Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N70 
 

Борис СОКОЛОВ

Гитлер благостный, а Вилли Брандта нет вообще

Универсальная школьная энциклопедия. Т. 3. Биографии.

Универсальная школьная энциклопедия.
Т. 3. Биографии.
М.: Аванта+, 2003

В том “Универсальной школьной энциклопедии”, посвященной биографиям, включено более 1200 статей – от Рудольфа Абеля, советского разведчика, до Войцеха Ярузельского, польского генерала и президента. Но определенный объем диктовал жесткий отбор. Все статьи авторы и редактора постарались сделать примерно одинакового размера – в одну колонку. Содержание каждой статьи сводится к датам рождения и смерти (что ценно; правда, они есть не у всех персонажей), основным вехам биографии и вкладу в ту область деятельности, в которой прославился персонаж. Достоевский, например, охарактеризован как автор произведений, в которых «отражен мир человеческих страданий, трагедия ущемленной и униженной личности, боль за “последнего” человека и готовность бороться за него. Гениально владея искусством психологического анализа, Достоевский показал, как подавление человеческого достоинства разрушает душу и раздваивает сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой – зреет потребность протеста». С такой характеристикой можно согласиться. А вот столь любезное Федору Михайловичу почвенничество определено несколько странно – как “особый путь развития России, сближение интеллигенции с народом, нравственного совершенствования”. Простите, но, во-первых, почвенничество не путь, а идеология, а во-вторых, точно такими же словами можно охарактеризовать и учение графа Льва Николаевича Толстого, и даже марксизм-ленинизм. Посмотрим, как охарактеризованы в словаре другие писатели школьной программы. О Михаиле Булгакове сказано, например, только то, что он написал роман “Белая гвардия” – о распавшейся семье, о минувших годах “беспечального поколения, о гражданской войне на Украине, о страданиях человека на земле”. Строго говоря, о “беспечальных” годах в романе только упоминается, а семья Турбиных здесь все-таки не распадается. О главном же романе Булгакова “Мастер и Маргарита” сказано только, что он принес писателю мировую славу, о содержании же не сказано ни слова. Творчество Льва Толстого в соответствующей статье вообще никак не охарактеризовано. Указывается только, что он “приходит к отрицанию всей своей предшествующей литературной деятельности, занимается физическим трудом, признает лишь вегетарианскую пищу”. Толстовское же учение, по мнению автора статьи, состоит из “любви к людям” и “непротивления злу насилием”. И ничего об отношении этого учения к христианству. Наверное, все-таки в каждой из статей надо стараться кратко характеризовать значение персонажа – писателя, художника, ученого, политика…
Из тех, чье отсутствие в словаре бросается в глаза, можно назвать Георгия Маленкова – как-никак преемник Сталина. Его товарищи же по “антипартийной группе” Лазарь Каганович и Николай Булганин в словарь все же попали, а вот Георгию Максимилиановичу не повезло. Персонажей, без которых словарь, на мой взгляд, мог бы обойтись, можно перечислять без конца. Среди них – тот же Рудольф Абель. Или, например, Аркадий Аверченко – писатель хороший, но явно из второго ряда, а тут и первый-то ряд представлен весьма выборочно – в частности, мне жаль, что нет до сих пор популярного в России Генрика Сенкевича. Лишним выглядит и первый маркграф Бранденбурга Альбрехт Медведь, и испанский конкистадор Алонсо де Охеда, тем более что другие, более известные конкистадоры вроде Педро де Вальдивия в словарь не включены. Замечу, однако, что подобных спорных персонажей в книге очень немного.
Не всегда можно согласиться с характеристиками исторических личностей. Так, в статье о Гитлере ничего не говорится о расовой доктрине Гитлера, приведшей к Холокосту и истреблению целого ряда “неполноценных” народов. По отношению к фюреру не введено даже понятие “агрессор” и “преступник”. Говорится бесстрастно лишь, что “1 сентября 1939 г. германская армия вторглась в Польшу, что явилось началом Второй мировой войны”. О Гитлере сообщается лишь позитивная информация, вроде следующей: “К осени 1944 г. ему удалось стабилизировать разваливавшийся на востоке и на западе фронт”. А вот о Сталине, дата рождения которого указана неверно (21 декабря 1879 г. вместо правильной – 18 декабря 1878 г.), сказано, что он ввел “тоталитарный порядок, поддерживавшийся репрессиями”, провел “насильственную коллективизацию”, установил “режим личной власти”. Все это верно, но почему тогда в сравнении со Сталиным Гитлер в энциклопедии выглядит честным и благородным человеком? Кстати, статья о Ленине столь же благостная, как и статья о Гитлере, без единого упоминания о терроре. А вот такому либеральному политику, как Вилли Брандт, между прочим, лауреату Нобелевской премии мира, места в словаре не нашлось. А вот “железной леди” Маргарет Тэтчер – нашлось.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru