НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Чиновник любит быть благодетелем. Любит
демонстрировать свою щедрость. И любит
распределять государственные средства. Благо их
немерено. Деньги-то – не свои.
И оттого в особом почете у чиновника глобальные
проекты. Например, поворот северных рек. Или
тотальная интернетизация всех российских школ и
компьютеризация всех российских инвалидов.
Вот только на одно у чиновника никогда не хватает
времени и сил: поинтересоваться у того, кого он
так истово осыпает благодеяниями, а что тому на
самом деле нужно.
И хотя бы чуть-чуть посчитать эффективность
своих трат.
Вот и получается, что “благодеяния” его идут по
самым затратным и самым неэффективным схемам; но
зато любые инициативы от тех, кого этот чиновник
пытается облагодетельствовать, любые
предложения о содержательном партнерстве им
просто не замечаются.
Перспективы проекта: музыка будет
играть негромко и недолго?
Это не Интернет. Это, как говорится на
компьютерном языке, министерский спам
В регионах продолжается установка
спутниковых антенн. Уже определена схема, по
которой в школы будут доставляться файлы с
информацией. К сожалению, все более очевидными
становятся проблемы, с которыми столкнется
проект в самом ближайшем будущем.
Авторские права
В сельских школах очень хотят, чтобы в
предназначенные для них интернет-передачи
попали цифровые версии учебников и учебных
программ. На сегодня в банке данных Отраслевого
специализированного центра обеспечения
содержания общего образования (РЦ СОО) уже есть 300
оцифрованных программ, а у партнеров центра
имеется около 10 000 учебников для высшей школы.
Действующие школьные учебники – их около 600 –
тоже не так трудно перевести в компьютерные
файлы. Однако распространять их нельзя – это
противоречило бы действующему федеральному
законодательству в части, касающейся авторских и
имущественных прав, библиотечного дела. Дело в
том, что в российском законодательстве нет
понятия “электронная библиотека”. Если оно
появится (решение вопроса находится в
компетенции Государственной думы), то через
Интернет можно будет распространять полные
тексты программ и учебных изданий, не нарушая
права авторов. Но что решит российская Дума, пока
неизвестно, а в мировом сообществе законы о
копирайте весьма суровы, и это также сдерживает
развитие бесплатного сектора Сети.
Некоммерческие он-лайновые проекты по
сканированию, сверке и размещению книг (например,
знаменитая библиотека “Проект Гутенберг”
(gutenberg.net), которая была организована энтузиастами
из США) могут использовать лишь старые книги.
Увы, проект интернет-вещания для российских
сельских школ не предусматривает закупку
интернет-ресурсов. Поэтому в школы заведомо
попадет только та информация, права на
распространение которой принадлежат
Министерству образования (например, материалы с
сайта информационной поддержки ЕГЭ), или
информация, предоставленная авторами бесплатно.
Вероятно, это не так уж мало. Но это неизмеримо
меньше, чем весь Интернет, даже русскоязычный. И
значительно меньше, чем то, что реально требуется
учителю.
Переполнение жестких дисков
Задуманная технология передачи данных в
сельские школы предполагает, что транслируемые
через спутник ресурсы надо будет размещать на
жестком диске, а потом решать, сохранять их или
уничтожать.
Что ж, представим себе сельского учителя,
находящегося в условиях информационного голода.
Вот пришли материалы по ЕГЭ – поднимется ли у
него рука их уничтожить? Конечно, нет.
А потом пришли видеоуроки победителей конкурса
“Учитель года”. Потом…
Через какое время школы столкнутся с
переполнением жесткого диска? Посчитаем вместе.
Планируемый объем одной передачи – 1,5 гб. Объем
жестких дисков у компьютеров, которые стоят в
сельских школах, порой всего 2–3 гб. Получается,
полностью заполнить такой жесткий диск можно
за… две передачи.
Канал захлебнется
Весной 2002 года на коллегии министерства
было принято решение о предоставлении сельским
школам двустороннего асимметричного доступа в
Интернет. И потом в течение двух лет шла
разработка схемы связи, которая является схемой
вещания, а вовсе не схемой взаимодействия
пользователя с Сетью.
При этом школам, имеющим хоть какой-то
собственный выход в Интернет, будто бы
предоставляется возможность отправлять в Центр
спутникового доступа (ЦСД) индивидуальные
запросы – заказ на нужные ресурсы
русскоязычного Интернета. А ЦСД будто бы должен
их выполнять.
Но если это так, то, значит, постепенно к потоку
транслируемой для всех общей информации станет
примешиваться… дополнительный поток информации
индивидуализированной. А это означает
дополнительную нагрузку на канал связи. И по
оценкам специалистов, он захлебнется, как только
двустороннюю связь получат хотя бы 20–30 %
обслуживаемых им школ.
Альтернативы
Была ли возможна более дешевая массовая
трансляция цифровых файлов в сельские школы? Да,
и для этого специалисты с самого начала
предлагали использовать уже существующую сеть
телевизионного спутникового вещания, скорость
сигнала в которой достаточна для быстрой
передачи текстовых сообщений.
Возможен ли сейчас положительный результат
проекта по созданию реальной двусторонней
интернет-связи для сельских школ?
Вероятно, да, если установка в школах спутниковых
антенн приведет к активизации местных
провайдеров связи и в конечном счете к понижению
стоимости их услуг для школ. Что касается крупных
(московских) провайдеров, то они готовы поставить
какое угодно оборудование и даже предоставить
льготные тарифы, но в силу удаленности не могут
взяться за техническую поддержку своих клиентов.
И потому приходится рассчитывать на помощь
местных провайдеров.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|