Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ 
 

Овена КОРСУНОВА

Навязчивый сервис милосердия

Какой компьютер нужен ребенку-инвалиду?

В ближайшие пару лет во всероссийской программе “Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 гг.)” (РЕОИС) появится пункт по информатизации в сфере специального образования, то есть, проще говоря, образования для инвалидов. Проблема обучения инвалидов при помощи компьютера обсуждалась на специальном “круглом столе”, который состоялся не так давно в Москве с участием представителей общественных организаций для инвалидов, представителей Министерства образования, Московской городской думы и других властных структур, учителей и ученых. Как заметила организатор встречи Тамара МАЛЫХ (Федерация Интернет Образования), “анализируя уже сложившийся опыт, специалисты должны очень внимательно разобраться, на что следует направить деньги программы РЕОИС, так как ошибок в информатизации специального образования быть не должно. Также очень важно понять, каким перспективным профессиям, основанным на компьютерных технологиях, можно обучать инвалидов”.
Среди прочего предметом обсуждения на “круглом столе” стала столичная программа надомного обучения детей-инвалидов, которая начала работать с весны этого года как программа дополнительного образования.
Прошедшее обсуждение можно в некотором роде считать образцовым: оно позволило участникам обозначить все параметры, важные для оценки проектов информатизации школьного образования. К сожалению, оценка московского проекта оказалась не такой уж высокой.
Больше всего споров вызвал тот факт, что для обучения детей-инвалидов закуплены компьютеры на платформе “Apple”. Единственный довод, прозвучавший в пользу “яблочных” компьютеров, – это то, что они реже ломаются. А вот контрдоводов оказалось гораздо больше. Как отметил Сергей Ваньшин, генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых (ВОС), организаторы программы, к сожалению, упустили из виду, что в России преимущественно распространена компьютерная техника на платформе IBM. Окончательно определить, насколько хороша или плоха каждая технология, трудно, да и не нужно. Зато необходимо дать школьникам именно те навыки работы с компьютером, которые пригодятся при получении высшего образования и на работе. Ваньшин подчеркнул, что, по данным ВОС, все оборудование и программное обеспечение, которое создается специально для слепых, настроено на пакет “Windows”, который без проблем поддерживается компьютерами IBM, но требует дополнительного программного обеспечения (так называемых программ-эмуляторов) на компьютерах “Apple”. В принципе даже не важно, какие нарушения здоровья есть у детей – участников программы. В любом случае нужно было выбирать оборудование, у которого в нашей стране есть перспектива, в том числе отдаленная.
Ваньшина поддержал Сергей Карцов, декан факультета информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета: класс ноутбуков для студентов-инвалидов, которому так радовался вуз, оказался не очень востребованным: “яблочное” программное обеспечение не дает возможности полностью освоить стандартный курс программирования, покрывая лишь от 50 до 15% возможностей пакета “Windows” в разных разделах курса. Поэтому студенты-инвалиды, для которых ноутбук практически живой орган, предпочитают изыскивать возможности и приобретать IBM-совместимую технику. Учителя – участники проекта в свою очередь пожаловались, что не могут отправить ученикам обучающие программы, созданные дома на личных компьютерах. Причина та же – несовпадение платформ.
Вторая проблема, на которой остановились участники “круглого стола” (в основном педагоги), – это техническое сопровождение проекта. Типичной оказалась недопоставка программного обеспечения. Типичной – поломка компьютеров. “У нас компьютер вышел из строя еще в процессе пуска-наладки. В ремонт его не взяли, ссылаясь на то, что идет этот самый процесс. После трехнедельного обмена звонками и факсами машину увезли и сказали, что ждать ее обратно нужно через 3 месяца. Судьба этого компьютера нам неизвестна”.
Вероника Бурмакина, директор московской школы № 542 (школа участвует в проекте), согласилась с тем, что проблема существует. “Те организации, которые выиграли тендер на сопровождение проекта, должны выполнять обязательства в течение суток. Но за это приходится бороться”.
Участники “круглого стола” остановились и на организационно-педагогических проблемах, с которыми столкнулся проект. Например, был проведен предварительный социологический опрос семей, куда планировалась поставка комплектов оборудования: выяснялось, насколько родители готовы помогать своему ребенку и обеспечить сохранность техники. Студенты двух колледжей – педагогического и технологического – провели с детьми, а также с их мамами-папами обучающие занятия по работе с компьютером. Однако Татьяна Дубенская, учитель биологии школы № 410 (она занимается и на дому с тремя детьми-инвалидами – участниками проекта), отметила: новоиспеченным хозяевам техники необходим далеко не один приход волонтеров. Ей как педагогу очевидно: слабому ребенку с первого раза далеко не все понятно, а сильному можно было дать гораздо больше. Да и скучны уже ребятам дистанционные занятия на уровне развлекательных и даже познавательных игр. Они ждут помощи по программированию и веб-дизайну. Или даже мечтают о получении при помощи компьютера основного общего образования.
В заключение Сергей Ваньшин отметил: в Федеральном законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” есть статья, по которой полагается согласовывать с общественными организациями инвалидов и законотворческие, и исполнительные действия, касающиеся этой группы россиян. Если бы проект, обсуждавшийся на “круглом столе”, подлежал предварительной общественной экспертизе, то он наверняка не получил бы поддержки слепых.
Так что в этом вопросе, похоже, слепы зрячие.

Справка по проекту

В 2003 году комплекты компьютерного оборудования получили 750 детей-инвалидов, прикрепленных к 15 московским школам надомного обучения (решение об участии в программе принималось индивидуально по каждому ребенку). В 2004 и 2005 годах планируется включать в программу еще по 300 учеников ежегодно.
В комплект оборудования для каждого ученика вошли: портативный компьютер (ноутбук) компании “Apple”, портативная фотокамера, веб-камера, графический планшет, сканер, лазерный принтер, естественно-научная лаборатория, цифровой микроскоп. В настоящее время собираются заявки на специализированные устройства, такие как ножные клавиатуры.
В проекте уже работают 110 учителей, которые общаются со своими учениками через специальный сайт и электронную почту (трафик для участников проекта не ограничен).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru