ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Девочки – налево, мальчики –
направо?
Известный французский социолог
приводит неожиданные аргументы против
совместного обучения
В ходе дебатов о будущем школы во
Франции всерьез обсуждается вопрос о
целесообразности продолжения совместного
обучения мальчиков и девочек. Поэтому с таким
интересом встретили читатели появление новой
книги известного социолога Мишеля Физа
“Опасности смешанных школ”. В ней автор
призывает вернуться к давно забытым мужским и
женским классам. Ученый подробно развивает свои
взгляды, его комментируют пять экспертов.
Америка когда-то была колыбелью совместного
обучения всех детей, независимо от пола и
социального происхождения. И даже в этой стране,
помешанной на равноправии и демократии, недавно,
с февраля 2000 года, отменили обязательное
совместное обучение мальчиков и девочек. Такое
решение принял пуританин Буш с благословения
ярой феминистки Хилари Клинтон. В Англии, Швеции,
Финляндии, Германии уже давно ребят делят на
однополые группы при изучении некоторых
разделов естественно-научного цикла.
Принцип совместного обучения, основа
демократического светского образования, в
сущности, никогда всерьез не обсуждался по
политическим причинам. И теперь социолог
подводит печальный итог: совместное обучение не
обеспечивает на деле ни равноправия полов, ни
равных возможностей.
Два весомых доказательства: повышение уровня
сексуальной агрессии среди подростков, в том
числе в стенах школы; все более низкие школьные
результаты у мальчиков.
Вот некоторые цифры. Из 110 тысяч людей,
обратившихся в службу помощи молодежи в
позапрошлом году, 4 тысячи жаловались на
агрессию, которой они подверглись прямо в
колледже. 1,13% случаев насилия произошел на
сексуальной почве. Это только зафиксированные
инциденты, сюда, естественно, не входят мелкие
недоразумения, вроде попытки залезть
однокласснице под мини-юбку на перемене.
Жестокий парадокс. Несмотря на превосходство
девочек в учебе, учителя остаются верны
традиционным предрассудкам и создают
благоприятные условия именно для мальчиков,
считая их более способными.
Был проведен забавный эксперимент среди
преподавателей физики старших классов. Им дали
на проверку одну и ту же ученическую работу,
только кому-то достался листочек, подписанный
мужским именем, а кому-то – женским. Оценки
“мальчиков” всегда оказывались выше.
Известно, что на уроках девочек спрашивают чаще,
особенно то, что нужно выучить наизусть. У
мальчиков – интересуются их мнением, выводами.
По распространенному убеждению, девочки учатся
лучше за счет старательности и терпения, а
мальчики скорее ленятся, чем страдают от
недостатка способностей.
Распределение ролей в классе стереотипно
воспринимается так: шумные талантливые мальчики
на последних партах и послушные недалекие
девочки на первых. Девушки-старшеклассницы
традиционно чувствуют себя недооцененными по
сравнению с юношами-сверстниками. Многие девушки
неосознанно запрещают себе даже близко
подходить к тем областям знаний, которые
воспринимаются ими как мужские. В частности,
математика, физика. Они боятся оказаться не на
высоте. В 2000 году всего 43% девочек сдавали
выпускные экзамены по точным наукам, зато 82% – по
гуманитарным.
Однако мальчики все равно не чувствуют себя
успешными. За последние годы учебное отставание
юношей все возрастает. 20% 15-летних мальчиков
плохо читают (среди девочек таких 10%), их средний
балл аттестата стабильно ниже, чем у девушек, они
чаще жалуются на скуку на уроках, страдают от
насмешек более успешных одноклассниц. Эксперты
бьют тревогу: мальчиков надо спасать. Возможно,
спасение именно в раздельном обучении? Возможно,
вздохнут свободнее и те, и другие? Девочкам не
придется отбиваться от агрессивных
посягательств юношей, каждый сможет действовать
в соответствии с собственной природой.
Возможно, не стоит видеть в раздельном обучении
уступку исламистам и подрыв принципов светского
равноправного обучения? Давайте просто подумаем.
Рассмотрев предложенные факты, читатель уже
готов согласиться с требованием раздельного
обучения мальчиков и девочек в интересах
всеобщего спокойствия. Останавливает немногое:
во-первых, сознание того, что однополые классы
таят свои проблемы, иные, чем те, что описаны в
книге, но не менее грозные. А еще – личные
школьные воспоминания. Согласитесь, порознь
учиться было бы гораздо скучнее, хотя, возможно,
эффективнее и спокойнее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|