, которое возникает, когда держишь в
руках разноцветные тряпочки. И поэтому техника
получилась скоростная. Кусочки ситца
крахмалятся и затем разглаживаются. После этого
их можно резать, и они не будут сыпаться и
махриться (можно использовать и другие ткани, это
даже лучше). Из крахмала же, но в большей
концентрации варится клейстер, наливается в
бутылочку – так он может храниться несколько
дней в холодильнике. Крахмал нужен для
наклеивания деталей картины. Готовится
небольшая (для создания больших ситцевых полотен
нужен известный навык) некрашеная рамка с
картоном по ее формату и водоэмульсионная краска
нужного цвета для окрашивания рамки (краска
стоит недорого, так же как и рамка, других
расходов не будет). В отличие от лоскутной
техники, которая известна в изобразительном
искусстве, эта техника упрощенная и используется
как эскизная или этюдная работа, т.е. для
удержания образа, настроения, чувства.
Оказалось, что лоскутки возрождают не только
былое, но и приятны и разнообразны на ощупь, даже
накрахмаленные. Одни были совсем тонкие, почти
прозрачные, невесомые, другие, наоборот, тяжелые,
плотные. Одни гладкие, как подтаявший лед, другие
– шероховатые, некоторые казались прохладными,
иные – теплыми. И звуки они издавали разные. А
расцветки, рисунки фактуры, узоры на лоскутках
можно описывать бесконечно. Одним словом, было
что-то сказочное в том, что держишь эту красоту в
руках, рассматриваешь и вслушиваешься.
А теперь самое время каждому начинать создавать
свою сказку. Сначала в рисунках, в мыслях. «Что бы
вам хотелось изобразить, что для вас сейчас самое
главное?» По рисункам готовили трафареты или
вырезали из ситца на глазок, если были уверены в
успехе. Потом намазывали их клейстером, можно
кисточкой, а можно пальцами (благо все легко
отмывается). Картина сохла, потом мы проглаживали
ее утюгом, вставляли в рамку. К рамке подбирали
нужный цвет – и это было тоже продолжение сказки,
потому что оказалось, что рисовать
водуэмульсионкой на фанерке, например, одно
удовольствие. Во время поиска нужного цвета
появлялись еще и большие раскрашенные картонки.
Не знаю почему, но рисование на большом формате
очень интересно для детей (о необходимости
использовать листы большого формата при
рисовании говорят и художники).
Столько всего было сказано в ходе этой работы,
рассмотрено, припомнено, что хватило бы еще на
одну историю. Но чем закончилась эта?
Конец сказки
Картины получились очень разные. И
удивительно, они похожи на своих авторов.
Помните, вначале я рассказывала о женщине,
которая как будто сошла со своих картин. Потом,
когда мы нескольким знакомым людям предлагали
угадать, где чья картина, они никогда не
ошибались. Когда я потом выполняла эту работу с
целым классом, опять получились совершенно
разные картины.
Все знают, как сложно складываются отношения
между детьми в семье. А эта совместная работа
помогла в прояснении этих отношений, приблизила
к пониманию их. Оказывается, в картине каждый
рассказал что-то о себе, только образно, в виде
символов.
Как сказка вошла в мою работу
В следующий раз эту работу я проводила с
группой детей на уроках технологии. Мне хотелось
показать, при каких условиях дети начинают
общение не на уровне приказов и команд или
бытового разговора, а на уровне творческого
поиска, когда возникает уважение и восхищение к
тому, что делает или говорит другой. Такая
совместная работа психолога и преподавателя мне
показалась интересной. Потому что психолог несет
опыт выстраивания человеческих отношений,
педагог совершенствует образовательные техники,
помогает использовать их с учетом особенностей
детей. Для этого должна существовать взаимная
заинтересованность в совместной работе педагога
и школьного психолога, которая обсуждается
заранее. Работа может занять от двух до шести
уроков: без спешки и форсирования событий.
Возможна она и как занятие детей с психологом.
Очень важно сопровождать работу на всех этапах
рассказом о возникающих у детей переживаниях:
приобретается опыт здорового эмоционального
переживания жизненных ситуаций и понимания
своих чувств. Например, у детей 8–9 лет рассказ о
своей картине строится на образах-символах: гриб
добра, гриб зла, молния, поражающая зло и
несправедливость. К подростковому возрасту
рассказ может быть похож на воспоминания из
своей жизни. В них не просто перечисление
событий, а переживание событий.
Образы часто носят обобщающий характер, но
опытным педагогом могут быть наложены на
события, происходящие в классе, для прояснения
возникающих у детей волнений.
Хороший учитель обратит внимание и на то, что
стиль поведения во время работы у детей разный:
одни долго сомневаются, другие оглядываются на
одноклассников, третьи прячут свои листочки,
прикрывая их руками и книгами, другие много раз
переделывают. В этом случае особенно важно
отказаться от принятой в школьной практике
порицательной интонации и не торопить отстающих,
не сравнивать их с другими, более успешными.
Хорошо бы просто сформулировать безоценочно
тактики поведения разных учеников, и дети не
упустят возможности повторить лучшую.
Выражение своих чувств через лоскутные образы и
символы, а не напрямую снимает защитные реакции,
вызванные страхом оценки других, – в результате
чувства становятся доступны для обдумывания.
Кроме того, у детей есть возможность несколько
раз обращаться к своим образам на всех этапах
работы, в результате чего все ученики, даже с
проблемами общения, успевают выразить себя.
И конечно, если вы будете сохранять эти работы,
вскоре появится возможность сравнивать картины
разного периода и наблюдать изменение
представлений о мире у детей.
Нужно только учесть, что занятия с лоскутками
скорее всего будут неинтересны мальчикам. Зато
они с радостью создадут «картины» из содержимого
своих карманов и портфелей. Хорошо бы только
потом сфотографировать их композиции.
Оказывается, что когда педагог ориентируется на
непосредственные моменты общения с детьми, они
могут рассуждать, творить гораздо эффективнее,
чем мы это привыкли видеть в школьной практике.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|