РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Семейное чтение
В.П. ЭФРОИМСОН.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА.
РОДОСЛОВНАЯ АЛЬТРУИЗМА.
Москва. Тайдекс Ко. 2003
Эта книга не имеет аналогов не только в
отечественной, но и в мировой литературе.
«Педагогическая генетика» – это предложенная
В.П.Эфроимсоном новая область знаний, в основании
которой лежат два фундаментальных явления:
неисчерпаемое наследственное разнообразие
человеческого вида и импрессинг (избирательная,
врожденная склонность каждого ребенка в
определенные «чувствительные» периоды развития
к восприятию конкретных воздействий внешней
среды).
Почему и каким образом незначительный, казалось
бы, случай может оказаться судьбоносным для
одного ребенка, совершенно не затронув другого?
На чем основан выбор значимых людей, значимых
идей? Почему одно и то же событие у кого-то
вызывает смех, а у другого разрывает сердце?
В.П.Эфроимсон пишет: «Человек, по-видимому,
способен на все, но не ко всему. И если,
по-суворовски, «каждый солдат должен знать свой
маневр», то, «по-генетически», каждый человек
должен знать свой талант. Притом чем раньше, тем
лучше». Ребенок – это вовсе не «чистый лист
бумаги», на котором можно вывести любые
«письмена». Внимательные воспитатели и родители
должны бесконечно пристально всматриваться в
него, чтобы уловить момент его наивысшей
восприимчивости и те воздействия, которые
производят на него наисильнейшее впечатление. В
развитии детей есть очень четкие необратимые
стадии формирования стремлений, предпочтений и
влечений. У человека уже в младенчестве, детстве,
отрочестве, юности формируются и фиксируются,
зачастую пожизненно, те ценностные критерии и
подсознательные решения, которыми он будет
руководствоваться, несмотря ни на что.
Надо научиться увидеть в ребенке личность,
наделенную человеческим достоинством и равную в
этом достоинстве любому другому человеку.
В.П.Эфроимсон убедительно доказывает, что дети с
пятилетнего возраста чутко улавливают разрыв
между словами и действительностью, как губка
впитывают впечатления, очень рано выводят свои
умозаключения, видят несправедливость гораздо
острее притерпевшегося взрослого. Тесная,
нерасторжимая связь матери и ребенка позволяет в
наибольшей степени развиться не только
эмоциональным, но и интеллектуальным сторонам
личности человека. Ребенок к восьми годам уже
достигает 90% всех своих интеллектуальных
возможностей. Если до этого возраста их не
задействовать, не развить, не открыть, есть
большая вероятность того, что они останутся
втуне. И как правило, в обычном ходе вещей вся
остальная жизнь человека – это отделка того
здания, которое выстроено в детстве.
Побуждение к созидательной деятельности, к
творчеству в привлекательных для ребенка
областях – важнейший рычаг в воспитании
человека. В книге подробно говорится о
последствиях «отрицательного импрессинга»,
имеющего решающее значение в создании
искаженных ценностных ориентиров личности и
потере мотивации к созидательной деятельности.
В.П.Эфроимсон пишет, что любой человек,
общающийся с детьми, становится педагогом.
Плохим или хорошим, умным или ограниченным,
образованным, думающим или воспитывающим
«вслепую». Педагогический талант сродни таланту
музыканта или художника. Книга «Педагогическая
генетика», написанная энциклопедически
образованным ученым, человеком величайшего
нравственного и этического уровня, сама может
стать пособием для развития педагогического
таланта учителей и родителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|