Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИМЕНА ЗАГАДОК 
 

«Камень, ножницы, бумага. Карандаш, огонь, вода. И бутылка лимонада. Су-е-фа». – «Суета?» – уточняю я у своей дочки Юлии, четырех с половиной лет от роду. – «Нет, суефа». – «А что это такое?» – «Ничего, вот так надо крутить, – показывает, – у живота». – «А ты знаешь, что такое суета?» – «Нет». И кажется, ее это не интересует. «А суефа?» – «Знаю». – «Что же это?» – допытываюсь я. – «Это такая игра, – отвечает она, – камень, ножницы, бумага…» И все сначала.
Но спустя сколько-то месяцев вдруг заявляет: «То, чего не бывает, это глупость». Я не совсем согласен. Мне кажется, из того, чего не бывает – кое-что умное. Но суть Юлиной точки зрения мне понятна: она вырастает из мира, где фантазия и реальность слиты, и переходит в мир, где они различаются.
Это нормально, между ними должна быть какая-то дистанция. Важно, чтобы со временем она не оказалась уж слишком велика, непроходима. Жить в таком мире без фантазии, особенно в России, тяжеловато. Если человек открыт миру, он может придумать то, что не приходит в голову другим. И если это не социальные утопии, это не страшно, а даже интересно. В Кулибиных есть что-то от сказки, в которой переплетены правда и вымысел. Когда сталкиваешься в жизни с такими людьми – фантазерами, изобретателями, исследователями непознанного, иногда трудно понять, что тут фантазии, а что реальность. Но сама встреча оставляет щель как бы в другой мир, расширяет угол зрения, и ты начинаешь различать следы на песке, оставленные в детстве…
Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ

Ребенок с шестью макушками

Все самое фантастическое, невозможное, несбывшееся сбывается в детстве

Чудики и дуромеры Александра Смирнова

До своих открытий и изобретений Смирнов успел поработать в Красноярской медицинской академии, окончил курсы экстрасенсов, практиковал в собственной клинике. Однажды туда к нему пришел ректор Института повышения квалификации учителей и пригласил в педагогику. С тех пор Смирнов здесь и работает. Специалист по дошкольной психологии и педагогике, логопед и методист. И еще – постоянный участник экспедиций в зону падения Тунгусского метеорита.
В общем, как вы поняли, Александр Иванович Смирнов – человек оригинальный. Утверждает, что у него 500 разработок тянут на изобретение, а 15 – на открытие. Показал мне список открытий…
Одно из них называется «электростатическая конституция человека» и на голове связано с макушкой. В зависимости от того, где находится макушка, сколько их и в какую сторону скручиваются, можно, оказывается, изобразить портрет конкретного человека – какой он сегодня и каким станет в будущем. Однажды к Смирнову обратились из железнодорожной милиции – помочь опознать человека, с которым произошел несчастный случай, и он по макушке воспроизвел портрет, и родственники опознали. Ну, в общем, это не совсем портрет, не фотография, а скорее схема аномалий и болезней, которые могут привести к смерти. Если их знать, считает Смирнов, можно разработать коррекционную систему, оттянуть заболевание на больший срок и увеличить естественную продолжительность жизни. Смирнов хранит двести пятьдесят конвертов с «портретами» разных людей и рекомендациями, которые дал им, люди пишут ему письма…
Александр Иванович разворачивает рулон ватмана, приготовленный для лекции, и показывает: 16 вариантов портретов человека с одной макушкой и 72 варианта – с двумя. А был, говорит, один ребенок с шестью макушками, они у него потом исчезли одна за другой. А почему, непонятно… Природа человека гораздо сложнее наших представлений о ней. Педагогическая парадигма, то есть картина образования и воспитания, обычно базируется, говорит Смирнов, на пяти-шести концепциях, а у него – на девяносто одной…
Я улыбаюсь про себя – идея, очевидно, завиральная.
Но вот чего, признаться, не понимаю. Каким образом на основе подобных сомнительных идей Александр Иванович делает свои бесспорные педагогические изобретения? Вот одно из них. Обычную школьную парту Смирнов преобразовал в гибкую, на шарнирах, раздвигающуюся в соответствии с ростом ученика от метра двадцати до метра восьмидесяти (для акселератов). Превращающуюся то в парту, то в демонстрационный стол, то в чертежный, с кульманом и планшетом, в бюро для работы стоя – все что мог Александр Иванович выжал из школьной парты. И запатентовал изобретение. Но это еще не все. За партой Смирнова нельзя сидеть неровно, горбиться. Как только ребенок садится неровно, изворачивается – парта начинает наклоняться. Это, оказывается, такая хитрая, наклоняющаяся парта. И чтобы не свалиться, ученику приходится назад выкручиваться, а при выкручивании напрягаются как раз те мышцы, которые в «сидячем классе» выключены, а тут они начинают работать…
У него много таких «волшебных» изобретений по педагогике: ручка, которая не пишет, если ее неправильно держишь, «шапка-невидимка», позволяющая что-то делать руками, не глядя, или глядя через зеркало, где все перевернуто с ног на голову, как у Алисы в «Зазеркалье»…
Красноярск – край скалолазов, и однажды у Александра Ивановича возникла идея, как готовить этому с детства. Посмотрел в скалолазных клубах лазательные стенки, там десять элементов. А у него теперь – 75 элементов в «лазательном комплексе» детского сада № 95 г. Красноярска.
«…Это, – показывает он мне, – игровой комплекс «Тропинка». Дети ходят по ней, ориентируясь на запахи, с закрытыми глазами, с колокольчиками. Это – «Карусель», «Магнитодром» – для координации движения, для лечения плоскостопия. А это, – объясняет, – по принципу вечных двигателей – для приготовишек и начальных классов».
А мы-то думали, что «перпетуум мобиле» – пустая затея. Я начинаю, кажется, понимать суть открытий Смирнова – все самое фантастическое, невозможное, несбывшееся – становится возможным, сбывается в мире детства… «ЧУДИК» – чудесный, универсальный игровой комплекс, созданный Смирновым вместе с женой – Натальей Григорьевной Подопляловой, заведующей детским садом. «Дуромер» (один начальник попробовал поиграть и бросил, сказал, «дурацкая игра какая-то» – отсюда и название). Игра под названием «Шмяк»…
Я поупражнялся, радуясь, как дитя.
Однажды Смирнов увидел, как воспитательница в детском саду поливает газончики, а воспитанники используют это. Самые смелые пытаются попасть под струю, другие – под брызги, а самые боязливые в луже топчутся. И глядя на эту сценку, Смирнов создал тренажер для закаливания, где дети, в зависимости от психического склада и настроения, проходят через струи воды, поднимаемые все выше и выше: через одни все проходят, через другие, может быть, только некоторые, через третьи – пусть хоть один попробует…

Я бы хотел рассказать вам о художнике, это потрясающая вещь, говорит Александр Иванович без всякого перехода – а, может быть, он прав, перехода нет, все едино, все цело, все взаимосвязано. Смирнову еще и художником-оформителем пришлось побыть, писал «да здравствует, ура», а сам думал о другом.
В Библии сказано, в каком порядке человек должен познавать мир, – в том, в котором сотворен. Поэтому вначале – художник света и воды («И сказал всесильный: «Да будет пространство посреди воды…») Потом появляется художник неба, земли… В человеке присутствует изначально внутренняя потребность в воде, еще до рождения ребенок плавает в воде, запах воды, звук воды. Вода и небо, вода и растения… Педагогически это так выглядит: дети Смирнова – из детского сада, где он экспериментирует, вылезают на линолеум и начинают «раскрашивать воду», то, что в ней отражается. Лепят из пластилина землю, небо, все, сколько их в группе – двадцать один, – изображают двадцать одно солнце,
и у каждого светят луна и звезды.
Начиная с третьего дня творения, в точности по Ветхому Завету, они перебираются во двор садика и собирают из листьев «траву семеноносную и дерево плодовитое», порождают живых существ и птиц. Создают мир. Но не из отдельных частей, в ладошках, а из целого, как демиург.
«Я вам только про художника рассказал», – говорит Смирнов.
Еще он учился на кукольника и играл в разных театрах: движущегося тела, восковых фигур, теней. По его классификации, есть сорок восемь театров: пальчиковый, жестов, взглядов, желаний…
Однажды, рассказывает Александр Иванович, мы проводили «лагерь выживания», разновозрастный, и нужно было одним взглядом сказать, что с тобой происходит. Например, «я утонул», «мне плохо». Из четырнадцати детей только двое не отгадали.
…Театр забвения, театр удава «Каа», театр маски, танца, всезнания, синтетического взгляда…
Это только детсадовское.
А вообще у него программы развития человека до двадцати шести лет. До тринадцати наук не изучают, ни уроков, ни классов…

Я уже плохо понимаю, что он говорит, после самолета не успел поспать, чувствуется разница во времени. Все чудики и гении немножко из другого времени. Смотрят иначе на те же вещи. «Прежде чем встать, надо выспаться», – говорит он, сообщая, как это сделать (какая должна быть постель, запахи, что перед сном можно есть и чего нельзя…). Рекомендует, как питаться в разном возрасте (одно из открытий Смирнова вызовет у вас испуг: «Самая полезная пища – ядовитая»). Как преодолевать долговременные мышечные зажимы – источник болезни… А я думаю, в каком-то другом смысле – причина ограниченности, что ли, наших возможностей, – ведь если человек зажат, сдавлен властью, догмами, обстоятельствами, смирился с ними, то для него свобода хуже неволи. Пиво – до двадцати лет, вино – до сорока. Можно в любом возрасте: рыбу, печень, сало, яйцо и мед… И дождевую воду (если это не кислотный дождь), доведенную до кипения. Верхнюю «живую» воду – по Библии, и нижнюю мертвую…
А недостаток холестерина, говорит он, приводит к слабоумию.

Лаборатория ИПК, в которой Смирнов работает, называется «медико-физиологических проблем образования». Приходят коллеги с другой кафедры и делают заявку: как влияет изучение иностранного языка на здоровье человека? И он исследует. Звукосочетание, понимание… Оказывается, если человек некоторое время не понимает – возникает состояние, как если бы его послали матом… В три года, когда ребенок начинает активно разговаривать, он начинает и болеть – из-за того, считает Смирнов, что вникает в понятия, напрягается, это ведет к кратковременным мышечным зажимам, как следствие – болезнь). И вот Смирнов с преподавателем иностранного языка корректируют программу: число усваиваемых слов, нагрузку…
…Заживляет раны, диагностирует по фотографии. Разработал оригинальные очки: пятнадцать минут поносил – будто выпил. Показал мне чертеж этих «пьяных» очков…
Прижимает палец ко лбу, монета прилипла, можно потрясти головой (это что касается экстрасенсорики).
«Мне, – говорит Смирнов, – повезло в жизни – в детстве, в седьмом классе, между рамами окна висела большая муха. Я взял палочку из оргстекла, и муха побежала. Валенком коснулся – лежит. Палочкой – опять побежала. Провел сотни экспериментов и выяснил, что такое «ротор – статор».
Теперь, допустим, вы обращаетесь ко мне как к крутому экстрасенсу, за помощью. И я начинаю делать пассы, расслабляю вас. Привожу свою руку в состояние ротора, со знаком «плюс», а вы, статор, – «минус». На самом деле вся эта экстрасенсорика объяснима с позиций физики для седьмого класса. Идем по институту, касаемся дверной ручки – разряд! разряд!»
Может снять электростатическое поле, избавить от головной боли. Если ребенок ушибся, можно хлопнуть ладошкой по стенке, расслабиться – и боль пройдет.
Установил, что если работать по предложенному им методу, специалисты в радиационной зоне оказываются неподверженными облучению. Говорит, что разработал программу вместе с киевским академиком Болотовым, но выиграли военные, которые не собираются выходить из зоны.
Показывает файлы: лечение косоглазия через пылевые структуры. Влияние бижутерии на здоровье человека. «Раньше студенты на экзаменах под пятки подкладывали пятаки, – я доказываю, что правильно, – потенциал возбуждения оказывается в зоне головы…»
Александру Ивановичу – пятьдесят лет, худощавый, подтянутый. Перед зимой закаляется в Енисее, перед летом – в горячей бане. Разработали с женой 38 дыхательных упражнений в игровой форме, и за полгода в детском саду никто не заболел.
Одно из его открытий называется «Старение и витаукт», по-латыни означает – бесконечность жизненных способностей.
Энцефалитных клещей, которых я обхожу за версту, он не боится, потому что в детстве его перекусали обычные.
Подарил книжку комиксов: как за 15 минут вылечить грипп…

Я знаю, где лежит звездолет

Для обывателя Тунгусский метеорит – что-то в одном ряду со снежным человеком. Упало на землю сто лет назад, наделало шуму и отошло в область мифов и легенд. Кому это интересно сейчас?
В одном из красноярских подвалов, куда привел меня Александр Иванович, находится общественно-государственный фонд «Тунгусский космический феномен». Президент фонда, Юрий Дмитриевич Лавбин, – небольшого роста, чрезвычайно живой, увлеченный человек. Вот что он рассказал мне – на фоне тунгусских каменьев и фотографии, снятой из космоса.
«Так получилось, что этим занимались все, кроме Красноярска, «столицы» Тунгусского метеорита. И вот как-то мы сели, на ночь глядя, разозлились и решили искать его осколки, про которые всем было известно, что они есть, но никто почему-то не находил. Стали письма писать, искать очевидцев. Один отозвался и сообщил, что на левобережном Енисее, в районе Большая Мурта, километров пятьдесят западнее, в тайге лежит «камень с неба». Приезжаем – никаких камней. Стали искать. Наконец с помощью магнитометра нашли под землей. Осколки были разбросаны хаотически, в нескольких километрах один от другого. Вот, можете потрогать», – показывает Лавбин небесный подарок.
Года через два поняли, что являются единственными в мире собственниками кометы – «замерзшего комка грязи и осколков». Прочистили – чтобы показать пористость, в которой оседает вода, отмерзает, когда комета летит. Когда подлетает к Солнцу, образуется пар – хвост кометы.
«Мне говорят – может быть, это плавилось на земле? Я показываю им сосульки – видите, если плавится на земле, получаются вертикальные, а тут сосульки в разные стороны».
Лавбин ведет меня от одного камня к другому, лежащим вроде хаотически, но составляющим какую-то логическую цепочку. «Нашли вот такие образования – так называемые «вулканические бомбочки». Но там, где мы их нашли, вулканов не было и нет. Распилили – внутри галька.
Стали предполагать: раз галечник, значит, вода, а значит, прилетела с живой планеты. Американцы с помощью телескопа Хаббл в конце ХХ века обнаружили высохшие русла рек на Марсе. Мы предположили, что, возможно, это порода Марса. Почему красная? Обыкновенная ржавчина, окись железа. Когда стали изучать литературу по Марсу, оказалось, что в связи с отсутствием атмосферы астероид ударяется по касательной и выбивает куски, которые уходят в Солнечную систему, в пространство.
С нами негласно конкурирует агентство НАСА. Мы что-нибудь публикуем, и они тотчас публикуют…»
Тут Лавбин показывает мне нечто, чего нет ни у какого НАСА. Я думаю, этого вообще нигде на свете нет, если только это правда. Группа Лавбина нашла этот предмет в одном из обломков, лежавшем на глубине полтора-два метра под землей, сверху росли деревья 60–80-летнего возраста. Лавбин показывает мне кольца на спиле дерева, осколок камня и тот «таинственный предмет», который они вытащили пинцетом. Приезжала компания из Голливуда, снимала его и, кстати, замечает Лавбин, в суматохе утащила два куска метеорита.
«Что интересного в этом стерженьке? Он похож на нашу арматуру. Но кто мог 80 лет назад положить в камень арматуру, закопать в землю и вырастить деревья? Что еще интересно. Оплавленный стержень сжат в гармошку. При ударе вы такую гармошку не получите. И у края, вот тут, видите, вздутие. Мы проверяли: если на земле будет нагреваться, вздутия не получится. А тут оно есть…»
Я беру в руки «стерженек». Сантиметра два. Похоже на винтовую резьбу. Интересно бы посмотреть на того, кто ее нарезал…
«Теперь посмотрите вот это. – Лавбин подводит меня к другому экспонату. – Нашли под Канском. Красноярский НИИ геологии и минерального сырья дал заключение, что предмет – космического происхождения. Очень похож на наш триптисс – небьющееся стекло. Несмотря на то что черное – прозрачно: если осветить мощным источником, с другой стороны видно. Что это, абсолютно непонятно. Не метеорит, не комета, а что?
…Ну, это наше земное, вас, наверное, не интересует», – говорит Лавбин, кивая на побочные экспонаты, которые показывают тут школьникам на экскурсиях. Папоротник, которым питались динозавры, щербатый носорог, лиственница окаменевшая…
«Что интересного в этой чурке: когда дрова пилишь, на конце – слом, вот он. Но этой чурке миллионы лет – кто ее мог пилить? Тем не менее существует публикация – нашли след человека, семьдесят сантиметров, гигантская нога – во времена динозавров. Возможно, они пилили…»
«Мои коллеги», – улыбается Александр Иванович Смирнов, в экспедициях – лесоруб.
«Здесь мы опять возвращаемся к Тунгусскому феномену, – показывает Лавбин экспонаты из зоны падения. – Эти уродливые растения из Эвенкии. Видите, закрученный ствол. Деревья, растущие параллельно земле. Очень много «ведьминых метел», растут на обычном дереве, это «деревья-паразиты». Они очень густые, я детям говорю: сказочники, не зная, что такое бывает в жизни, придумали – уродливый лес, Баба Яга летает на метле… Обнаружены и в зоне Чернобыля, но там подействовала радиация, а здесь большое количество космического вещества приводит к нарушению генетического кода растений, происходит как бы «раскодировка», и дерево начинает расти как хочет…»
Окончательно Лавбин меня добивает экспонатом, который лежит в сторонке.
«Это вещество НЛО. Вещество довольно странного характера. Очень легкое. Похожее было обнаружено в Дальнегорске, под Владивостоком, в конце 80-х годов. На горке, на высоте 611 метров, на глазах у пассажиров автобуса разбился шар. Туда побежали люди. Когда поднялись на вершину, обнаружили такое вот серое вещество. Что интересно, – мы анализировали с помощью таблицы Менделеева, – только 60% известных элементов, а остальные неизвестны. Не выявляются ни химическим анализом, ни спектральным. Здесь около 20% калия, а остальное – вода. И самое главное – его невозможно собрать в кристаллы. Любое вещество можно собрать и посмотреть кристаллическую решетку. А у этого невозможно. Это было высокоэнергетическое вещество, с высокой температурой, плазменного характера, здесь вот, видите, пропечатались былинки травы – при падении захватило…»
Я взял в руки метровый обломок НЛО. Он был не-
обыкновенно легкий, почти невесомый, как и должно было быть, наверное, там, у ангелов.
Лавбин рассказывал истории прямо-таки фантастические. Будто бы через Новоселковский район у них проходит трасса, и они часто там появляются. Бывший глава районной администрации Дмитрий Иванович Карачун, говорит, поехал в сторону Абакана, видит: вдоль дороги завис объект с иллюминаторами. Гонялся за этим НЛО на «Ниве»… «Да местные утверждают, что это там у них обычное дело, как за коровами…»
Я не удержался, будучи в тех краях, заехал в Новоселково. Ландшафты, надо признаться, фантастические. Покосившиеся телеграфные столбы, гигантская долина, если НЛО где-нибудь появляется, так именно тут. Да, подтвердили в районо, летали при старом главе администрации, но при новом перестали…

Но шутки в сторону, вспомним хронику события.
1908 год, взрыв в тайге в двести раз больший, чем в Хиросиме, – ударная волна, повалившая ровными
рядами сотни километров тайги, зарегистрирована в разных точках мира. Что это было? Уже сто лет мучит людей вопрос.
20-е годы, отряд основателя отечественной метеоритики Леонида Кулика пробирается на место события, ничего не находит, но оставляет уникальные исследовательские материалы… Это был подвиг – пешком, на лодках, санях пройти тысячи километров по тайге, заснять, зарисовать, записать… Дремучая борода, острый взгляд через круглые очки – сотрудник Минералогического музея Академии наук СССР Леонид Осипович Кулик был фанатически предан науке, его не поддерживал никто, только Вернадский.
50-е годы, второе дыхание проблемы. Писатель Василий Казанцев: а что, если потерпел аварию космический корабль?..
Древняя статуэтка с шестью пальцами. Уфология утверждает, что у всех пришельцев шесть пальцев.
Как у того необычного ребенка – шесть макушек?
Космическая фотография кратера размером с Землю – от столкновения Юпитера с кометой Шумейкер – Леви.
Космонавт Гречко заявил: рано ставить на «Тунгусске» точку…

Версия Ю.Д.Лавбина: астероид столкнулся с космическим кораблем…
В 1959 году, когда перепроверили сейсмограммы 1908 года, сравнив их с теми, что получаются при ядерных взрывах, выяснилось, что они практически идентичны. Посмотрели барограммы и обнаружили «геомагнитный эффект». Но, как известно, он может быть порожден только с помощью устройства техногенного происхождения, то есть созданного разумом. В этот период к поискам подключилась группа конструктора Королева: в зону падения метеорита был отправлен ряд экспедиций, в 60-м году в поисках участвовал будущий космонавт Гречко. Много лет спустя, увидев космическую съемку повреждений поверхности, он скажет: «Очень похоже на старт корабля».
«То, что случилось на земле, – утверждает Лавбин, – это след встречи, которая произошла наверху. Камни, осколки летели на землю точно так же, как когда взорвался «Челенджер». А тогда, девяносто пять лет назад, взрыв был такой, что камни долетали до Красноярска, Иркутска, все это разлеталось до Центральной Сибири...
К нам приехал бурлак, который таскал баржи по Подкаменной Тунгуске, – Александр Гаврилович Ковацкий. Он сказал: «Я знаю, где лежит звездолет». Они таскали камни, зашли на отдых и увидели металлические блоки – серая, как бы полированная поверхность, попробовали постучать бурлацкой шестнадцатикилограммовой кувалдой, но ничего отбить не смогли. Он сказал, что «звездолет» – около 600–800 метров длины и 200 ширины. Высотой около двух метров – это то, что находится на поверхности, а что под землей, не знает».
В конце 50-х Лавбин и его коллеги были в тех местах, о которых сообщает Ковацкий, но в своих поисках не учли, что прошло полвека – море ос, деревья, что они могли увидеть?
«Мы приблизились к разгадке тайны Тунгусского метеорита, – заявляет Лавбин, – но сегодня у нас просто нет денег на экспедицию».
Чтобы поднять и привезти блок лежащего в тайге «звездолета», нужна техника. Нужно плыть на плотах, лодках и искать с помощью магнетометров. Раньше, когда Лавбин работал в «Красэнерго», фонд «Тунгусский космический феномен» неплохо финансировался, давали вертолет, за лето проходили две-три экспедиции. Теперь спонсоров не стало.
Недавно бурлак Ковацкий умер. У Лавбина остались координаты тайны. «А где это?» – спросил я. «В двух шагах от истины», – ответил он.
А денег нет. Им говорят, надо продаться за границу. Французы, итальянцы уже предлагали, но они же и увезут таежную находку.
– А сколько надо денег? – поинтересовался я у Лавбина. Знаете, какую он назвал цифру? Ну как бы вы думали?
Для экспедиции, которая бы разыскала и привезла фрагмент инопланетного корабля, нужно около четырехсот тысяч рублей – 15 тысяч долларов.
И никто, ни одна живая душа в стране, где проваливаются в «черную дыру» миллиарды, не может найти нескольких тысяч для открытия, возможно, самого удивительного в истории человечества. Хотя зачем оно нам?
Так было и во времена Кулика, и сегодня. И сколько таких красноярских, калужских, тульских космических мечтателей, чудаков остаются, как прежде, наедине со своими открытиями и изобретениями, никому не нужными в нашей замечательной стране? Кто о них знает, кто их видел?
Разве что дети.
Очевидцы вспоминали: «Огонь был ярче солнца…»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru