КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ
Века с искусством наравне
Юбилейная экспозиция в
Государственном музее Востока
Н.ПИРОСМАНИ. “КУТЕЖ”
Конечно, юбилей – вещь условная, тем
более не очень-то круглый – 85 лет. Невинный повод
напомнить о себе, получить поздравления,
похвастаться своими успехами. А они налицо. За
это время Государственный музей искусств
Востока успел стать не только замечательным
собранием художественных памятников, но и важным
научным центром, изучающим наряду с сокровищами
искусства также и духовную жизнь многочисленных
культур восточных народов – от Японии и Китая до
Северной Африки.
Именно эту концептуальную сторону своей
деятельности музей положил в основу юбилейной
выставки. Понять глубинную суть той или иной
культуры, ее устои и традиции, отразившиеся в
памятниках повседневного быта, в вещах,
связанных с обычаями и ритуалами. По этому
принципу из богатейших коллекций и выбраны
характерные экспонаты. Большей частью не
особенно древние (хотя древностей в музее немало)
– XIX и ХХ веков, но тесно связанные со строем
жизни, с ее основными ценностями.
В соответствии с этим выставку образуют пять
разделов, посвященных различным сферам
традиционного восточного быта и вместе с тем той
или иной группе стран и народов.
Начинает выставку тема пира, воплощенная в
бытовых предметах стран Средней Азии, Кавказа и
Закавказья. Повешенные под сводом большого зала
полотнища цветных тканей превращают его в
подобие шатра. А в торце зала помещена большая
картина гениального грузинского самоучки Нико
Пиросмани «Кутеж» (1905–1907), безусловно, один из
шедевров музея. Написанная немногими, скупыми
красками на излюбленной мастером черной клеенке,
величаво спокойная и статичная, как древняя
фреска, она отчетливо воплощает торжественный
ритуал традиционного грузинского застолья.
Пирующие за столом усатые мужи строго одеты в
черное. Такая же мужская грузинская одежда –
чоха – показана в одной из витрин зала. В других
витринах – нарядные среднеазиатские мужские
халаты, способные придать величавость даже
неказистой фигуре. На подиумах – керамическая
посуда, узбекская и таджикская: плоские блюда и
миски – касы, изделия большей частью
простонародные и вовсе не драгоценные,
расписанные свободным, быстрым мазком, но
радующие глаз бирюзовыми и голубыми тонами,
богатством орнаментальной фантазии мастеров.
Привлекают внимание большие грубо вылепленные
вручную из сероватой глины человекоподобные
сосуды. На вид весьма архаичные, варварские, они,
однако, не из древних курганов: это всего лишь
солонки из Армении, и сделаны они в начале ХХ в. Но
из каких далеких времен пришла эта народная
традиция?
В витринах – посуда другого рода: металлическая,
сложных, порой вычурных форм, с тянутыми,
прихотливо изогнутыми шейками, с густой сеткой
орнамента, в которую иногда вплетены сюжетные
изображения – воины с мечами и прочее. Иные
поблескивают вставками из цветного стекла или
специальной пасты. Это чайники, кувшины для
омовений из Хивы, грузинские серебряные чаши для
вина. Изделия искусных мастеров, довольно
поздние, XIX и ХХ веков, но упрямо несущие в своих
формах и узорах живую память многих столетий.
ИНДОНЕЗИЯ. КУКЛА ДЛЯ ТЕНЕВОГО
ТЕАТРА. НАЧАЛО XX ВЕКА |
Небольшой зал, названный
кабинетом ученого, посвящен важной области
традиционной китайской культуры. Это замкнутый,
очень интимный мир ученых занятий,
интеллектуальных, а также эстетических
наслаждений. Художественным было само китайское
иероглифическое письмо, каллиграфия, которой
владел китайский ученый, имела статус высокого
искусства и очень ценилась любителями.
Показанная в этом зале картина, написанная тушью
на бумаге, в традиционной форме вертикального
свитка, изображает, очевидно, не без иронии,
прямой обмен духовных ценностей на материальные
– каллиграфического свитка на гусей (художник
Юньзюн, XIX–ХХ вв.)
И все орудия этого духовного и вместе с тем
художественного труда должны были
соответствовать его смыслу. Каждый предмет на
столе ученого, в его кабинете создает
необходимую атмосферу, возвышает и украшает
собой занятия владельца: кисти и подставки для
них, резные печати, тушечница. Белоснежный фарфор
с голубой росписью кобальтом (ему отчаянно
завидовали европейцы и подражали, перенося
китайские формы и узоры на свой фаянс),
желтоватая слоновая кость и резной камень,
предметы, обращенные не только к глазу, но и к
тонкому осязанию знатока. И большое панно,
вытканное из шелка в XIX веке, также изображает
«Драгоценности из кабинета ученого».
Соседний зал называется «Маджлис», дословно –
«сидение» или «собрание», если хотите –
«восседание», потому что оно по-своему
торжественно. Это одно из воплощений культуры
мусульманских народов. Мы видим изображения
такой беседы, вытканные на ковре («Пир Хосрова и
Ширин», Иран, XIX в.), выполненные набойкой и ручной
росписью на хлопчатой ткани («Хосров в замке у
индийской принцессы», Иран, конец XIX – начало ХХ
в.), наконец, в живописи маслом – технике,
заимствованной в XIX в. иранцами у Европы. В
меньших книжных масштабах эта тема
разрабатывалась и в миниатюрах: «Пир Бабура в
Агре» (из рукописи «Бабур-Наме», Индия, 1590-е гг.).
Ученые рукописи также представлены на выставке:
среднеазиатский астрономический трактат рубежа
XVII и XVIII веков раскрыт на схематической
иллюстрации, турецкая рукопись начала XVII в.
посвящена изобретению калама – орудия письма.
Как и в Китае, у мусульманских народов высоко
ценилось искусство каллиграфии. Пышнее всего
украшались рукописи Корана. На выставке показан
поздний (начала XIX в.), но очень богато
орнаментованный и раззолоченный экземпляр
священной книги.
Мусульманская музыка представлена
инструментами и свитком с нотной записью очень
своеобразного, совсем неевропейского типа. Еще
одно развлечение – шахматы. Великолепные фигуры
из слоновой кости вырезаны в виде воинов, сидящих
на слонах (Индия, 1950). Игра осмыслена как
настоящая битва.
Богатый зал восточного театра демонстрирует
прорезные кожаные куклы для теневых
представлений юго-восточной Азии и объемные
куклы из Японии и Индии, японские театральные
маски с их гротескной мимикой, наконец, японские
цветные гравюры, изображающие актеров.
Обаятелен зал, посвященный игрушкам, тоже
главным образом японским. Под потолком плывут
громадные расписные матерчатые рыбы – вероятно,
карпы, символы упрямства и силы на традиционном
«празднике мальчиков». Как и «праздник девочек»,
он представлен также характерными фигурками,
наряженными в богатую парчу. Особенно
выразительна довольно большая фигура мальчика –
в виде «великого полководца с мечом» – в грозной
позе, раззолоченная и пышная.
И есть еще целый большой зал с костюмами и
украшениями разных народов.
Продлится выставка до конца февраля.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|