Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД 

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ.

Кому дано изменить мир?

Молодежный театр ищет ответ вместе со зрителем

Кажется, это было совсем недавно. Отмечался 75-летний юбилей Российского академического молодежного театра, на сцене к финалу собралась вся труппа, от старейших до самых молодых, вчерашних студентов Алексея Бородина, и мощным заключительным аккордом праздника прозвучали пушкинские строки: «Куда ж нам плыть?..»
Это не было пафосной фразой; так ощущал себя художественный руководитель театра, так ощущала себя труппа РАМТа в тот период.
И вот прошло пять лет. Они были разными для страны, для первого в ней детского театра, для группы очень талантливых людей, некоторые из них отдали всю жизнь этому дому, а кто-то пришел в его стены недавно. Годы были разными, но невероятно насыщенными! Сегодня трудно даже просто перечислить названия премьер и имена режиссеров, которые появились за это время, а на премьеры РАМТа двух последних сезонов практически невозможно попасть.
Почему Российский академический молодежный театр оказался вдруг на таком творческом пике? Что способствовало этому? Что неведомое раскрылось в, казалось бы, устоявшемся организме?
Думается, ответы на эти риторические вопросы можно поискать в самой истории театра, не такой уж давней.
Вскоре после того как Алексей Владимирович Бородин возглавил театр, тогда еще называвшийся Центральным детским, в репертуаре появился спектакль «Ловушка № 46, рост второй» Юрия Щекочихина. С этим спектаклем не просто ворвалось на сцену новое поколение артистов, но, как видно из дня сегодняшнего, что-то неуловимо изменилось в отношении «главной публики» этого театра к происходящему на сцене. Подростки ощутили, что с ними заговорили по-другому и о другом. Нет, дело, разумеется, не в том, что до Бородина никто не делал попыток соединить в едином дыхании сцену и партер (как обозначал А.И.Герцен метафору живой театральной реальности) – здесь, на этих подмостках, ставились первые пьесы Виктора Розова, Александра Хмелика, здесь работал Анатолий Эфрос и выдающийся директор Константин Шах-Азизов. Но не секрет, что времена меняются и мы меняемся вместе с ними; понятие современности, может быть, как никакое другое, подлежит постоянному внутреннему обновлению, смене пульса, ритма, частоты дыхания. Алексей Бородин очень чутко уловил это.
И широко распахнул двери театра молодой режиссуре: Александру Пономареву и Сергею Алдонину, Нине Чусовой и Александру Огареву, Николаю Рощину и Николаю Крутикову. Вновь открылась Малая сцена театра, начался совершенно новый период жизни.
Можно сказать, что открылось второе дыхание, но оно было не совсем явным до той поры, пока Бородин не выпустил подлинный хит, спектакль «Эраст Фандорин» Б.Акунина. Премьера обозначила принципиально новый этап в жизни театра, потому что Бородин сумел соединить стилизованное повествование Акунина о событиях середины XIX века с ритмами и нервом сегодняшней жизни. Изматывающий бег Эраста Фандорина (П.Красилов) на одном месте, черные плащи, надвигающиеся прямо на зал в финале спектакля, питомцы элитарных учебных заведений, воспитывающиеся для того, чтобы постепенно подчинить себе мир, – во всем этом была очевидна невымышленная современность, магнитом притягивающая в зрительный зал молодежную аудиторию. И как правило, они смотрят этот спектакль по нескольку раз.
А еще до «Фандорина» Алексей Бородин поставил одну из сложнейших, может быть, в мировом репертуаре пьесу А.Мюссе, «Лоренцаччо», оказавшуюся тоже живой и нужной сегодняшнему зрителю, еще только вступающему в жизнь. Определенность нравственных ориентиров, необходимость обрести свое, только свое место в тревожной, толкающей на предательства и измены жизни вызывают то драгоценное ощущение сопричастности, которое не слишком часто приходит к нам в современном театре. Е.Редько, ставший за эти годы уже признанным мастером, вложил в роль Лоренцо мощную энергию и неподдельную страсть.
Александр Пономарев выпустил на сцене РАМТа арбузовскую «Таню», тот самый первый вариант пьесы, который помогает сегодняшнему зрителю понять многие иллюзии, многие «меты времени». О них так просто не расскажешь тем, кто с трудом представляет себе, «какие были времена». И возникает абсолютное доверие к персонажам А.Арбузова – они не выглядят ни ходульными, ни «сконструированными»: живые, молодые люди искренне верят в то, что им дано изменить будущее своей страны, что готовность к подвигу – единственно возможное состояние души.
А.УСТЮГОВ И С.РЯБЦЕВПоследняя по времени премьера на Большой сцене – «Тень» Евг.Шварца в постановке Юрия Еремина (до этого он поставил здесь идущий с неизменным успехом спектакль «Сотворившая чудо» У.Гибсона с блистательными актерскими работами Т.Матюховой и Е.Галибиной). Спектакль «Тень» стал неожиданным во многом потому, что режиссер решает его принципиально по-новому. Для Еремина в повествовании Шварца нет ничего сказочного (поэтому, к слову сказать, часть реплик «провисает», оказываясь непонятной для молодого зрителя) – это история о том, как Тень (замечательный дебют Александра Устюгова!), отделившись от своего хозяина, превратилась в холодного чиновника, не сумевшего рассчитать лишь одного: в тот момент, когда Ученому (С.Рябцев) отрубят голову, окажется обезглавленным и Тень – новый король некоего государства, где происходят все эти невероятные события. Поставленный изобретательно, технически блестяще, спектакль «Тень» все-таки оставляет душу непотревоженной, наверное, потому, что сказочный элемент необходим в подобного рода сценических повествованиях. Хотя это «внутреннее требование», вероятно, относится к людям старшего поколения – молодежная аудитория принимает спектакль заинтересованно.
Каждая новая работа РАМТа становится свидетельством незатухающего интереса к театру, полностью оправдывающему свое название: он действительно молодежный в самом широком значении этого определения – стремительный, энергичный, чутко отзывающийся на веяния времени. По-настоящему интересный театр, в котором все более ярко в каждом новом сезоне заявляет о себе и Малая сцена. Сегодня здесь идут спектакли «Герой» Дж.Синга, «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, «Шинель» Н.В.Гоголя, готовятся новые премьеры. Афиша разнообразна и привлекательна для зрителей любого возраста, и это очень важная политика Алексея Бородина и его театра.
РАМТ, как, пожалуй, немногие московские коллективы, живет жизнью стремительной. И это – залог глубокого дыхания, точного ощущения ритма и реалий времени.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru