ФИЛОСОФИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
Жизнь всегда богаче того, что мы о ней
предполагаем.
Открывая три месяца назад подростковый клуб на
страницах нашей газеты, мы рассчитывали, что
найдется какое-то количество читателей, которые
захотят включиться в разговор о тех
переживаниях, которыми наполнен мир взрослеющих
подростков. Что придуманный в одной из школ
формат разговора о самых важных в жизни человека
вещах окажется интересен для подростков других
школ и найдутся такие, кому захочется продолжить
эти два печальных начала: “Мне грустно…” и “Мне
не хватает…”
И вдруг – неожиданный подарок.
Из небольшого украинского поселка Краснополье
Сумской области нам приходит письмо, в котором
рассказывается о совсем другом способе работы с
подростковым сознанием.
Совсем не похожим на то, которое было предложено
нами, но ничуть не менее интересным по
результатам.
И это оказывается равно важным для подростков и
учителей.
В чем еще, как не в раскрытии своего “я”, может
состоять подлинная миссия образования?
Людмила ВОЛОБУЕВА, Раиса ЛОМАКО
Украина, Сумская область, пос. Краснополье,
гимназия
Термодинамика самопознания
О том, как учителя Краснопольской
гимназии попробовали перестать быть учителями
Есть одна вечная проблема – как взаимно
оценивают друг друга два поколения: подрастающее
и то, что считает себя уже давно подросшим.
Взрослые часто жалуются на то, что молодое
поколение, оставляя стены учебных учреждений,
выходит в жизнь бездуховным, беззаботным, не
умеющим преодолевать трудности, что-либо
созидать. А разве наши школы работают над
решением этих проблем?
Проведите эксперимент в любой школе любого
населенного пункта. Спросите Марию Ивановну о
том, что представляет собой ее ученик Петя. И в
большинстве случаев услышите в ответ рассказ о
том, какие знания этот Петя имеет и какие навыки у
него сформированы по ее предмету. А на вопрос, что
представляет собой Петя как личность, вы
услышите традиционный педагогический набор,
характеризующий любого ученика: послушный
(непослушный), активный (пассивный),
исполнительный (нерадивый), добросовестный,
аккуратный и т.д. И опять точкой отсчета будет
выступать вовсе не личностный мир мальчика, а
процесс его учебы.
И это неспроста. Ведь школа, которая учит детей
смотреть на мир чужими глазами, мыслить чужим
умом (Я.А.Коменский), даже не ставит себе задачи
заглянуть в глубины души самого ребенка. А ведь в
каждом человеке есть свои мысли, свои движения
души, которые в конечном счете и определяют жизнь
окружающего его мира, создают гармонию или
дисгармонию этого человека с миром.
Сегодня мы предпочитаем видеть в своих учениках
только учеников. И видим их главную ценность в
том, насколько успешно они осваивают школьную
программу. Так проще, так функциональнее. Но ведь
завтра нам жить в одном мире рядом с этими
бывшими учениками, которые станут врачами,
юристами, программистами... И разве нам все равно,
какими они станут – добрыми или злыми, умеющими
принимать чужую боль или безразличными не только
к человеческой боли, но и к людям вообще?
Ведь на уроках математики – формулы, на уроках
химии – вещества и их свойства, на уроках истории
– далекие события, на уроках литературы... Да, на
уроках литературы идет разговор о душе, но чаще
всего о душевных переживаниях какого-то
вымышленного героя, а о своих собственных
душевных напряжениях и муках лишь постольку
поскольку.
Вот примерно те размышления, которые заставили
нас пойти в своей гимназии на необычный
эксперимент. Мы предложили всем
старшеклассникам распределиться между
двадцатью учителями нашей гимназии – по 2–3
ученика на одного педагога. Так, чтобы в
образовавшихся микрогруппах возникло личное
кураторство, личное взаимодействие, личное
партнерство взрослых и детей. Чтобы учителя
могли вступить в глубокий диалог с
индивидуальными мирами взрослеющих детей. Кто-то
из великих сказал, что относительно хорошо мы
можем знать двух-трех человек, кое-что можем
сказать о десяти, а в отношении остальных
работают готовые стереотипы.
Главная задача, которую кураторы решают вместе с
детьми, – попытаться разобраться в том, что
происходит у каждого в душе, во внутреннем мире, и
дать возможность этому внутреннему миру
выразиться в словах.
Самое первое задание, которое было предложено
детям и по поводу которого происходили первые
диалоги, звучало на первый взгляд очень просто:
напиши, чем или кем ты представляешь себя в этом
мире.
Реакция большинства детей на такую постановку
вопроса в первые секунды – удивление,
недоумение, отношение как к чему-то несерьезному.
Но, что интересно, никакого сопротивления по
поводу его выполнения. Тем более что кураторы
заявляли себя «на равных» и должны были
выполнить такую же работу. А затем написанные
размышления предполагалось обсудить в группах,
сделать предметом совместного анализа.
Могли ли мы заранее предположить, насколько
богатыми и разнообразными окажутся
представленные в этих текстах миры? Миры теплые и
холодные, притягательные и немного пугающие,
заставляющие задуматься о том, насколько плохо
мы, учителя, знаем и понимаем своих детей. Только
четверо так ничего в итоге и не написали – что ж,
это нормально. Каждый человек имеет право не
предъявлять окружающим свое мироощущение.
А мы попробуем отправиться в путешествие по
лабиринтам миров, созданных нашими детьми.
«Теплые» миры
Начнем с работ, написанных в теплых,
жизнеутверждающих тонах. Это работы, в которых
дети принимают себя и смотрят в будущее с
оптимизмом.
9 класс
«Листик»
Я представляю себя листиком дерева, который то
летит вниз, то подхватывается ветром и уносится
ввысь. Дерево – это семья, от которой мы с годами
отдаляемся. Ветер – жизнь (школа, работа). Земля –
проблемы, неудачи. Листок, который падает с
дерева, переживает много неприятностей: сильные
и холодные порывы ветра, унижения от прохожих,
которые наступают на него. Но не все так плохо в
этой жизни. Только мне нужно бороться и держаться
за жизнь, как листок за дерево.
«Камень»
Приступив к выполнению этого задания, я долго не
могла решить – кто я. Прожить жизнь букашки или
другого животного совсем не хочется. Так как они
на своем жизненном пути переносят много печалей
и скорбей, ведь люди в наше время не очень добрые.
Я пришла к выводу, что хотела бы представить себя
чем-то вечным, например, камнем. Так как камень –
это одна из немногих вещей, которая несет в себе
богатое наследство прошлых веков. И поэтому,
пребывая в его образе, я бы сохранила память об
исторических событиях своей Родины и героях
прошлых лет.
«Тетрадь»
Кем я представляю себя в этом мире? По-моему,
каждый считает себя чем-то из неживой природы.
Это очень загадочно и интересно. Я, например, могу
представить себя студенческой тетрадью для
лекций.
Тетрадь для студента – наилучшая подсказка на
контрольной (я всегда пытаюсь помочь всем, кто в
этом нуждается). Из тетради студент всегда может
получить необходимую информацию. Но для этого ее
нужно туда записать. Она за добро сделает добро.
Но если в тот момент, когда ей нужна помощь, ей
отказали, она ответит тем же – молчанием. Таким
образом, к тетради нужно относиться заботливо,
для того чтобы она стала наилучшим помощником,
который выручит в самый ответственный момент.
10 класс
«Ручеек»
Честно говоря, данная тема на первый взгляд мне
показалась простой. Но оказалось, что все не так
просто. Я не знала, с чего начать.
Сравнивая, ассоциируя себя с чем-то или кем-то,
сразу представляешь образ природы, жизни. Прежде
всего я – это часть природы. Представляя себя
через палитру сравнений, я не могу решить точно,
кто я по состоянию души: растение ли, часть ли
какой-либо природной стихии. Бывают минуты, когда
я представляю себя вольной птицей, которой нужен
простор, воздух, постоянное движение вперед; в
другое время – лесным ручейком, тишина и покой
для которого так необходимы. Я очень люблю теплый
дождь, тихий снег, солнечные лучи. Поэтому я
прежде всего часть природы.
«Стодолларовая купюра»
Я всегда мечтал быть путешественником, поэтому я
представляю себя 100-долларовой купюрой, что
путешествует из рук в руки. Эта купюра имеет
возможность побывать в разных домах, странах,
понаблюдать за жизнью людей разных
национальностей.
«Кот»
Я представляю себя котом, это беззаботное
существо, которое целый день греется на солнышке,
а ночью просто спит. Котов кормят, держат в тепле,
а они взамен ничего не делают, разве иногда
поймают мышку ради удовольствия.
«Звезда»
Сначала должен сказать, что я себя представляю
только собой и ничем другим. Но если все же так
стоит вопрос, то мне кажется, что я скорее всего
похож на звезду, которую с земли очень плохо
видно. Я такой же, как и все, ничем не отличаюсь от
других. Вокруг меня много больших и малых звезд,
но я еще пока средняя звезда, которая растет и
развивается. Многие окружающие меня звезды
угасают, но я свечусь и не собираюсь угасать…
«Птица»
Мир очень велик, и человек в нем, как маленькая
букашка. Я же представляю себя птицей, которая
только научилась летать. Она еще не знает, что
делается внизу. Она смотрит с высоты и летит
дальше. Вот так и я все знаю поверхностно и не
очень углубляюсь.
«Травка»
Мир – это что-то большое и непостижимое. Мы не
можем его сразу увидеть. Он скорее существует в
нашем воображении. Каждый из нас в принципе может
представить себя любым его объектом. Лично я
представляю себя молоденькой травкой, которая
только что выросла и еще не успела расцвести,
пустить широкие корни. В этом мире я еще ничего не
значу, но я уже некая личность на жизненном пути.
Может быть, когда-то я смогу расцвести и мои
семена дозреют, а может быть, мне что-то помешает.
Никто не знает, что будет завтра. Я живу сегодня, а
завтрашний день пусть сам заботится о себе.
11 класс
«Вода»
Я чувствую себя водою, перед ее силою ничего не
устоит. Для нее нет преград, она везде пройдет,
приспособится к любым переменам. Без воды
невозможна жизнь на земле.
«Табула раса»
Человек… У каждого из нас это слово вызывает
разные мысли и представления. Кто-то подумает,
что человек – это лишь живой организм или
какая-то часть живой природы. Другой, говоря о
человеке, обратит внимание на то, добрый или злой
этот человек, хорошие или плохие дела творит в
своей жизни, какие его намерения.
Мыслей и представлений много. Мне же человек
напоминает чистый лист бумаги. Да, обычный лист.
Ибо человек вырастает из младенца. А жизнь
младенца напоминает мне чистый лист, потому что
он безвинен, безгрешен… Чист.
Время идет, и на этом листе появятся надписи, но у
каждого свои. Если человек творит хорошие дела,
всегда готов прийти на помощь, то его лист, как и
его жизнь, впитывает светлые, яркие, солнечные
цвета. Если же, наоборот, он завистлив, творит зло,
то его лист становится похожим на темную ночь, в
которой этот человек может легко заблудиться и
никогда не найдет дороги назад. Поэтому Я –
чистый лист бумаги, на котором будут сиять яркие
цвета и нести всем радость, тепло и ласку.
«Птенец-котенок-ручеек»
Жизнь каждого человека – это маленький театр, в
котором действительно имеют место необычные
превращения.
Для родителей я – маленький птенец, который
нуждается в защите, в поддержке при первых
попытках «полетать». Главная задача родителей –
дать толчок в самостоятельную жизнь.
Для друзей я скорее всего котенок, которому все и
всегда интересно, который пребывает постоянно в
хорошем настроении. Неоспоримый факт, что коты
снимают эмоциональное напряжение. Честно говоря,
надеюсь, что я обладаю этим свойством.
А вообще я считаю себя ручейком. Если у меня есть
какая-либо мечта, для меня нет разницы – песчаная
это стена или гранитная скала, я все равно
пытаюсь пробиться через преграды ради счастья и
мечты.
«Цветок»
Я представляю себя цветком, который только
начинает распускаться. Рос цветок на благодатной
почве в тепле в прекрасном уютном саду. Только
иногда ветер играл его лепестками. Цветок любил
теплые лучи ясного солнца и маленькие капельки
летнего дождя. Ему было очень хорошо в этом южном
месте, где он чувствовал себя необходимым. Но ему
всегда почему-то хотелось расцвести в другом
месте – в огромном саду, где бы он дарил свой
аромат и красоту многим, где бы у него было больше
возможностей, где бы ему было просторнее.
Читая такого рода откровения наших детей, мы
забывали о том, что мы в школе, что у нас учебные
классы и учебный процесс. Все, что мы испытывали,
– это истинное наслаждение от того, что каждый
ребенок одаренный. Что вообще нет бездарных
детей. Да, есть «неуспевающие» с точки зрения
некоей «школьной нормы», но, оказывается, они
ничуть не менее (а иногда и более!) развиты
личностно. Возможно, кто-то из них не знает
таблицу умножения и слово «извините» пишет через
«е», но в душе каждого такого ребенка есть тот
заповедный уголок, в котором живет что-то вечное,
прекрасное, мудрое, живет некая мечта. И мы должны
уметь вступать в диалог с этим миром.
Даже когда этот мир далек от розовых красок.
И возможно, что в этом случае наша способность
слышать ребенка еще более важна.
«Холодные» миры
Холодные миры – это те миры, в которых
преобладает драматическое ощущение мира и себя в
нем.
9 класс
«Муравей»
В жизни я представляю себя муравьем. Почему
именно муравьем, спросите вы. А потому, что люди
похожи на муравьев по сравнению с Землей, которая
есть тот же муравейник.
Я – муравей, который живет в большом мире с
большущими существами. Все для меня является
очень страшным и непонятным. Кого я хорошо
понимаю, так это своих родственников и друзей,
которых у меня очень много. Всю свою жизнь я
тружусь: строю муравейники, ношу материалы для
строительства, ищу пропитание. Но все эти большие
существа не ценят наш труд. Они разрушают наши
жилища. Иногда мы перестраиваем их несколько раз
на год, а это очень долгое и трудное дело.
У меня есть много друзей, и поэтому мы все дружно
беремся за дело и работаем, не ощущая усталости.
Каждый день я блуждаю в поисках пищи, особенно я
люблю есть внутренности умерших букашек. Сама за
это дело я не берусь, зову всех, кто тоже хочет
есть. Вместе мы набрасываемся на добычу и съедаем
ее очень быстро. Мы очень дружны.
Для меня мир – это ад, в котором жить тяжело.
Очень часто приходится остерегаться неизвестных
предметов, которые опускаются на нас. Эти
предметы порой бывают для многих из нас
смертельными. А вообще для меня мир – это большая
загадка.
«Вода»
Я – вода. Она, подчиняясь законам природы, живет
своей жизнью. Когда ты трогаешь ее, она убегает,
принимая прежние формы. Но никто не может
увидеть, что в этот момент делается у нее внутри.
Между молекулами и атомами идет наибольшая в
мире война, которая придает ей (воде)
определенную температуру.
Вода есть везде, все ее видят. Но она иногда сама
не понимает, для чего она существует, какова ее
цель, кто ее придумал. В зависимости от ее
агрегатного состояния она может пребывать в
разных средах и при этом обретать разные формы:
жидкость – на земле всем известная; газ – в небе,
и видят его лишь облака. И ему так не хочется
опускаться вниз в виде тумана, дождя или росы, но
температура и другие внешние факторы заставляют
ее делать это. Поэтому вода так не любит эти
внешние факторы.
Твердое состояние более спокойное. А воде уже
ничего не хочется – ни говорить, ни плакать.
Кстати, о слезах: так как вода – это сплошные
слезы, то хотя бы иногда нужно от нее избавляться.
Особенно если проблемные внешние факторы не дают
возможности помечтать на облаках или отдохнуть в
форме снега или льда без малейших колебаний
поверхности.
Через постоянное пребывание в жидком состоянии
вода не находит времени на теплые чувства, она
всегда разочаровывается в вещах, к которым
привязывается, тихо удаляется от их физических
форм. Вода предпочитает тихое мирное житье. Но
чем сильнее ветер, тем неспокойнее гладь воды.
10 класс
«Футбольный мяч»
Вообще-то я считаю, что моя жизнь и я сам похожи на
обычный футбольный мяч. Я представляю себя мячом.
Ему очень рады, когда он забит в ворота
соперников и приносит победу одной из команд. И
мяч можно считать врагом, если он приводит
команду к поражению.
Так происходит и в жизни: существуют друзья и
существуют враги, и порой они могут поменяться
местами. Мяч летит полем от одного конца в другой,
он в центре внимания, игроки подбрасывают его
вверх, порой выше деревьев. И в жизни то же самое,
то ты в центре внимания, а то о тебе совсем забыли.
Жизнь, как мяч, то высоко поднимает тебя над
другими, то опускает. Но, чем выше, тем больнее
падать.
«Губная помада»
Я представляю себя губной помадой. Она новенькая,
серебристого цвета, с небольшим зеркальцем на
колпачке. Сама помада темно-розовая с
разноцветными блестинками. Она придает губам не
только цвет, но и блеск. Помаду всегда носят в
сумочке, и это неотъемлемый атрибут каждой
девочки. Но всегда приходит тот момент, когда она
заканчивается, и тогда помада перестает
интересовать человека, даже ее внешний вид не
прельщает некоторую особь, и ее просто
выбрасывают, как мусор, как ненужную вещь. Жизнь
не стоит на месте. И появится еще много других
помад, может быть, еще лучших. А об этой помаде все
забудут.
Но, возможно, эту помаду ожидает не такой уж и
трагический финал. Может быть, ее оставят себе на
память, как старинную реликвию, и через пару
сотен лет она станет уникальной памяткой
старины. Эту помаду поставят в музее, люди будут
ходить туда и удивляться ей. И тогда она будет
стоить немалых денег, даже если не сможет
подкрасить губы…
11 класс
«Корабль»
Лично мне жизнь кажется похожей на реку.
Течение тянет дальше и дальше, в конце – смерть. У
каждого – свой корабль, свое судно. Кто неудачник
– того затянет в круговорот или просто понесет
по течению.
Я представляю себя пловцом, у которого пока
только лодка, но который в перспективе имеет
намерение построить что-то грандиозное.
Наивысшее желание реки – иметь свой корабль,
который смог бы преодолеть течение и плыть туда,
куда считает нужным. Признание людей тебя как
личности – это корпус, деньги, оснащение корабля;
сильный дух – капитан; здоровье – двигатель. И
все факторы взаимосвязаны. Корабль без
двигателя, человек без здоровья – ничто. Он одной
ногой в могиле, в водопаде. Но и без денег – голые
металлические стены… Иметь идеальный хороший
корабль – моя цель. Стать тем, кого будут ценить,
всегда помнить. А пока… я еще еле справляюсь с
течением, которое затягивает.
«Хамелеон»
В теплых странах живет пресмыкающееся –
хамелеон. Я представляю себя этим существом. Вот
только хамелеон меняет окраску кожи при перемене
цвета в окружающей среде, а я – характер.
Ежедневно я общаюсь со многими людьми в школе,
дома, на улице. Для всех них я разная. Для
родителей я девочка, которая немножко выше травы
(чуть-чуть). Учителя считают меня девочкой,
которая не хочет учиться, а только думает, куда бы
пойти вечером (большая часть, но не все).
Одноклассники считают меня очень веселой, но это
не так. Друзья – очень умной, потому что я учусь в
гимназии. Соседи думают, что я уже выросла и стала
совсем большой. Но на самом деле мне кажется, что
я сама себя не знаю. Поэтому я ассоциирую себя с
хамелеоном.
Чем больше читаешь, тем больше понимаешь, что все
это не фантазии, не просто досужий вымысел, а
образы, за которыми лежит глубокий философский
смысл. Это чья-то боль, чье-то одиночество, а может
быть, даже и трагедия. Что примечательно, авторы
произведений из второй группы – это дети, ничем
не отличающиеся в поведении от своих
одноклассников. Учителя, читавшие эти тексты,
были потрясены, шокированы. Ведь в классе это
«обыкновенные ученики», и с учителями обсуждают
они только свои учебные проблемы. И взрослые даже
не подозревают о том, что творится у них в душе,
каково их одиночество и сиротство при живых
родителях, у которых, как и у учителей, нет ни
времени, ни желания услышать своего ребенка.
Кстати, вот еще один невеселый результат этого
нашего эксперимента. На родительском собрании в
одном из этих классов в качестве примера были
анонимно зачитаны некоторые работы. Никто из
родителей не узнал своих детей. А мы так и
сохранили авторство в тайне. Но как помочь этим
семьям, вопрос остается открытым.
Главный вывод – наши дети сумели не просто
оторваться от повседневной обыденности. Самое
главное для нас: они умеют ощущать, видеть и
красоту, и проблемность окружающего мира,
чувствовать свою принадлежность к этому миру.
А напоследок – пример кураторского сочинения.
Оставим его без комментария.
«Человеческая фантазия безгранична… Поэтому,
наблюдая за окружающим миром, иногда пытаешься
представить себя его частичкой, но в другом
образе. Интересно то, что на разных отрезках
времени жизни воображаемые образы терпят
изменения. Вот сейчас у меня в сознании возникает
образ речки с умеренным течением. Философское
утверждение гласит: «В одну и ту же реку нельзя
войти дважды». Постоянные изменения в моей
личной жизни подобны водному течению, что в
какой-то мере смывает прошлое, обновляет силы и
движет вперед. Человек в состоянии изменить
течение реки, но ее существование и движение в
руках Божьих».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|