КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Русская грусть испанского писателя
Вручен литературный “Букер”
РУБЕН ГАЛЬЕГО
В нелегкие для страны девяностые годы,
когда литературе необходимо было помочь просто
выжить, Букеровская премия активно поддержала
русский роман, а сейчас, в ситуации культурного
подъема, призвана вернуть серьезную литературу
широкому читателю и сделать ее
конкурентоспособной в своем отечестве и на
мировом книжном рынке. Так определяет смысл
самой престижной отечественной литературной
премии ее секретарь Игорь Шайтанов.
В этом году премия, которая с 2002 года называется
«Букер – Открытая Россия», вручалась в
двенадцатый раз. Букеровскими финалистами и
лауреатами за эти годы стали Марк Харитонов,
Владимир Маканин, Булат Окуджава, Георгий
Владимов, Людмила Улицкая, Людмила Петрушевская,
Михаил Шишкин и многие другие романисты – как
широко известные, так и те, кто приобрел
известность благодаря «русскому Букеру».
Премиальный сюжет всякий раз складывался так,
что решение жюри вызывало непримиримые споры
критиков, где сталкивались решительная
поддержка и страстное несогласие. Возникла,
можно сказать, традиция своего рода. Исключение
было только одно, когда в 1995 году победителем
стал Георгий Владимов с романом «Генерал и его
армия».
Выбор лауреата-2003 несомненно вызовет – да и
вызвал уже – горячую полемику, где сталкиваются
растерянность и восхищение, понимание и
недоумение.
Но все по порядку.
В букеровское жюри этого года вошли критик Ирина
Роднянская, критик Николай Александров, поэт
Максим Амелин и пианист Николай Петров,
председателем был редактор петербургского
журнала «Звезда» прозаик Яков Гордин. Эта
авторитетная судейская коллегия должна была
выбрать победителя из шести финалистов. В финал
вышли: «Вилла Рено» Натальи Галкиной («Нева», 2003,
№ 1–3), «Белое на черном» Рубена Давида Гонсалеса
Гальего (СПб, «Лимбус Пресс», 2003) , «Юпитер»
Леонида Зорина («Знамя», 2002, № 12), «Фрау Шрам»
Афанасия Мамедова («Дружба народов», № 8–9),
«Лавра» Елены Чижовой («Звезда», 2002, № 7–9) и
«Казароза» Леонида Юзефовича (М., «Зебра-Е, 2002).
Как признался на торжественном вечере
председатель жюри, споры продолжались до
последней минуты и с перевесом в один голос
победителем был объявлен Рубен Давид Гонсалес
Гальего с его трагическим повествованием «Белое
на черном». В журнальном варианте это
произведение выходило в «Иностранной
литературе» (2002, № 1) и тогда называлось «Черным
по белому».
Рубен Гальего – человек поразительной судьбы. На
букеровском вечере не раз звучала фраза, что
жизнь начала отдавать Рубену долги... а долгов
накопилось много. Внук генерального секретаря
одной из коммунистических партий Испании,
инвалид с детства, он вырос в советских
интернатах для детей-инвалидов, потому что его
матери, учившейся в Советском Союзе, солгали, что
ее новорожденный ребенок умер. Много лет спустя,
уже взрослым человеком, он все же разыскал мать, а
она смогла добиться, чтобы сына выпустили в
Испанию. Вот так русский писатель Рубен Давид
Гонсалес Гальего стал жить в Мадриде.
Ирина Ясина, директор общественного фонд
«Открытая Россия» (спонсора премии), еще до
объявления результатов сказала, что даже если
«Белое на черном» не станет победителем, то фонд
издаст это произведение тиражом 10000 экземпляров,
чтобы половину тиража распространить бесплатно
в детских домах, интернатах и воспитательных
колониях.
Да, жизнеутверждающий, воспитательный смысл
этого мучительного повествования о жизни в
настоящем аду очень силен. Конечно, «Белое на
черном» – не роман. Это предельно жесткие, тяжкие
исповедальные воспоминания, приводящие читателя
в страшную реальность детских домов для
инвалидов, которые с советских времен вовсе не
стали лучше.
Это очень сильная книга, прочесть которую
необходимо. Но, повторяю, это не роман.
А по изначальному замыслу Букеровская премия
вручается именно за лучший роман года.
Так что споры о решении жюри неизбежны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|