Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Девочки – налево, мальчики – направо?

Известный французский социолог приводит неожиданные аргументы против совместного обучения

В ходе дебатов о будущем школы во Франции всерьез обсуждается вопрос о целесообразности продолжения совместного обучения мальчиков и девочек. Поэтому с таким интересом встретили читатели появление новой книги известного социолога Мишеля Физа “Опасности смешанных школ”. В ней автор призывает вернуться к давно забытым мужским и женским классам. Ученый подробно развивает свои взгляды, его комментируют пять экспертов.
Америка когда-то была колыбелью совместного обучения всех детей, независимо от пола и социального происхождения. И даже в этой стране, помешанной на равноправии и демократии, недавно, с февраля 2000 года, отменили обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Такое решение принял пуританин Буш с благословения ярой феминистки Хилари Клинтон. В Англии, Швеции, Финляндии, Германии уже давно ребят делят на однополые группы при изучении некоторых разделов естественно-научного цикла.
Принцип совместного обучения, основа демократического светского образования, в сущности, никогда всерьез не обсуждался по политическим причинам. И теперь социолог подводит печальный итог: совместное обучение не обеспечивает на деле ни равноправия полов, ни равных возможностей.
Два весомых доказательства: повышение уровня сексуальной агрессии среди подростков, в том числе в стенах школы; все более низкие школьные результаты у мальчиков.
Вот некоторые цифры. Из 110 тысяч людей, обратившихся в службу помощи молодежи в позапрошлом году, 4 тысячи жаловались на агрессию, которой они подверглись прямо в колледже. 1,13% случаев насилия произошел на сексуальной почве. Это только зафиксированные инциденты, сюда, естественно, не входят мелкие недоразумения, вроде попытки залезть однокласснице под мини-юбку на перемене.
Жестокий парадокс. Несмотря на превосходство девочек в учебе, учителя остаются верны традиционным предрассудкам и создают благоприятные условия именно для мальчиков, считая их более способными.
Был проведен забавный эксперимент среди преподавателей физики старших классов. Им дали на проверку одну и ту же ученическую работу, только кому-то достался листочек, подписанный мужским именем, а кому-то – женским. Оценки “мальчиков” всегда оказывались выше.
Известно, что на уроках девочек спрашивают чаще, особенно то, что нужно выучить наизусть. У мальчиков – интересуются их мнением, выводами. По распространенному убеждению, девочки учатся лучше за счет старательности и терпения, а мальчики скорее ленятся, чем страдают от недостатка способностей.
Распределение ролей в классе стереотипно воспринимается так: шумные талантливые мальчики на последних партах и послушные недалекие девочки на первых. Девушки-старшеклассницы традиционно чувствуют себя недооцененными по сравнению с юношами-сверстниками. Многие девушки неосознанно запрещают себе даже близко подходить к тем областям знаний, которые воспринимаются ими как мужские. В частности, математика, физика. Они боятся оказаться не на высоте. В 2000 году всего 43% девочек сдавали выпускные экзамены по точным наукам, зато 82% – по гуманитарным.
Однако мальчики все равно не чувствуют себя успешными. За последние годы учебное отставание юношей все возрастает. 20% 15-летних мальчиков плохо читают (среди девочек таких 10%), их средний балл аттестата стабильно ниже, чем у девушек, они чаще жалуются на скуку на уроках, страдают от насмешек более успешных одноклассниц. Эксперты бьют тревогу: мальчиков надо спасать. Возможно, спасение именно в раздельном обучении? Возможно, вздохнут свободнее и те, и другие? Девочкам не придется отбиваться от агрессивных посягательств юношей, каждый сможет действовать в соответствии с собственной природой.
Возможно, не стоит видеть в раздельном обучении уступку исламистам и подрыв принципов светского равноправного обучения? Давайте просто подумаем.
Рассмотрев предложенные факты, читатель уже готов согласиться с требованием раздельного обучения мальчиков и девочек в интересах всеобщего спокойствия. Останавливает немногое: во-первых, сознание того, что однополые классы таят свои проблемы, иные, чем те, что описаны в книге, но не менее грозные. А еще – личные школьные воспоминания. Согласитесь, порознь учиться было бы гораздо скучнее, хотя, возможно, эффективнее и спокойнее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru