НАБЕРЕЖНАЯ ЭПОХИ
50-летию Б.Б.Гребенщикова, его личным
рок-заслугам перед Отечеством
и заслугам его предтеч и сподвижников по фатуму
посвящается
Человек с гитарой наперевес
Толкование рок-сновидений
Только самое ленивое СМИ не отметилось
по поводу юбилея БГ. Зато лениво припозднившимся
достался самый лакомый кус – в развитие
рок-юбилейной (юбилейно-роковой?) темы. 15 ноября
2003 г. Президент России подписал Указ о
награждении “за большой вклад в развитие
музыкального искусства” руководителя группы
“Аквариум” Бориса Гребенщикова орденом “За
заслуги перед Отечеством” IV степени.
Ой, а кто это?!
“Кто?
Боб, Б.Г., Мастер Бо, Гребень, Борис Гребенщиков,
вокалист, гитарист и лидер “Аквариума”, автор
песен, музыкальный гуру, буддист с гитарой
наперевес.
Чем знаменит?
Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит,
последние 25 лет вы провели в летаргическом сне.
(С сайта группы “Аквариум”)
Сразу – про орден
Для тех, кто не спал последние 25 лет, в
факте награждения БГ орденом “За заслуги перед
Отечеством” нет ничего особо неожиданного. Еще 20
лет назад Гребенщиков, как и полагается гуру и
пророку, предсказал: “Еще немного – и сбудется
мечта, и наши люди займут места. Под страхом
лишения рук или ног мы все будем слушать один
только рок”. И добавил там же, тогда же, на
концерте 82-го: «20 лет – ерунда, но сколько
мастерства мне дали года… Не играй я на гитаре, а
стой у станка – мне давно бы дали “Ветерана
труда”».
Дали орден.
“Аквариум” – это черный ящик. Он
принимает все, что происходит вокруг, как
радиоприемник, – внутри что-то жужжит, и снаружи
получается песня.
Когда я услышал рок-н-ролл и “Битлз”, в
частности, я понял, что подоспела помощь – вот
другие существа, которые точно определяют то, что
я чувствую.
Когда государство навязывает культурную
политику, поэт вынужден быть аутсайдером. А как
пел Дилан: “Чтобы жить вне закона, ты должен быть
честным”.
Я сижу в деревне. Ко мне вечером заходит
пасечник, и, допустим, мы с ним выпьем водки. И мне
захочется спеть ему песню, которую он не слышал.
Компьютерная музыка – это слой толщиной в микрон.
На поверхности. А на глубине – жизнь. И 99% людей на
Земле о рейве ничего не знают: крестьянин из
псковской глубинки, абориген из Австралии или
средний служащий из Мексики.
Я знаю, что, если дать мне в руки гитару, я смогу
конкретным людям что-то спеть.
За всю историю существования “Аквариума” мы
ни разу в жизни не сделали ничего специального,
“чтобы понравиться”. Если мы поем песню, то
можно быть уверенным, что она написана не по
просьбе дяди из 4-го ряда с радиотелефоном. И не
потому, что так решил худсовет… И думаю, секрет
популярности “Аквариума” в том, что мы себе,
своему внутреннему компасу, не изменяли никогда.
Рок-н-ролл – так же, как 17-летие: у всех было 17
лет, но не все делают из этого выводы.
Я дал 120 интервью, снялся в 50 телевизионных
передачах, на радио, где-то еще. Я отдал свои долги.
Всем людям, которым интересно про меня услышать,
я все рассказал.
Если даже будет мне видение Будды, или Христа,
или кого-то еще и они скажут: “Кончай-ка ты писать
песни”, – я отвечу: “Ребята, извините, я вас
очень люблю и уважаю, вы целиком и полностью
реализованы и все такое, но позвольте мне делать
то, что я считаю нужным... Тут вы мне не советчики”.
|
Сам БГ высказался про
президентскую награду и все ей сопутствующее
столь однозначно, что стоит привести фрагмент
его интервью А.Кану для “Би-би-си”. «Я получаю
огромное количество писем с упреками, а то и
проклятиями: “Вы приняли орден от государства,
т.е. от фашистов, вы выступили в Кремле, мы больше
не хотим вас слушать, вы продали все святое, вы
больше не человек, и т.д. и т.д.”. А я читаю и
радуюсь. Сами того не зная, они меня освобождают.
Я не был с коммунистами и с этими тоже не буду. И
чем больше такого я слышу, тем более свободным
себя чувствую».
Словом, “он бросил свой щит и свой меч, швырнул в
канаву наган, он понял, что некому мстить, и
радостно дышит…”.
Тут стоит на время прервать пиршество цитат,
потому что одна тянет за собой другую, да и
вообще, обуревает величайший соблазн составить
весь текст исключительно из цитат
юбиляра-орденоносца. БГ сам к тому издревле
располагал, напропалую цитируя в стихах всех и
вся, свободно перемежая апостольское слово
(“Боящийся несовершен в любви”) с дао и дэ, дзен
– с ча, чай – с портвейном, ОБЭРИУтских ивановых
– с Ж.П.Сартром в кармане, гексаграммы “И-Цзин” с
Толкиеном и Гессе и т.д.
Его просветительская деятельность, кстати, в
ряду несомненных заслуг перед Отечеством. Многие
(в том числе автор этих строк) тратили лучшие годы
жизни на дешифровку посланий БГ. За что поныне
благодарны. Другие – бесились, услышав, что:
“Если ты хочешь сберечь своих сфинксов – двигай
их в наше гумно”. Собственно, бесило не само
гумно, а то, что сказал это Максим Горький царице
Клеопатре (когда они сходили с ума, по БГ). За оную
культурологическую окрошку, точнее, буйабесс –
это такой рыбный суп, в который марсельские
рыбаки клали все, что под моряческую руку попало,
– так вот, за этот аквариумный “суп цитат”,
временами именуемый самим БГ заумью, очень
многие “Аквариум”, мягко говоря, недолюбливают.
Но как однажды публично провозгласил писатель
В.Б.Шкловский: “Я не хочу, чтобы меня любили все!”
К тому же те, кто ругает и БГ, и всех причастных
(точнее – причисленных) к родовому, но спорному
понятию “русский рок”, забывают или не знают,
какую очень своевременную мысль произнес
вдобавок виртуальный Горький такой же Клеопатре:
“Мы знаем, что главное в жизни – это дать немного
света, если стало темно”.
Собственно, это первая и главная заслуга перед
Отечеством, за которую и ордена получать не
стыдно.
И еще напоследок о ругателях. Не они ли распевали
у предрассветных костров про город золотой?
Над небом голубым
Это не ошибка. Именно “над” было в подлиннике.
Всесоюзно прославившую БГ песню на самом деле
написал мистический коллектив авторов: музыку
(лютня) – неизвестный (?) средневековый
композитор, слова – по разным апокрифам, Алексей
Хвостенко и/или Анри Волохонский. Кстати, совесть
БГ чиста: он сам искренне думал, что слова –
народные.
И то, что “Небо” стало каэспэшным фольклором,
наверное, закономерность. Хотя у БГ к понятию КСП
недоброе отношение: в юности он услышал в поезде,
как “толпа пожилых туристок без особой мелодии,
но с неподдельным чувством мощным хором
распевала “Всю ночь кричали петухи” (песня
Окуджавы. – В.Ц.). Это никак не отразилось на моем
отношении к данной песне, но навсегда привило мне
ужас перед КСП… Хоровое пение вселяет в меня
бесконечную печаль. Но пусть такое жесткое
отношение к массовым излияниям души останется на
моей совести”.
Тут можно поймать Борис Борисыча на слове, потому
что чуть позже (чуть раньше?) он сказал: “Так
называемое движение бардов потеряло момент и
разбилось. Они все – романтические одиночки:
кодекс одинокого рыцарства, да и принцип
исполнения (один с гитарой). Рок-музыка (жизнь,
идея) обязательно коммунальная: люди что-то
делают вместе”.
И тут же можно было б начать продолжительное и
абсолютно бесплодное культурологическое
разбирательство со словами “бард”, “рок”,
“КСП”, “фолк”, “авторская песня” и т.д. Дело –
гиблое: куда ни приписывай самого БГ, или
Макаревича, или покойных Башлачева и Майка
Науменко – все упрется в один собирательный
образ: человека с гитарой наперевес.
Он явился в России давным-давно (кстати, первыми
– цыгане, и это как раз хоровое этническое пение),
но на сцену (не считая театра “Ромэн”) шагнул на
рубеже 50–60-х годов XX века. И – не в обиду Питеру
будь сказано – из арбатских дворов.
“Всем оставаться на местах!”
“О чем ты успел передумать, отец
растрелянный мой, когда я шагнул с гитарой,
растерянный, но живой? Как будто шагнул я со сцены
в полночный московский уют, где старым арбатским
ребятам бесплатно судьбу раздают...” – этой
песней завершается самый грустный диск БГ, где он
поет “неизвестного” Окуджаву.
На вопрос, почему так мрачно звучит даже
всенародно-хоровая “Пиратская лирическая”,
Гребень ответил: “Окуджава лучше всего дал имя
этим бесам – бесам русского уклада жизни, – а я
спел”.
Гвардия Гребенщикова: полковник Васин, капитан
Воронин, партизаны полной луны и пр. – все они
однополчане окуджавских поручиков в отставке,
прекрасных дилетантов с гитарой наперевес. Враги
были общие: те самые бесы, на сражение с которыми
призывал под виртуальное ружье и Андрей
Макаревич в 70-х: “Сегодня самый лучший день –
сегодня битва с дураками”, и Шевчук в 80-х.
Русское музыкальное подполье созрело там, где, по
сути, медленно, но верно загнивал западный рок, –
на ниве социального протеста. Хорошо оплаченный
продюсерами бунт – занятный нонсенс.
Нашим в 60–70–80-х тут очень помогли власти,
поэтому “подполье”, наверное, наиболее точный
эквивалент “русскому року”.
Впервые мне довелось увидеть живого БГ – уже
кумира, но еще запрещенного (что, естественно,
взаимосвязано) – на так называемом квартирнике:
квартирном концерте весной 86-го.
До этого его уже успели (ласточку перестройки)
показать по телику: в питерской программе
“Музыкальный ринг”. Питер ловили в Москве-86
немногочисленные телевизоры, и поэтому к
несчастным обладателям достойной аппаратуры
привалили в урочный час гигантские компании. В
своем телеявлении народу гуру порадовал
шестидесятников тем самым “Небом голубым”, зато
отпугнул их же обилием перстней на пальцах. На
провокационный вопрос про перстни БГ со змеиной
улыбкой ответил: “Испытываю влияние камней на
организм”, – что привело в восторг другую часть
аудитории.
Живой же квартирник состоялся в самом сердце
столицы нашей Родины. Нет, еще не в Кремле: коли уж
и дальше следовать анатомическим метафорам – в
самом столичном предсердии. Квартира Сережи Ф.,
похожего на Джимми Хендрикса и известного в
околомузыкальной среде под кличкой Джованни (в
конце 90-х он сгинул – то ли от водки, то ли от чего
похуже), располагалась в 70 м от Ленинского
райкома партии, в 50-ти – от Управления
дипкорпусом, в 200-х – от райисполкома. А поскольку
Москва слухами полнится, то к пяти назначенным
часам 10-метровая комнатушка была набита
полностью (лежали даже на шкафу, в два ряда).
Выездной состав “Аквариума” в составе двух
человек с трудом разместил аппарат. Люди
продолжали прибывать. Были забиты соседняя
комната, кухня, коридор. Затем лестница. Лезли в
окна – благо, первый, хотя и высокий этаж. Толпа у
дома росла на глазах.
Как выяснилось уже спустя лет 5–7, на этот
знаменитый квартирник собрались много грядущих
светил московской журналистики. Самые удачливые
(тогда и теперь) остались на улице и вовремя
удрали.
БГ успел спеть в относительной тишине “Трудовую
пчелу”, “Змею”, но второй куплет песни “Козлы”
был прерван воплем прорвавшихся органов:
– Всем оставаться на местах!
После недолгой паузы кто-то со второго ряда шкафа
закричал: “Козлы!” – чем тут же разрядил
обстановку, и все рассаживались по срочно
вызванным властями воронкам с чувством
выполненного социального долга.
Бойцов квартирного сопротивления развозили по
трем ближайшим отделениям милиции. БГ отвезли в
самое дальнее – 107-е. Подзабытый мной апокриф о
его допросе глаголет так. Начальник отделения, не
отрывавший глаз с пресловутых перстней, влияющих
на организм, смог придраться только к одному:
– Почему косичка дурацкая?
Мне повезло чуть меньше других, кого вскоре
просто роздали на руки родителям: я попал в
родное 60-е и был с выданным им паспортом. В
объяснительной записке я указал, что зашел к
знакомому послушать песни его ленинградского
гостя – известного певца. После некоторой паузы
и тяжелого взгляда товарищ начальник попросил
вывернуть карманы и отпустил с миром.
Об этом я рассказал самому БГ спустя вечность – 10
лет (он продолжал квартировать в московские
наезды у Джованни). Мы посмеялись, но после этой
встречи в ту же ночь я опять попал в 60-е отделение.
Не сотвори себе кумира
“Есть много шаманов, мама, я тоже шаман,
но другой”, – в мистической силе БГ довелось
убедиться в сентябре 95-го. Как и в том, что нельзя
творить кумиров, а коли уж сотворил, то держаться
от них, живых, лучше подальше.
Празднество по случаю выхода первого номера
модного журнала, где довелось тогда служить,
плавно перетекло из кабачка в близлежащую
квартиру одного из учредителей издания.
По сравнению с хибарой Джованни то была совсем
другая квартира и совсем другая публика.
На просторном балконе маячили телохранители
другого учредителя. От количества знаменитостей
рябило в глазах. БГ, плавно перетекший вместе с
избранными, пел на кухне. Но это была и не та
кухня… Его почти не слушали, и мне наконец
удалось настигнуть заскучавшего гуру у дверного
косяка. Помню, что я выражал признательность за
заслуги перед Отечеством от лица целого
поколения, а Кумир смотрел добрым взором мудрого
психотерапевта, вежливо кивал и улыбался, как
далай-лама. С трудом припоминаю: в его глазах
мелькнул намек на заинтересованность, когда меня
понесло в сторону восточных учений. Но это было
совсем уж из серии “Остапа несло”, а БГ в данный
момент больше занимало, как грядущий большой
теленачальник пытается куда-то увести его жену…
По рассказам очевидцев дальнейшего, БГ
убедительно попросил, чтобы меня кто-нибудь
отвез домой. Сделать этого не удалось, и на работу
я, как и упомянутый теленачальник, вышел только
через день, миновав ночевку в родном 60-м. Коллеги
тепло иронизировали:
– Твоя третья личная встреча с БГ уже не кончится
60-м отделением.
С тех пор я опасаюсь шаманов, обучающихся у лам в
Катманду. И как мне кажется, понял одну важную
вещь про бесов и богов. Гуру – уж не ведаю, по
каким духовным каналам, – передал очередное, уже
не заумное, не зашифрованное послание: «Есть один
беспощадный и кромешный враг, который мешает
всем нам жить. Это ощущение собственного “я”».
БГ, Бог и те самые бесы
Истатуированный до мозга костей
Константин Кинчев (“Алиса”) стал ортодоксальным
верующим. “Настоящий индеец” Федор Чистяков
(экс-группа “Ноль”) – в еще большей степени.
Покрестился “осознанно” и правдоборец Юрий
Шевчук, направление которого вышеупомянутый
Чистяков в свою “нулевую” (с наркотиками и т.д.)
пору не очень справедливо обозвал: “Эх,
рок-г...норок…”
Борис Гребенщиков, по его признанию, пришел к
православию через 10 лет после прихода к
буддистам. Его фразу: «По Голгофе бродит Будда и
кричит: “Аллах акбар!”» – заклеймил известный
православный публицист как яркий пример
рериховщины.
Спорить не берусь, потому что сам БГ все время
путает следы: «…мы, православные, когда говорим:
“Бог”, то пытаемся ограничивать Создателя
своими концепциями. Это нелепо. Бог проявляется в
бесконечном количестве форм. Нелепо поэтому и
“просить Бога” о чем-либо... От Бога ничего
нельзя ждать. Он сам все видит. И в любом случае,
надеюсь, его сознание более универсально, чем
мое. И опыта у него побольше. Если я прошу о чем-то
Бога, это все равно как если бы пятилетний
ребенок стал объяснять водителю автобуса, как
вести машину и куда ехать... А вообще у нас на
Тибете к богам специфическое отношение...»
В его песнях последних лет много резкостей по
отношению к официозному православию. Точнее –
государственно-модному клерикализму: “Турки
строят муляжи святой Руси за полчаса. А у
хранителей святыни палец пляшет на курке” и т.п.
Можно упрекнуть в непоследовательности, да в чем
угодно, но не во лжи.
Я учился быть ребенком,
Я искал себе причал.
Я разбил свой лоб в щебенку
Об начало всех начал.
Ох, не хило быть духовным –
В голове одни кресты…
А по свету едет поезд,
И в вагоне едешь Ты.
Сейчас он признается, что ему надоело
писать “минорные” песни, хотя их-то писать и
проще, и “народу нравится”: «Когда все мы ноем о
том, как нам плохо, это повод ничего не делать. И
когда человеку плохо, что с него спрашивать?
“Петя, почему ты яму не вырыл?” – “А мне плохо, у
меня на душе тяжело”. – “Ну ладно, плохо так
плохо…” И поэтому в России много веков никто
ничего не делает. И это – своеобразная матрица…
И наша задача – выбить как можно больше народу из
матрицы».
Трудно сказать, как управится Брахман с этим
делом. Но – “все, что делается истинно, делается
легко”. Это, правда, не БГ сказал, а какой-то
очередной будда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|