Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N33 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Время вокруг Нового года – какое-то особенно уютное. Сначала ожидание праздника, потом елка, подарки, каникулы и непривычно много времени, проведенного с семьей. У всех выходные, темнеет рано, и весь бесконечный вечер можно вместе читать, играть, вспоминать. Как бы перенести частичку этой домашней сказки и уюта в свою работу? Игры и истории, придуманные дома, впустить в класс. А потом даже поделиться ими с родителями своего класса, вместо того чтобы уныло отчитывать за лень и безразличие к учебе их детей. Мы рассказываем сегодня о таком переносе домашнего опыта в школу. О том, как авторские уроки прорастают из семейной педагогики.
Ирина КАЛИСТРАТОВА
Нижний Новгород

Лоскутные сказки

Оказывается, чем больше размеры будущей картины, тем интереснее ребенку рисовать. А какую огромную картину можно сделать из цветных лоскутков!

Творчество естественно для детского возраста. Оно возникает непроизвольно и оказывается каким-то особенно талантливым и выразительным
И как педагогу или школьному психологу перенести стихийные, естественные творческие порывы в область работы по саморазвитию? Один из таких ходов и возник в моей профессиональной деятельности школьного педагога-психолога.
Возник неожиданно, почти случайно.
Однажды я с дочками пошла на прогулку в самое интересное для нас место Нижнего Новгорода – на улицу Большая Покровская, где представлены все местные промыслы и современные произведения искусства. Мы остановились у ярких небольших картин, сделанных из ситца. Женщина, продававшая их, была автором работ и удивительно гармонировала с ними. Она как будто бы сошла с одной из них. Картины были жизнерадостные – и женщина жизнерадостная, картины были добрые – и женщина излучала доброту и приветливость, картины были яркие – и женщина была красивая, розовощекая, нарядно одетая во что-то очень простое и очень ей идущее. Мы долго разглядывали работы, разговаривали с автором. Как будто побывали в сказке.
И она продолжилась потом в лоскутках ситца, которые мы нашли дома. Сколько было воспоминаний о бабушкиных платьях, о распашонках и платьицах, которые я шила дочкам. Одним словом, возникло настроение – «Следует шить, ибо сколько зиме ни кружить…», и мы решили делать картины из ситца. А вылилось это в совершенно особую технику образовательного общения, которую я потом использовала и в школе.

Лоскутная техника

Очень не хотелось, чтобы терялось настроение, которое возникает, когда держишь в руках разноцветные тряпочки. И поэтому техника получилась скоростная. Кусочки ситца крахмалятся и затем разглаживаются. После этого их можно резать, и они не будут сыпаться и махриться (можно использовать и другие ткани, это даже лучше). Из крахмала же, но в большей концентрации варится клейстер, наливается в бутылочку – так он может храниться несколько дней в холодильнике. Крахмал нужен для наклеивания деталей картины. Готовится небольшая (для создания больших ситцевых полотен нужен известный навык) некрашеная рамка с картоном по ее формату и водоэмульсионная краска нужного цвета для окрашивания рамки (краска стоит недорого, так же как и рамка, других расходов не будет). В отличие от лоскутной техники, которая известна в изобразительном искусстве, эта техника упрощенная и используется как эскизная или этюдная работа, т.е. для удержания образа, настроения, чувства.
Оказалось, что лоскутки возрождают не только былое, но и приятны и разнообразны на ощупь, даже накрахмаленные. Одни были совсем тонкие, почти прозрачные, невесомые, другие, наоборот, тяжелые, плотные. Одни гладкие, как подтаявший лед, другие – шероховатые, некоторые казались прохладными, иные – теплыми. И звуки они издавали разные. А расцветки, рисунки фактуры, узоры на лоскутках можно описывать бесконечно. Одним словом, было что-то сказочное в том, что держишь эту красоту в руках, рассматриваешь и вслушиваешься.
А теперь самое время каждому начинать создавать свою сказку. Сначала в рисунках, в мыслях. «Что бы вам хотелось изобразить, что для вас сейчас самое главное?» По рисункам готовили трафареты или вырезали из ситца на глазок, если были уверены в успехе. Потом намазывали их клейстером, можно кисточкой, а можно пальцами (благо все легко отмывается). Картина сохла, потом мы проглаживали ее утюгом, вставляли в рамку. К рамке подбирали нужный цвет – и это было тоже продолжение сказки, потому что оказалось, что рисовать водуэмульсионкой на фанерке, например, одно удовольствие. Во время поиска нужного цвета появлялись еще и большие раскрашенные картонки. Не знаю почему, но рисование на большом формате очень интересно для детей (о необходимости использовать листы большого формата при рисовании говорят и художники).
Столько всего было сказано в ходе этой работы, рассмотрено, припомнено, что хватило бы еще на одну историю. Но чем закончилась эта?

Конец сказки

Картины получились очень разные. И удивительно, они похожи на своих авторов. Помните, вначале я рассказывала о женщине, которая как будто сошла со своих картин. Потом, когда мы нескольким знакомым людям предлагали угадать, где чья картина, они никогда не ошибались. Когда я потом выполняла эту работу с целым классом, опять получились совершенно разные картины.
Все знают, как сложно складываются отношения между детьми в семье. А эта совместная работа помогла в прояснении этих отношений, приблизила к пониманию их. Оказывается, в картине каждый рассказал что-то о себе, только образно, в виде символов.

Как сказка вошла в мою работу

В следующий раз эту работу я проводила с группой детей на уроках технологии. Мне хотелось показать, при каких условиях дети начинают общение не на уровне приказов и команд или бытового разговора, а на уровне творческого поиска, когда возникает уважение и восхищение к тому, что делает или говорит другой. Такая совместная работа психолога и преподавателя мне показалась интересной. Потому что психолог несет опыт выстраивания человеческих отношений, педагог совершенствует образовательные техники, помогает использовать их с учетом особенностей детей. Для этого должна существовать взаимная заинтересованность в совместной работе педагога и школьного психолога, которая обсуждается заранее. Работа может занять от двух до шести уроков: без спешки и форсирования событий. Возможна она и как занятие детей с психологом.
Очень важно сопровождать работу на всех этапах рассказом о возникающих у детей переживаниях: приобретается опыт здорового эмоционального переживания жизненных ситуаций и понимания своих чувств. Например, у детей 8–9 лет рассказ о своей картине строится на образах-символах: гриб добра, гриб зла, молния, поражающая зло и несправедливость. К подростковому возрасту рассказ может быть похож на воспоминания из своей жизни. В них не просто перечисление событий, а переживание событий.
Образы часто носят обобщающий характер, но опытным педагогом могут быть наложены на события, происходящие в классе, для прояснения возникающих у детей волнений.
Хороший учитель обратит внимание и на то, что стиль поведения во время работы у детей разный: одни долго сомневаются, другие оглядываются на одноклассников, третьи прячут свои листочки, прикрывая их руками и книгами, другие много раз переделывают. В этом случае особенно важно отказаться от принятой в школьной практике порицательной интонации и не торопить отстающих, не сравнивать их с другими, более успешными. Хорошо бы просто сформулировать безоценочно тактики поведения разных учеников, и дети не упустят возможности повторить лучшую.
Выражение своих чувств через лоскутные образы и символы, а не напрямую снимает защитные реакции, вызванные страхом оценки других, – в результате чувства становятся доступны для обдумывания. Кроме того, у детей есть возможность несколько раз обращаться к своим образам на всех этапах работы, в результате чего все ученики, даже с проблемами общения, успевают выразить себя.
И конечно, если вы будете сохранять эти работы, вскоре появится возможность сравнивать картины разного периода и наблюдать изменение представлений о мире у детей.
Нужно только учесть, что занятия с лоскутками скорее всего будут неинтересны мальчикам. Зато они с радостью создадут «картины» из содержимого своих карманов и портфелей. Хорошо бы только потом сфотографировать их композиции.
Оказывается, что когда педагог ориентируется на непосредственные моменты общения с детьми, они могут рассуждать, творить гораздо эффективнее, чем мы это привыкли видеть в школьной практике.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru