Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ФИЛОСОФИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ 
 

Жизнь всегда богаче того, что мы о ней предполагаем.
Открывая три месяца назад подростковый клуб на страницах нашей газеты, мы рассчитывали, что найдется какое-то количество читателей, которые захотят включиться в разговор о тех переживаниях, которыми наполнен мир взрослеющих подростков. Что придуманный в одной из школ формат разговора о самых важных в жизни человека вещах окажется интересен для подростков других школ и найдутся такие, кому захочется продолжить эти два печальных начала: “Мне грустно…” и “Мне не хватает…”
И вдруг – неожиданный подарок.
Из небольшого украинского поселка Краснополье Сумской области нам приходит письмо, в котором рассказывается о совсем другом способе работы с подростковым сознанием.
Совсем не похожим на то, которое было предложено нами, но ничуть не менее интересным по результатам.
И это оказывается равно важным для подростков и учителей.
В чем еще, как не в раскрытии своего “я”, может состоять подлинная миссия образования?
Людмила ВОЛОБУЕВА, Раиса ЛОМАКО
Украина, Сумская область, пос. Краснополье, гимназия

Термодинамика самопознания

О том, как учителя Краснопольской гимназии попробовали перестать быть учителями

Есть одна вечная проблема – как взаимно оценивают друг друга два поколения: подрастающее и то, что считает себя уже давно подросшим.
Взрослые часто жалуются на то, что молодое поколение, оставляя стены учебных учреждений, выходит в жизнь бездуховным, беззаботным, не умеющим преодолевать трудности, что-либо созидать. А разве наши школы работают над решением этих проблем?
Проведите эксперимент в любой школе любого населенного пункта. Спросите Марию Ивановну о том, что представляет собой ее ученик Петя. И в большинстве случаев услышите в ответ рассказ о том, какие знания этот Петя имеет и какие навыки у него сформированы по ее предмету. А на вопрос, что представляет собой Петя как личность, вы услышите традиционный педагогический набор, характеризующий любого ученика: послушный (непослушный), активный (пассивный), исполнительный (нерадивый), добросовестный, аккуратный и т.д. И опять точкой отсчета будет выступать вовсе не личностный мир мальчика, а процесс его учебы.
И это неспроста. Ведь школа, которая учит детей смотреть на мир чужими глазами, мыслить чужим умом (Я.А.Коменский), даже не ставит себе задачи заглянуть в глубины души самого ребенка. А ведь в каждом человеке есть свои мысли, свои движения души, которые в конечном счете и определяют жизнь окружающего его мира, создают гармонию или дисгармонию этого человека с миром.
Сегодня мы предпочитаем видеть в своих учениках только учеников. И видим их главную ценность в том, насколько успешно они осваивают школьную программу. Так проще, так функциональнее. Но ведь завтра нам жить в одном мире рядом с этими бывшими учениками, которые станут врачами, юристами, программистами... И разве нам все равно, какими они станут – добрыми или злыми, умеющими принимать чужую боль или безразличными не только к человеческой боли, но и к людям вообще?
Ведь на уроках математики – формулы, на уроках химии – вещества и их свойства, на уроках истории – далекие события, на уроках литературы... Да, на уроках литературы идет разговор о душе, но чаще всего о душевных переживаниях какого-то вымышленного героя, а о своих собственных душевных напряжениях и муках лишь постольку поскольку.
Вот примерно те размышления, которые заставили нас пойти в своей гимназии на необычный эксперимент. Мы предложили всем старшеклассникам распределиться между двадцатью учителями нашей гимназии – по 2–3 ученика на одного педагога. Так, чтобы в образовавшихся микрогруппах возникло личное кураторство, личное взаимодействие, личное партнерство взрослых и детей. Чтобы учителя могли вступить в глубокий диалог с индивидуальными мирами взрослеющих детей. Кто-то из великих сказал, что относительно хорошо мы можем знать двух-трех человек, кое-что можем сказать о десяти, а в отношении остальных работают готовые стереотипы.
Главная задача, которую кураторы решают вместе с детьми, – попытаться разобраться в том, что происходит у каждого в душе, во внутреннем мире, и дать возможность этому внутреннему миру выразиться в словах.
Самое первое задание, которое было предложено детям и по поводу которого происходили первые диалоги, звучало на первый взгляд очень просто: напиши, чем или кем ты представляешь себя в этом мире.
Реакция большинства детей на такую постановку вопроса в первые секунды – удивление, недоумение, отношение как к чему-то несерьезному. Но, что интересно, никакого сопротивления по поводу его выполнения. Тем более что кураторы заявляли себя «на равных» и должны были выполнить такую же работу. А затем написанные размышления предполагалось обсудить в группах, сделать предметом совместного анализа.
Могли ли мы заранее предположить, насколько богатыми и разнообразными окажутся представленные в этих текстах миры? Миры теплые и холодные, притягательные и немного пугающие, заставляющие задуматься о том, насколько плохо мы, учителя, знаем и понимаем своих детей. Только четверо так ничего в итоге и не написали – что ж, это нормально. Каждый человек имеет право не предъявлять окружающим свое мироощущение.
А мы попробуем отправиться в путешествие по лабиринтам миров, созданных нашими детьми.

«Теплые» миры

Начнем с работ, написанных в теплых, жизнеутверждающих тонах. Это работы, в которых дети принимают себя и смотрят в будущее с оптимизмом.

9 класс

«Листик»
Я представляю себя листиком дерева, который то летит вниз, то подхватывается ветром и уносится ввысь. Дерево – это семья, от которой мы с годами отдаляемся. Ветер – жизнь (школа, работа). Земля – проблемы, неудачи. Листок, который падает с дерева, переживает много неприятностей: сильные и холодные порывы ветра, унижения от прохожих, которые наступают на него. Но не все так плохо в этой жизни. Только мне нужно бороться и держаться за жизнь, как листок за дерево.

«Камень»
Приступив к выполнению этого задания, я долго не могла решить – кто я. Прожить жизнь букашки или другого животного совсем не хочется. Так как они на своем жизненном пути переносят много печалей и скорбей, ведь люди в наше время не очень добрые.
Я пришла к выводу, что хотела бы представить себя чем-то вечным, например, камнем. Так как камень – это одна из немногих вещей, которая несет в себе богатое наследство прошлых веков. И поэтому, пребывая в его образе, я бы сохранила память об исторических событиях своей Родины и героях прошлых лет.

«Тетрадь»
Кем я представляю себя в этом мире? По-моему, каждый считает себя чем-то из неживой природы. Это очень загадочно и интересно. Я, например, могу представить себя студенческой тетрадью для лекций.
Тетрадь для студента – наилучшая подсказка на контрольной (я всегда пытаюсь помочь всем, кто в этом нуждается). Из тетради студент всегда может получить необходимую информацию. Но для этого ее нужно туда записать. Она за добро сделает добро. Но если в тот момент, когда ей нужна помощь, ей отказали, она ответит тем же – молчанием. Таким образом, к тетради нужно относиться заботливо, для того чтобы она стала наилучшим помощником, который выручит в самый ответственный момент.

10 класс

«Ручеек»
Честно говоря, данная тема на первый взгляд мне показалась простой. Но оказалось, что все не так просто. Я не знала, с чего начать.
Сравнивая, ассоциируя себя с чем-то или кем-то, сразу представляешь образ природы, жизни. Прежде всего я – это часть природы. Представляя себя через палитру сравнений, я не могу решить точно, кто я по состоянию души: растение ли, часть ли какой-либо природной стихии. Бывают минуты, когда я представляю себя вольной птицей, которой нужен простор, воздух, постоянное движение вперед; в другое время – лесным ручейком, тишина и покой для которого так необходимы. Я очень люблю теплый дождь, тихий снег, солнечные лучи. Поэтому я прежде всего часть природы.

«Стодолларовая купюра»
Я всегда мечтал быть путешественником, поэтому я представляю себя 100-долларовой купюрой, что путешествует из рук в руки. Эта купюра имеет возможность побывать в разных домах, странах, понаблюдать за жизнью людей разных национальностей.

«Кот»
Я представляю себя котом, это беззаботное существо, которое целый день греется на солнышке, а ночью просто спит. Котов кормят, держат в тепле, а они взамен ничего не делают, разве иногда поймают мышку ради удовольствия.

«Звезда»
Сначала должен сказать, что я себя представляю только собой и ничем другим. Но если все же так стоит вопрос, то мне кажется, что я скорее всего похож на звезду, которую с земли очень плохо видно. Я такой же, как и все, ничем не отличаюсь от других. Вокруг меня много больших и малых звезд, но я еще пока средняя звезда, которая растет и развивается. Многие окружающие меня звезды угасают, но я свечусь и не собираюсь угасать…

«Птица»
Мир очень велик, и человек в нем, как маленькая букашка. Я же представляю себя птицей, которая только научилась летать. Она еще не знает, что делается внизу. Она смотрит с высоты и летит дальше. Вот так и я все знаю поверхностно и не очень углубляюсь.

«Травка»
Мир – это что-то большое и непостижимое. Мы не можем его сразу увидеть. Он скорее существует в нашем воображении. Каждый из нас в принципе может представить себя любым его объектом. Лично я представляю себя молоденькой травкой, которая только что выросла и еще не успела расцвести, пустить широкие корни. В этом мире я еще ничего не значу, но я уже некая личность на жизненном пути. Может быть, когда-то я смогу расцвести и мои семена дозреют, а может быть, мне что-то помешает. Никто не знает, что будет завтра. Я живу сегодня, а завтрашний день пусть сам заботится о себе.

11 класс

«Вода»
Я чувствую себя водою, перед ее силою ничего не устоит. Для нее нет преград, она везде пройдет, приспособится к любым переменам. Без воды невозможна жизнь на земле.

«Табула раса»
Человек… У каждого из нас это слово вызывает разные мысли и представления. Кто-то подумает, что человек – это лишь живой организм или какая-то часть живой природы. Другой, говоря о человеке, обратит внимание на то, добрый или злой этот человек, хорошие или плохие дела творит в своей жизни, какие его намерения.
Мыслей и представлений много. Мне же человек напоминает чистый лист бумаги. Да, обычный лист. Ибо человек вырастает из младенца. А жизнь младенца напоминает мне чистый лист, потому что он безвинен, безгрешен… Чист.
Время идет, и на этом листе появятся надписи, но у каждого свои. Если человек творит хорошие дела, всегда готов прийти на помощь, то его лист, как и его жизнь, впитывает светлые, яркие, солнечные цвета. Если же, наоборот, он завистлив, творит зло, то его лист становится похожим на темную ночь, в которой этот человек может легко заблудиться и никогда не найдет дороги назад. Поэтому Я – чистый лист бумаги, на котором будут сиять яркие цвета и нести всем радость, тепло и ласку.

«Птенец-котенок-ручеек»
Жизнь каждого человека – это маленький театр, в котором действительно имеют место необычные превращения.
Для родителей я – маленький птенец, который нуждается в защите, в поддержке при первых попытках «полетать». Главная задача родителей – дать толчок в самостоятельную жизнь.
Для друзей я скорее всего котенок, которому все и всегда интересно, который пребывает постоянно в хорошем настроении. Неоспоримый факт, что коты снимают эмоциональное напряжение. Честно говоря, надеюсь, что я обладаю этим свойством.
А вообще я считаю себя ручейком. Если у меня есть какая-либо мечта, для меня нет разницы – песчаная это стена или гранитная скала, я все равно пытаюсь пробиться через преграды ради счастья и мечты.

«Цветок»
Я представляю себя цветком, который только начинает распускаться. Рос цветок на благодатной почве в тепле в прекрасном уютном саду. Только иногда ветер играл его лепестками. Цветок любил теплые лучи ясного солнца и маленькие капельки летнего дождя. Ему было очень хорошо в этом южном месте, где он чувствовал себя необходимым. Но ему всегда почему-то хотелось расцвести в другом месте – в огромном саду, где бы он дарил свой аромат и красоту многим, где бы у него было больше возможностей, где бы ему было просторнее.



Читая такого рода откровения наших детей, мы забывали о том, что мы в школе, что у нас учебные классы и учебный процесс. Все, что мы испытывали, – это истинное наслаждение от того, что каждый ребенок одаренный. Что вообще нет бездарных детей. Да, есть «неуспевающие» с точки зрения некоей «школьной нормы», но, оказывается, они ничуть не менее (а иногда и более!) развиты личностно. Возможно, кто-то из них не знает таблицу умножения и слово «извините» пишет через «е», но в душе каждого такого ребенка есть тот заповедный уголок, в котором живет что-то вечное, прекрасное, мудрое, живет некая мечта. И мы должны уметь вступать в диалог с этим миром.
Даже когда этот мир далек от розовых красок.
И возможно, что в этом случае наша способность слышать ребенка еще более важна.

«Холодные» миры

Холодные миры – это те миры, в которых преобладает драматическое ощущение мира и себя в нем.

9 класс

«Муравей»
В жизни я представляю себя муравьем. Почему именно муравьем, спросите вы. А потому, что люди похожи на муравьев по сравнению с Землей, которая есть тот же муравейник.
Я – муравей, который живет в большом мире с большущими существами. Все для меня является очень страшным и непонятным. Кого я хорошо понимаю, так это своих родственников и друзей, которых у меня очень много. Всю свою жизнь я тружусь: строю муравейники, ношу материалы для строительства, ищу пропитание. Но все эти большие существа не ценят наш труд. Они разрушают наши жилища. Иногда мы перестраиваем их несколько раз на год, а это очень долгое и трудное дело.
У меня есть много друзей, и поэтому мы все дружно беремся за дело и работаем, не ощущая усталости. Каждый день я блуждаю в поисках пищи, особенно я люблю есть внутренности умерших букашек. Сама за это дело я не берусь, зову всех, кто тоже хочет есть. Вместе мы набрасываемся на добычу и съедаем ее очень быстро. Мы очень дружны.
Для меня мир – это ад, в котором жить тяжело. Очень часто приходится остерегаться неизвестных предметов, которые опускаются на нас. Эти предметы порой бывают для многих из нас смертельными. А вообще для меня мир – это большая загадка.

«Вода»
Я – вода. Она, подчиняясь законам природы, живет своей жизнью. Когда ты трогаешь ее, она убегает, принимая прежние формы. Но никто не может увидеть, что в этот момент делается у нее внутри. Между молекулами и атомами идет наибольшая в мире война, которая придает ей (воде) определенную температуру.
Вода есть везде, все ее видят. Но она иногда сама не понимает, для чего она существует, какова ее цель, кто ее придумал. В зависимости от ее агрегатного состояния она может пребывать в разных средах и при этом обретать разные формы: жидкость – на земле всем известная; газ – в небе, и видят его лишь облака. И ему так не хочется опускаться вниз в виде тумана, дождя или росы, но температура и другие внешние факторы заставляют ее делать это. Поэтому вода так не любит эти внешние факторы.
Твердое состояние более спокойное. А воде уже ничего не хочется – ни говорить, ни плакать.
Кстати, о слезах: так как вода – это сплошные слезы, то хотя бы иногда нужно от нее избавляться. Особенно если проблемные внешние факторы не дают возможности помечтать на облаках или отдохнуть в форме снега или льда без малейших колебаний поверхности.
Через постоянное пребывание в жидком состоянии вода не находит времени на теплые чувства, она всегда разочаровывается в вещах, к которым привязывается, тихо удаляется от их физических форм. Вода предпочитает тихое мирное житье. Но чем сильнее ветер, тем неспокойнее гладь воды.

10 класс

«Футбольный мяч»
Вообще-то я считаю, что моя жизнь и я сам похожи на обычный футбольный мяч. Я представляю себя мячом. Ему очень рады, когда он забит в ворота соперников и приносит победу одной из команд. И мяч можно считать врагом, если он приводит команду к поражению.
Так происходит и в жизни: существуют друзья и существуют враги, и порой они могут поменяться местами. Мяч летит полем от одного конца в другой, он в центре внимания, игроки подбрасывают его вверх, порой выше деревьев. И в жизни то же самое, то ты в центре внимания, а то о тебе совсем забыли. Жизнь, как мяч, то высоко поднимает тебя над другими, то опускает. Но, чем выше, тем больнее падать.

«Губная помада»
Я представляю себя губной помадой. Она новенькая, серебристого цвета, с небольшим зеркальцем на колпачке. Сама помада темно-розовая с разноцветными блестинками. Она придает губам не только цвет, но и блеск. Помаду всегда носят в сумочке, и это неотъемлемый атрибут каждой девочки. Но всегда приходит тот момент, когда она заканчивается, и тогда помада перестает интересовать человека, даже ее внешний вид не прельщает некоторую особь, и ее просто выбрасывают, как мусор, как ненужную вещь. Жизнь не стоит на месте. И появится еще много других помад, может быть, еще лучших. А об этой помаде все забудут.
Но, возможно, эту помаду ожидает не такой уж и трагический финал. Может быть, ее оставят себе на память, как старинную реликвию, и через пару сотен лет она станет уникальной памяткой старины. Эту помаду поставят в музее, люди будут ходить туда и удивляться ей. И тогда она будет стоить немалых денег, даже если не сможет подкрасить губы…

11 класс

«Корабль»
Лично мне жизнь кажется похожей на реку. Течение тянет дальше и дальше, в конце – смерть. У каждого – свой корабль, свое судно. Кто неудачник – того затянет в круговорот или просто понесет по течению.
Я представляю себя пловцом, у которого пока только лодка, но который в перспективе имеет намерение построить что-то грандиозное.
Наивысшее желание реки – иметь свой корабль, который смог бы преодолеть течение и плыть туда, куда считает нужным. Признание людей тебя как личности – это корпус, деньги, оснащение корабля; сильный дух – капитан; здоровье – двигатель. И все факторы взаимосвязаны. Корабль без двигателя, человек без здоровья – ничто. Он одной ногой в могиле, в водопаде. Но и без денег – голые металлические стены… Иметь идеальный хороший корабль – моя цель. Стать тем, кого будут ценить, всегда помнить. А пока… я еще еле справляюсь с течением, которое затягивает.

«Хамелеон»
В теплых странах живет пресмыкающееся – хамелеон. Я представляю себя этим существом. Вот только хамелеон меняет окраску кожи при перемене цвета в окружающей среде, а я – характер.
Ежедневно я общаюсь со многими людьми в школе, дома, на улице. Для всех них я разная. Для родителей я девочка, которая немножко выше травы (чуть-чуть). Учителя считают меня девочкой, которая не хочет учиться, а только думает, куда бы пойти вечером (большая часть, но не все). Одноклассники считают меня очень веселой, но это не так. Друзья – очень умной, потому что я учусь в гимназии. Соседи думают, что я уже выросла и стала совсем большой. Но на самом деле мне кажется, что я сама себя не знаю. Поэтому я ассоциирую себя с хамелеоном.

Чем больше читаешь, тем больше понимаешь, что все это не фантазии, не просто досужий вымысел, а образы, за которыми лежит глубокий философский смысл. Это чья-то боль, чье-то одиночество, а может быть, даже и трагедия. Что примечательно, авторы произведений из второй группы – это дети, ничем не отличающиеся в поведении от своих одноклассников. Учителя, читавшие эти тексты, были потрясены, шокированы. Ведь в классе это «обыкновенные ученики», и с учителями обсуждают они только свои учебные проблемы. И взрослые даже не подозревают о том, что творится у них в душе, каково их одиночество и сиротство при живых родителях, у которых, как и у учителей, нет ни времени, ни желания услышать своего ребенка.
Кстати, вот еще один невеселый результат этого нашего эксперимента. На родительском собрании в одном из этих классов в качестве примера были анонимно зачитаны некоторые работы. Никто из родителей не узнал своих детей. А мы так и сохранили авторство в тайне. Но как помочь этим семьям, вопрос остается открытым.
Главный вывод – наши дети сумели не просто оторваться от повседневной обыденности. Самое главное для нас: они умеют ощущать, видеть и красоту, и проблемность окружающего мира, чувствовать свою принадлежность к этому миру.
А напоследок – пример кураторского сочинения. Оставим его без комментария.
«Человеческая фантазия безгранична… Поэтому, наблюдая за окружающим миром, иногда пытаешься представить себя его частичкой, но в другом образе. Интересно то, что на разных отрезках времени жизни воображаемые образы терпят изменения. Вот сейчас у меня в сознании возникает образ речки с умеренным течением. Философское утверждение гласит: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Постоянные изменения в моей личной жизни подобны водному течению, что в какой-то мере смывает прошлое, обновляет силы и движет вперед. Человек в состоянии изменить течение реки, но ее существование и движение в руках Божьих».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru