Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ 

Юрий ГЕРЧУК

Века с искусством наравне

Юбилейная экспозиция в Государственном музее Востока

Н.ПИРОСМАНИ. “КУТЕЖ”

Н.ПИРОСМАНИ. “КУТЕЖ”

Конечно, юбилей – вещь условная, тем более не очень-то круглый – 85 лет. Невинный повод напомнить о себе, получить поздравления, похвастаться своими успехами. А они налицо. За это время Государственный музей искусств Востока успел стать не только замечательным собранием художественных памятников, но и важным научным центром, изучающим наряду с сокровищами искусства также и духовную жизнь многочисленных культур восточных народов – от Японии и Китая до Северной Африки.
Именно эту концептуальную сторону своей деятельности музей положил в основу юбилейной выставки. Понять глубинную суть той или иной культуры, ее устои и традиции, отразившиеся в памятниках повседневного быта, в вещах, связанных с обычаями и ритуалами. По этому принципу из богатейших коллекций и выбраны характерные экспонаты. Большей частью не особенно древние (хотя древностей в музее немало) – XIX и ХХ веков, но тесно связанные со строем жизни, с ее основными ценностями.
В соответствии с этим выставку образуют пять разделов, посвященных различным сферам традиционного восточного быта и вместе с тем той или иной группе стран и народов.
Начинает выставку тема пира, воплощенная в бытовых предметах стран Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Повешенные под сводом большого зала полотнища цветных тканей превращают его в подобие шатра. А в торце зала помещена большая картина гениального грузинского самоучки Нико Пиросмани «Кутеж» (1905–1907), безусловно, один из шедевров музея. Написанная немногими, скупыми красками на излюбленной мастером черной клеенке, величаво спокойная и статичная, как древняя фреска, она отчетливо воплощает торжественный ритуал традиционного грузинского застолья. Пирующие за столом усатые мужи строго одеты в черное. Такая же мужская грузинская одежда – чоха – показана в одной из витрин зала. В других витринах – нарядные среднеазиатские мужские халаты, способные придать величавость даже неказистой фигуре. На подиумах – керамическая посуда, узбекская и таджикская: плоские блюда и миски – касы, изделия большей частью простонародные и вовсе не драгоценные, расписанные свободным, быстрым мазком, но радующие глаз бирюзовыми и голубыми тонами, богатством орнаментальной фантазии мастеров.
Привлекают внимание большие грубо вылепленные вручную из сероватой глины человекоподобные сосуды. На вид весьма архаичные, варварские, они, однако, не из древних курганов: это всего лишь солонки из Армении, и сделаны они в начале ХХ в. Но из каких далеких времен пришла эта народная традиция?
В витринах – посуда другого рода: металлическая, сложных, порой вычурных форм, с тянутыми, прихотливо изогнутыми шейками, с густой сеткой орнамента, в которую иногда вплетены сюжетные изображения – воины с мечами и прочее. Иные поблескивают вставками из цветного стекла или специальной пасты. Это чайники, кувшины для омовений из Хивы, грузинские серебряные чаши для вина. Изделия искусных мастеров, довольно поздние, XIX и ХХ веков, но упрямо несущие в своих формах и узорах живую память многих столетий.

ИНДОНЕЗИЯ. КУКЛА ДЛЯ ТЕНЕВОГО ТЕАТРА.

ИНДОНЕЗИЯ. КУКЛА ДЛЯ ТЕНЕВОГО ТЕАТРА. НАЧАЛО XX ВЕКА

Небольшой зал, названный кабинетом ученого, посвящен важной области традиционной китайской культуры. Это замкнутый, очень интимный мир ученых занятий, интеллектуальных, а также эстетических наслаждений. Художественным было само китайское иероглифическое письмо, каллиграфия, которой владел китайский ученый, имела статус высокого искусства и очень ценилась любителями.
Показанная в этом зале картина, написанная тушью на бумаге, в традиционной форме вертикального свитка, изображает, очевидно, не без иронии, прямой обмен духовных ценностей на материальные – каллиграфического свитка на гусей (художник Юньзюн, XIX–ХХ вв.)
И все орудия этого духовного и вместе с тем художественного труда должны были соответствовать его смыслу. Каждый предмет на столе ученого, в его кабинете создает необходимую атмосферу, возвышает и украшает собой занятия владельца: кисти и подставки для них, резные печати, тушечница. Белоснежный фарфор с голубой росписью кобальтом (ему отчаянно завидовали европейцы и подражали, перенося китайские формы и узоры на свой фаянс), желтоватая слоновая кость и резной камень, предметы, обращенные не только к глазу, но и к тонкому осязанию знатока. И большое панно, вытканное из шелка в XIX веке, также изображает «Драгоценности из кабинета ученого».
Соседний зал называется «Маджлис», дословно – «сидение» или «собрание», если хотите – «восседание», потому что оно по-своему торжественно. Это одно из воплощений культуры мусульманских народов. Мы видим изображения такой беседы, вытканные на ковре («Пир Хосрова и Ширин», Иран, XIX в.), выполненные набойкой и ручной росписью на хлопчатой ткани («Хосров в замке у индийской принцессы», Иран, конец XIX – начало ХХ в.), наконец, в живописи маслом – технике, заимствованной в XIX в. иранцами у Европы. В меньших книжных масштабах эта тема разрабатывалась и в миниатюрах: «Пир Бабура в Агре» (из рукописи «Бабур-Наме», Индия, 1590-е гг.).
Ученые рукописи также представлены на выставке: среднеазиатский астрономический трактат рубежа XVII и XVIII веков раскрыт на схематической иллюстрации, турецкая рукопись начала XVII в. посвящена изобретению калама – орудия письма. Как и в Китае, у мусульманских народов высоко ценилось искусство каллиграфии. Пышнее всего украшались рукописи Корана. На выставке показан поздний (начала XIX в.), но очень богато орнаментованный и раззолоченный экземпляр священной книги.
Мусульманская музыка представлена инструментами и свитком с нотной записью очень своеобразного, совсем неевропейского типа. Еще одно развлечение – шахматы. Великолепные фигуры из слоновой кости вырезаны в виде воинов, сидящих на слонах (Индия, 1950). Игра осмыслена как настоящая битва.
Богатый зал восточного театра демонстрирует прорезные кожаные куклы для теневых представлений юго-восточной Азии и объемные куклы из Японии и Индии, японские театральные маски с их гротескной мимикой, наконец, японские цветные гравюры, изображающие актеров.
Обаятелен зал, посвященный игрушкам, тоже главным образом японским. Под потолком плывут громадные расписные матерчатые рыбы – вероятно, карпы, символы упрямства и силы на традиционном «празднике мальчиков». Как и «праздник девочек», он представлен также характерными фигурками, наряженными в богатую парчу. Особенно выразительна довольно большая фигура мальчика – в виде «великого полководца с мечом» – в грозной позе, раззолоченная и пышная.
И есть еще целый большой зал с костюмами и украшениями разных народов.
Продлится выставка до конца февраля.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru