Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N33 
 

Елена КУЦЕНКО

Рынок образовательных услуг для педагогов

В одних регионах его надо развивать, в других – восстанавливать, в третьих – создавать “из ничего”

За много лет работы в школе привыкаешь к определенному ритму жизни в течение года: праздничный и хлопотливый сентябрь, мимолетные осенние каникулы, самая короткая вторая и нескончаемая третья четверти, стремительно налетающий май и суматошные, счастливые и печальные дни, остающиеся до выпуска в июне. На этом накатанном пути конец полугодия – время короткой передышки. Подведение промежуточных итогов, длинные каникулы, можно оглянуться и на прошедшие уже две четверти и потихоньку планировать, что хотелось бы сделать за оставшуюся половину.
А что происходит в конце осени и начале зимы в системе повышения квалификации, где год не делится на учебные четверти? С вопросом о наиболее значимых проектах и программах мы обратились в Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования. И эта тема стала поводом для разговора о системе повышения квалификации вообще и о новых направлениях ее развития.

Галина Кокорина, заведующая кабинетом координации деятельности региональных учреждений дополнительного педагогического образования, рассказала о заседании Совета руководителей образовательных учреждений, который прошел в Красноярском краевом ИПКРО:
– Совет создавался для обсуждения и решения наиболее злободневных вопросов и проблем в работе системы повышения квалификации.
На октябрьском заседании, в частности, обсуждались вопросы нормативно-правовой основы создания и деятельности учреждений муниципальной методической службы.
Не обошли вниманием и вопросы оплаты труда в системе повышения квалификации. Ведь преподаватели, обучающие учителей, должны быть не только высокообразованными и компетентными в области последних научных разработок, среди них хотелось бы видеть людей, не чуждых школьной практики. Чтобы учитель, с немалым трудом выбравшийся на курсы повышения квалификации, не увидел перед собой ученого сухаря, бубнящего лекции по пожелтевшим листочкам. А для того чтобы толковые, энергичные люди не разбегались из институтов повышения квалификации, им нужно соответственно платить.
– А рынок образовательных услуг для учителя хоть в каком-нибудь виде существует? Многие учителя воспринимают сложившуюся систему как безальтернативную…
– В некоторых регионах выбор для учителя существует. Например, в относительно благополучной Самарской области довольно давно ввели образовательный ваучер для педагогов. Каждый, кто проходил повышение квалификации, мог выбрать между традиционной системой или, например, профильным вузом. Скажем, учителя черчения или математики могли повышать квалификацию в техническом вузе. Но через несколько лет оказалось, что практически все учителя «вернулись» в институт повышения квалификации. Похожая история произошла и в Ханты-Мансийске.
Но поле деятельности тут настолько велико, что нужно говорить не о конкуренции, а о сотрудничестве учреждений системы повышения квалификации и вузов. Этому будет посвящено очередное заседание совета в Санкт-Петербурге в последние дни уходящего года.
– Склонны ли региональные ИПК дожидаться рекомендаций сверху или тоже принимают участие в модернизации системы повышения квалификации?
– Принимают участие, и самое деятельное. В частности, красноярцы представили совету свой оригинальный механизм развития краевой системы повышения квалификации: они предлагают проектно-программный подход. Для изучения реальных потребностей учителей проводятся маркетинговые исследования. А на основе этих данных краевой ИПКРО планирует образовательные проекты. Посмотрев в учебный план института, вы увидите курсы, главным образом направленные на развитие и повышение профессионального мастерства всех работников образования, на поддержку инновационной практики. А традиционные узкометодические курсы занимают лишь несколько последних строчек.
Члены совета познакомились с опытом красноярцев и высоко оценили его. Скоро и представители других регионов смогут подробно узнать об этом опыте, соотнести со своим и при желании использовать.

Ирина Савенкова, заведующая Международным отделом, кандидат педагогических наук, о совместном с ЮНЕСКО проекте восстановления системы образования в Чеченской Республике:
– Вряд ли в России найдется регион, даже относительно стабильный и богатый, о котором можно сказать, что образование там полностью благополучно развивается и его участники не испытывают проблем. Но есть республика, образование которой находится просто в катастрофическом положении. Это Чечня.
Необходимость восстановления системы образования там назрела давно. Но только весной 2003 года наконец-то была создана рабочая группа для планирования и осуществления этого проекта. В нее вошли ректор АПКиПРО Никитин, заместитель министра образования Виктор Болотов, представители Министерства иностранных дел, директор Московского бюро ЮНЕСКО Филипп Кео, без которого, кстати, проект так и застрял бы на уровне «говорильни», что и происходило с 2000 года.
Летом был составлен проектный документ, а с 17 по 27 ноября академия уже принимала первую группу слушателей из Чечни.
Проект рассчитан почти на три года.
– Насколько учтено реальное положение дел в республике? От чеченских учителей я знаю, что школьные здания сильно повреждены или разрушены совсем; в уцелевших школах зачастую нет электричества, отопления, воды; профессиональных учителей осталось очень мало, но и у них проблемы с выплатой зарплаты; в регионе огромное количество сирот и детей, искалеченных психически и физически. То есть строить придется не «с нуля», а «с минуса».
В этом нам очень помогли международные эксперты. Например, представитель бывшей Югославии, в которой после вооруженного конфликта была похожая ситуация.
Работу планируем вести по четырем направлениям.
Прежде всего мы пригласили для повышения квалификации чиновников министерства образования республики. Они узнали о том, что происходило в российском образовании за последние десять лет. Было выездное занятие в Министерстве образования РФ. Академия предоставила методическую и законодательную литературу, раздаточный материал.
Люди были оторваны от жизни в России, и мы стараемся быть особенно внимательными к ним.
В будущем планируется обучить работников республиканской системы повышения квалификации и 250 директоров школ.
– А учителей для повышения квалификации приглашать не будете?
– Это слишком дорого. Для того чтобы дойти до каждого учителя, мы планируем создать сеть из семнадцати школ-лабораторий, по одной в каждом районе. Там будут готовить своего рода тьюторов, которые разъедутся по всем школам и донесут до каждого из тринадцати с половиной тысяч учителей новые методики, программы и концепции модернизации российской школы. Но это на первых порах. А вообще, конечно, будет постепенно восстанавливаться и республиканская система повышения квалификации. Министерство образования России и Чечни найдут и восстановят здания для этой цели, а академия берется за обучение профессорско-преподавательского состава. Это второе направление программы.
Третье – оснащение образовательных учреждений компьютерами и обучение педагогов. Компьютеры уже поставлены, но работать на них никто практически не умеет. И это огромная проблема.
– Но, наверное, не большая, чем отсутствие электричества и школьных стен…
– Конечно. Но зарубежные эксперты вообще в этот компонент хотели включить интернет-кафе и клубы. Мы и так «приземлили» их планы.
– Но все эти меры предполагают просто отсутствие знаний, методических пособий, технических средств. Однако дело не только в этом. Все население десять лет выживало в тяжелых условиях, в условиях сильнейшего стресса выросло целое поколение детей, которые не знают, что такое мирная жизнь, никогда не учились в школе.
– Поэтому четвертый компонент проекта – психологическая, педагогическая и медико-социальная реабилитация детей и учителей. Чеченские педагоги будут приезжать в Ростов-на-Дону, и специалисты академии, Ростовского педагогического университета и МО обучат их создавать центры реабилитации и работать в них.
– Вместе с нашими читателями желаем успеха всем, кто участвует в проекте.

– Пожелание удачи для нас совсем не лишнее: опыта подобной работы нет у российских педагогов и специалистов повышения квалификации, все создается впервые.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru