ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Екатерина ЛЕВИНТОВА,
Университет Западного Мичигана (США)
Приправительственные интеллектуалы
Так американская исследовательница
называет объект своих исследований: ту часть
интеллигенции, которая приближена к новой
власти, интеллектуально ее обслуживает и до
определенной степени на нее влияет. Как именно
влияет? Каковы ее нынешние ориентиры и ценности?
Если в начале 90-х годов российские
интеллектуалы поддерживали демократию, то
теперь они предпочитают авторитаризм. Смена
приоритетов приходится на 2000 год, то есть
совпадает со вторыми президентскими выборами.
Вообще российская проправительственная элита с
начала девяностых эволюционировала в сторону
консерватизма – при том, что первоначально она
была весьма либеральна и долгое время оставалась
верна своим либеральным убеждениям. Вряд ли
такая смена ориентаций – показатель внезапного
консервативного “прозрения”, скорее это
желание последовать призыву политической элиты,
которая с 1996 года настаивала на выработке новой,
государственнической идеологии.
Совсем иначе выглядит развитие экономических
воззрений российских проправительственных
интеллектуалов: они оказались поразительно
постоянны в своих симпатиях к свободному рынку.
Мнения польских, например, интеллектуалов,
приближенных к правительству, гораздо менее
определенны: они не исключают помимо модели
свободного рынка и модель управляемой экономики,
причем ее привлекательность в последнее время
возросла.
Во внешней политике умеренно прозападные
предпочтения российских интеллектуалов
сменились умеренно антизападными воззрениями.
Изменение приходится на 1995 год, когда началась
дипломатическая конфронтация с Западом (прежде
всего с США) вокруг проблемы расширения НАТО на
восток, событий в Ираке, Косово и СОИ. Судя по
всему, изменения во внешнеполитическом дискурсе
околовластных интеллектуалов стали скорее
результатом давления политической элиты, а не
глубинного антизападничества самих
интеллектуалов.
К 2000 году, то есть к началу второго этапа войны в
Чечне, их первоначальная толерантность в
национальном вопросе сменилась умеренно
националистическими предпочтениями. Совпадение
сроков начала очередной чеченской кампании с
новыми мотивами в интеллектуальном поле
опять-таки говорит скорее о внешнем заказе, и
опять-таки со стороны власти, чем о “душевной
склонности” интеллектуалов к национализму.
Как видим, российские проправительственные
интеллектуалы легко отказывались от своих
убеждений.
Изменилась и относительная значимость разных
сфер для интеллектуалов. В 1992–1993 годах они
отличались “экономоцентризмом”, впоследствии
(1994–1998 годы) их интересы стали разнобразнее, и
экономика перестала доминировать. С 1999 года
политика и идеология начинают все определять.
Российские либеральные интеллектуалы,
работавшие в правительстве и поддерживавшие его
в начале 90-х годов, не сумели создать
политико-идеологическое обоснование реформ, и в
результате их либеральные инновации не имели
общественной поддержки. Польская
интеллектуальная элита избрала другую
стратегию. Она начала с объяснений политических
последствий реформ. В результате, когда ей на
смену пришли социал-демократы, демократические
идеи уже глубоко укоренились среди как элит, так
и населения, и новое социал-демократическое
правительство могло сконцентрировать свои
усилия на экономических проблемах.
Либерализм, доминировавший в 1992–1993 годах,
эволюционировал в сторону государственнических
установок постепенно. Сосуществование
либеральных и государственнических идей привело
к постепенному вытеснению либеральных принципов
и к “огосударствлению” самого либерализма в
российском его исполнении. К 1999–2000 годам они
почти полностью слились друг с другом.
Тем не менее некоторые элементы либерализма
сохранились и вошли в современную идеологию
власти. В первую очередь это идеи свободного
рынка – ключевой категории для либералов. В
результате сегодняшний дискурс российских
интеллектуалов совмещает ультралиберальные
экономические установки с типично
государственнической политической,
идеологической, внешнеполитической и
межэтнической фразеологией.
Но такая комбинация установок не может быть
долговечной. Политологи приводят множество
теоретических причин и практических примеров,
говорящих о том, что свободный рынок и
государственническая модель не могут долго
сосуществовать. Внутренняя логика свободного
рынка, базирующаяся на принципах рациональности,
независимости и ответственности человека,
несовместима с авторитарными, изоляционистскими
и националистическими установками, которые
лежат в основе государственнической модели.
Политика, которая строится на таком
несовместимом гибриде, не может достичь
поставленных перед нею целей.
Рано или поздно российским либералам придется
выбирать между либерализмом и
государственничеством.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|