УЧЕБНИКИ N70
Дети туманного Альбиона
«Я знаю пять имен…»
Статья опубликована при поддержке визового сервиса "Visas UK", оказывающего помощь гражданам России в оформлении визы в Великобританию. На сайте visasuk.ru представлена самая подробная и полная информация о том, как получить визу в Великобритания, каких типов они бывают, какие документы необходимы для оформления, что нужно знать для успешного прохождения собеседования, возможные ошибки и что нужно сделать, чтобы их не совершить. Бизнес виза в Лондон или супружеская виза в Англию на ПМЖ, студенческая виза или виза невесты – специалисты "Visas UK" готовы оказать Вам максимальное содействие в оформлении и получении всех документов, необходимых для того, чтобы Ваше путешествие или деловая поездка в Англию состоялись в запланированные сроки. С подробной информацией об услугах, оказываемых сервисом "Visas UK", ценах на них и сроках оформления документов можно ознакомиться на сайте visasuk.ru.
«Британия глупеет» – к такому
неутешительному выводу пришли социологи,
проведшие по заказу альманаха «Уайтэкер»
исследование об уровне образования жителей
туманного Альбиона. Результаты плачевны:
британцы с большей легкостью могут назвать всех
персонажей популярных сериалов, чем основных
мировых политических лидеров. Каждый десятый
опрошенный не был в состоянии назвать хотя бы
одного премьер-министра или президента (не
вспомнили даже британского премьера Тони Блэра).
А это значит одно – примерно десять процентов
британцев никогда не читают газет и не смотрят
новостных передач. В опросе участвовали 1063
человека в возрасте от 16 лет. Только половина из
них по часу в день смотрит новости, а вот «мыльные
оперы» – целых 86 процентов. Мужчины оказались
информированы лучше женщин: только восемь
процентов женщин смогли с ходу назвать имена
пяти мировых лидеров, из ста мужчин тем же самым
могут похвастаться 17 человек.
Как известно, тяга к знаниям начинается в школе. И
шокирующие результаты опроса, по мнению
специалистов, означают одно: дела в хваленом
британском образовании обстоят неважно.
Седьмое место – не последнее
Согласно исследованию, проведенному
Детским фондом ООН ЮНИСЕФ, Великобритания по
качеству школьного образования занимает лишь
седьмое место в мире. Результаты удивили: в
списке лидируют Япония и Южная Корея, среди
европейцев – Финляндия и Австрия. Впрочем,
седьмое место Британии выглядит не таким уж
позорным: она опередила Францию, Германию, Италию
и США. Впрочем, и объективные причины для
седьмого места есть: исследование проводилось
как в частных, так и в государственных школах. А в
Британии, всегда славившейся высоким уровнем
частного образования, с образованием
государственным все гораздо хуже.
Долой Шекспира?
Дело дошло до того, что всерьез
заговорили о том, чтобы выбросить классиков из
списка литературы, обязательной для изучения в
средних школах. А к классикам, между прочим,
принадлежит и Шекспир. Под угрозой оказались
также Джейн Остин, Шарлотта Бронте, Джозеф
Конрад, Чарльз Диккенс, Томас Харди, Генри Джеймс,
Герберт Уэллс, Блейк, Байрон, Чосер и Мильтон.
Авторы новой программы, представленной
британскому министерству образования,
посчитали, что список из 20 английских писателей и
28 поэтов невозможно осилить нынешним ученикам.
Взамен предложили изучать этих авторов в
качестве “примеров английского литературного
наследия”, то есть по одному классическому
роману. О поэтах – вообще ни слова. Акцент же
предлагали сделать на изучении “драмы”, куда
авторы программы почему-то отнесли современное
кино и видео. К счастью и чести британского
министерства образования, программа принята не
была.
Так что поводов для реформы образования
накопилось более чем достаточно. Премьер Тони
Блэр объявил реформирование государственного
образования одним из приоритетов своей
внутренней политики. Из 90 миллиардов фунтов (140
миллиардов долларов), которые в ближайшие
несколько лет будут выделены на социальную
сферу, львиная доля пойдет именно на образование.
Школы и университеты получат 12,5 миллиарда фунтов
(это означает увеличение финансирования
образования на 6 процентов ежегодно). Увеличение
расходов приведет к тому, что в Британии на
образование будет тратиться больше, чем в других
странах ЕС и США.
Итогом новой политики должно стать увеличение
числа поступающих в высшие учебные заведения:
надо стремиться к тому, говорит Блэр, чтобы к 2010
году половина британцев моложе 30 лет получала
высшее образование. Добиться этого можно, если
выделять дополнительную помощь школьникам из
наименее обеспеченных семей.
Со школьной скамьи – в преступники
Если государство не возьмется за
образование сейчас, то в дальнейшем придется
платить высокую цену, считает бывший министр
образования Великобритании Эстелл Моррис. Она
уверена: подростки в возрасте 11–14 лет, не
получающие необходимого уровня знаний, имеют все
шансы пополнить ряды преступников: “Исчезая из
системы образования, они появляются потом в
суде”. Все силы следует бросить на реформу не
начального образования (как это было до сих пор),
а среднего.
Около 200 тысяч школьников в Великобритании
ежегодно проваливают экзамены по английскому,
математике и другим дисциплинам. Министерство
образования намерено положить этому конец,
подготовив целый ряд документов по
реформированию средней школы. Упор будет сделан
на предоставление большей свободы учебным
заведениям. На смену однообразной и негибкой
системе должна прийти система,
предусматривающая большое количество школ с
различными программами обучения.
Долго спорили о том, как улучшить уровень
образования в государственных школах.
Консерваторы говорили, что нужно позволить
частным компаниям не только открывать новые
школы, но и брать под свое крыло уже существующие
государственные. Лейбористское правительство
тоже не против решения всех проблем при помощи
бизнеса. Школе предстоит стать чем-то средним
между стопроцентно государственным и чисто
коммерческим предприятием.
В идеале схема должна работать следующим
образом: правительство, как и раньше, будет
выделять деньги на содержание школ из
госбюджета. Коммерческий сектор будет осваивать
эти средства с большей эффективностью, чем
существующие государственные структуры. При
этом родители платить не будут. Если фирма
добьется успеха, она получит прибыль, которая
достанется ее акционерам.
«Учителя не нужны обществу»
Главная проблема – резкое сокращение
количества учителей. Некоторые школы из-за
нехватки специалистов даже были вынуждены
перейти на четырехдневную неделю. Их директора
написали письмо министру образования Чарльзу
Кларку, где перечислили проблемы, с которыми
сталкиваются при приеме на работу. По их словам,
зачастую они вынуждены нанимать людей, чьи
кандидатуры еще два года назад вообще бы не стали
рассматривать. Лидер профсоюза завучей школ
Дэвид Харт призвал правительство прислушаться к
“тревожному звонку”: кадровые проблемы могут
нанести огромный политический ущерб. Особо остро
ощущается нехватка математиков и языковых
преподавателей. Правительство считает проблему
надуманной – по официальным данным, сегодня в
стране на 7 тысяч учителей больше, чем два года
назад. Не до официальных цифр директорам школ и
учителям. Как правило, причина увольнения
специалистов – низкие зарплаты.
Впервые за последние тридцать лет в Лондоне была
объявлена забастовка учителей: половина
лондонских школ не работала, 450 тысяч школьников
получили неожиданный выходной. Однако
забастовка коснулась только Лондона – за
пределы британской столицы она не
распространилась.
Так почему же именно Лондон? Дело в том, что
британская столица отличается от других
регионов дороговизной. Если учителям Рочестера,
Портсмута или, скажем, Ньюкасла зарплаты вполне
хватает, чтобы не чувствовать свою ущербность по
сравнению с представителями других профессий, то
о лондонских учителях этого не скажешь.
Чтобы как-то компенсировать накладность
проживания в Лондоне, всем столичным работникам
госсектора выделяются дополнительные средства,
причем размер надбавки зависит от профессии.
Учителя считают, что причитающиеся им деньги
явно не соотносятся с запросами и требуют
30-процентной надбавки. В числе аргументов звучит
и тот, что надбавка, например, полицейским
значительно выше. Да и базовая зарплата учителей
сама по себе низкая. По крайне мере ниже, чем у тех
же полицейских.
Министерство образования признает, что зарплату
действительно следовало бы повысить, однако
считает, что забастовки – не лучший способ этого
добиться. Кроме того, по мнению Чарльза Кларка,
правительство и так немало делает для решения
этой проблемы. Профсоюз с министром не согласен.
По его данным, каждый пятый учитель вынужден
покидать столицу именно по причине нехватки
средств. «Я живу и работаю в Хорнси – далеко не
самом дорогом лондонском районе, – говорит
преподаватель математики Джулиан Макаллен, – но
не могу себе позволить даже снять квартиру рядом
с работой, не говоря уже о том, чтобы купить
собственное жилье». В районе школы для девочек,
где работает Макаллен, на то, чтобы снять
квартиру, уходит 1500 фунтов в месяц – почти вся
зарплата, а ведь надо еще платить налоги и
обеспечивать себя всем необходимым. Если
ситуация с зарплатой не изменится, он будет
вынужден переехать из столицы, сетует Джулиан. «У
нас нет иного выхода, кроме забастовки, –
согласен со своим коллегой лондонский
преподаватель Джон Мэнн. – Дело не только в
лондонской надбавке. Мы хотим, чтобы к нам
относились как к специалистам, профессионалам. И
платили как специалистам. Иначе возникают
сомнения в том, что учителя важны для нашего
общества».
С самыми большими проблемами сталкиваются
начинающиеся учителя. Зачастую из-за финансовых
трудностей они вынуждены менять профессию. До
четверти преподавателей уходят в другие сферы в
первые три года карьеры.
В результате школы оказываются
неукомплектованными. Как признался главный
инспектор школ Майк Томлинс, за те 30 лет, что он
работает в сфере образования, такого дефицита в
учителях еще не было. Недавно правительство
начало кампанию по «импорту» учителей – в
основном из англоязычных стран. В конце 1990-х Тони
Блэр провозгласил почти ленинское: «Образование,
образование и еще раз образование!». Ощутимых
сдвигов пока не заметно.
Еще одна проблема – бюрократизация профессии. С
каждым годом учителям приходится заниматься
больше писаниной в виде отчетов и разработки
методик, чем непосредственно преподаванием.
Жалуются учителя и на то, что у них становится все
меньше рычагов влияния на своих подопечных: на
сегодняшний день отчислить неуспевающего
учащегося практически невозможно. И наконец,
проблема потери учительской профессией былого
престижа. В глазах общественности учитель уже не
пользуется таким уважением и почетом, как пару
десятилетий назад. Виновных здесь немало – это и
СМИ, и учительские профсоюзы, которые все больше
говорят о политкорректности и необходимости
соблюдения прав меньшинств, в том числе
сексуальных. Так, одна из преподавателей
отказалась вести свой класс на постановку «Ромео
и Джульетты», поскольку Шекспир, видите ли,
«отдает предпочтение гетеросексуальной любви
перед гомосексуальной».
Образование для богатых. И не только
Несмотря на все недостатки, британское
образование продолжает считаться одним из
лучших в мире: недаром сюда отправляют своих чад
богатые родители со всего мира.
Репутация британского образования держится на
независимых (платных) школах. По каким-то
причинам их называют «общественными» (public schools).
Вложенные деньги себя, как правило, окупают:
после получения свидетельства о среднем
образовании у выпускника таких заведений
неплохие шансы продолжить обучение в хорошем
университете. Да и нехватки преподавателей здесь
не ощущается – на свою зарплату в частных школах
они пожаловаться не могут. Зарплата учителя
«общественной школы» достигает 30 тысяч фунтов в
год. Директора могут не скупиться и приглашать в
штат лучших специалистов. До недавнего времени в
общественных школах могли учиться и дети из
малообеспеченных семей – их субсидировало
государство (частично или полностью). Однако Тони
Блэр под тем предлогом, что его задача –
обеспечить хорошее образование во всех (прежде
всего в государственных) школах, эту систему
ликвидировал.
Подразделяются государственные школы на две
категории: общеобразовательные школы (comprehensives) и
лицеи (grammar schools). Главное отличие между ними в том,
что если в общеобразовательные поступают в
зависимости от места жительства, то в лицеи
необходимо сдавать экзамены. При этом политика
правительства в сфере образования явно
направлена на то, чтобы сократить число лицеев.
Свои плоды она уже дала: если несколько
десятилетий назад в Великобритании
насчитывалось более тысячи лицеев, то сейчас их
150. Зарплата учителей в лицеях несколько выше по
сравнению с общеобразовательными школами, но
значительно отстает от частных.
Русские в Великобритании
Более 3000 учебных заведений
Великобритании принимают иностранных студентов
– а это ни много ни мало четверть миллиона
человек. Из них – 8,5 тысячи российских студентов
(не считая тех, кто едет на краткосрочные летние
курсы). За последние два года количество россиян,
обучающихся в британских высших учебных
заведениях, выросло на 40 процентов. Обучение для
иностранцев может показаться запредельно
дорогим: стоимость годового курса MBA (Management Business
administration) – 20 тысяч фунтов. Годовой курс магистра
наук стоит около 12 тысяч, а трехлетний курс
первичного высшего образования стоит по 8 тысяч
фунтов стерлингов в год. Но есть и более дешевый
способ учиться – ежегодно британское
правительство выделяет 21 тысячу стипендий для
одаренных студентов.
В Москве в этом году в третий раз прошла
ежегодная выставка «Лучшие частные
школы-колледжи Великобритании». Популярность
этой выставки, равно как и популярность
британского образования в целом, растет год от
года, утверждает председатель оргкомитета
выставки Нина Калташова. Если еще пять лет назад
получение образования в Великобритании было
вопросом статусности, то сейчас это скорее
хорошее вложение средств в будущее. Оплата за
обучение в России сопоставима с оплатой в той же
Англии, а вот конкретными навыками в
профессиональной сфере можно овладеть лучше в
Британии (в России до сих пор во главу угла ставят
академические знания). Еще одна причина,
толкающая поступать в британские вузы, – желание
по их окончании получить работу и вид на
жительство в Великобритании. Не случайно сейчас
самый большой поток российских студентов,
желающих учиться за рубежом, идет именно в эту
страну.
Британские власти ищут новые способы
привлечения иностранных студентов, делая
образование более доступным и удобным. Высшее
образование в Великобритании рассчитано на 3
года, магистратура – на год, что позволяет
достаточно быстро получить первые дивиденды от
вложенных средств. Для студентов предусмотрены
социальные льготы, в частности бесплатная
медицинская страховка. Кроме того, Британский
совет предоставляет студентам из России большое
количество различных стипендий (кстати, самое
большое в мире), например, Чивнинг. По ней в
прошлом году в Британию отправились 85 студентов
из различных российских регионов. Плюс к этому
около 300 британских университетов предлагают
собственные стипендии для иностранцев. По словам
первого секретаря посольства Великобритании в
Москве, заместителя директора Британского
совета по вопросам образования Пола Нортона,
Россия на данный момент для Британии является
одной из приоритетных в области образования.
Недаром у Британского совета 14 офисов по всей
России.
Кроме стипендий существуют еще две формы работы
британских вузов с российскими студентами.
Первая – российские университеты заключают
соглашения с ведущими вузами Великобритании и
работают по совместным программам. Примером
такого сотрудничества могут служить Высшая
школа экономики, сотрудничающая с Лондонской
школой экономики, Академия народного хозяйства
при правительстве Москвы, работающая с
Манчестерским университетом. Такая система
является гарантией того, что у молодежи
появляется реальная возможность прослушать
курсы ведущих преподавателей британских
университетов, учиться одновременно по двум
программам и получить два диплома. Вторая форма
сотрудничества – дистанционное обучение. Ее
главная выгода – дешевизна.
Как поступить?
В Великобритании практика поступления в
вуз сочетает три элемента. Первый – результаты
тестирования, второй – дополнительная
информация об абитуриенте (аналог нашим
олимпиадам), третий – творческий конкурс
(например, на факультетах культуры и
журналистики). В некоторых вузах проводятся
собеседования и интервью. Чтобы поступить в
британский университет, существует специальная
система подготовки на подготовительных курсах.
Впрочем, в отличие от ведущих российских вузов,
куда без учебы на курсах или занятий с
репетиторами не поступить, в Великобритании
подготовка в университет ведется и
непосредственно в школе. Система единого
государственного экзамена в Британии прижилась
давно. Последние два года средней школы ученик
изучает 3–4 предмета в зависимости от того, какую
специализацию он выбрал. Например, если он
собирается поступать на экономический
факультет, то профильными станут математика,
экономика, бизнес. Каждые полгода по ним сдается
тестирование.
Британские университеты ежегодно публикуют
требования, предъявляемые при поступлении.
Например, ведущие вузы Кембридж и Оксфорд
требуют от своих абитуриентов иметь по
профильным предметам высшие отметки – три А или
два А и В (А – аналог нашей пятерки, В – четверки).
Если по итогам тестирования таких высоких баллов
нет, документы в эти университеты вообще можно не
подавать. По окончании школы выпускнику
очевидно, на какие именно институты он может
претендовать. В зависимости от результатов
тестирования, как правило, рассылаются документы
в пять высших учебных заведений. Итоговый
экзамен сдается в июле, и к августу становится
ясно, в какой университет он прошел. Однако если
итоговая оценка ученика не устраивает (с ней он
не может пройти в желаемый вуз), у него есть
возможность пересдать экзамен на следующий год.
При каждой школе работает специалист, в задачу
которого входит отслеживание уровня подготовки
школьника для поступления.
При этом типично российской проблемы – разрыва
школьной программы и университетской – в
Великобритании нет. Последние два года нагрузка
на детей действительно колоссальная, однако,
поступив в институт, они чувствуют себя уверенно.
Сколько стоит учиться
Дороговизна британского образования
стала уже притчей во языцех. Два года назад на
этот счет разгорелся крупный скандал.
Правительство утвердило программу, в
соответствии с которой плата за обучение
увеличивалась до 3 тысяч фунтов стерлингов (4,5
тысячи долларов) в год. План состоял в следующем:
университеты получают возможность
самостоятельно увеличивать стоимость обучения
(она составляет около 1100 фунтов в год), но
учащиеся при этом не обязаны будут платить до тех
пор, пока не закончат вуз. Студенты подсчитали,
что при таком раскладе они к моменту выхода из
университета будут должны банкам по 30 тысяч
фунтов стерлингов (в эту сумму включены займы не
только на оплату самого обучения, но и на другие
расходы), и образование таким образом станет
непозволительной роскошью. Правительство
утверждало, что долг будет вдвое меньше. Впрочем,
в планах была и «ложка меда»: кабинет министров
решил возобновить систему стипендий для
необеспеченных учащихся – эта практика была
прервана в 1998 году. Увеличение стоимости
обучения власти объясняли необходимостью решать
проблему дефицитного бюджета, с которой
столкнулись многие британские университеты, а
также необходимостью финансировать планы
повышения образовательного уровня в стране.
Студенты сочли аргументы малоубедительными и,
как и принято в цивилизованных странах, решили
выразить протест на улицах. В центре Лондона
прошли студенческие демонстрации. На
Трафальгарской площади собрались несколько
тысяч человек. Профсоюзы заявили, что непомерно
высокие сборы в высших учебных заведениях
вынуждают многих студентов жить за чертой
бедности. По данным национального профсоюза
студентов, сейчас большинство учащихся ко дню
получения диплома должны университету от 10 до 14
тысяч фунтов. Рядовой студент после выплаты
взносов в вузы и ренты за жилье (в Лондоне это от 3
до 4,5 тысячи фунтов в год) довольствуется лишь 29
фунтами и 11 пенсами (около 40 долларов) в неделю.
Студенты и профсоюзы требуют увеличения дотаций
учащимся. Сейчас каждую неделю они получают
только 42 фунта в неделю. Власти считают, что
жалобы студентов на бедность не стоит принимать
во внимание: ведь после окончания вуза их
зарплата будет на треть выше, чем у граждан со
средним образованием.
Впрочем, на чрезмерные затраты на образование
жалуются даже те, кому посчастливилось учиться
бесплатно. В Великобритании были опубликованы
результаты исследования, целью которого было
выявить истинную стоимость образования в
начальной и средней школе. Образование в
государственных школах бесплатно, однако
косвенные расходы удивили. В общей сложности, по
результатам исследования, проведенного Norwich Union,
родители тратят за время обучения своего чада на
форму, школьные обеды, поездки и книги по 10 тысяч
фунтов (около 15 тысяч долларов). Каждый год
британские семьи в общей сложности тратят на
школу 7,7 миллиарда фунтов – примерно 900 фунтов на
каждого школьника.
Где начинается расизм
Нехватка учителей, «переизбыток»
учеников – власти посчитали, что во всем
виноваты иммигранты. В МВД Великобритании
заявили, что государственные школы в последнее
время просто не в состоянии справиться с их
наплывом. Всерьез заговорили о том, чтобы ввести
отдельные школы для детей беженцев. Министр
внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкетт
объявил о планах организовать обучение детей
беженцев в специальных центрах проживания
иммигрантов, а не в обычных британских школах,
как это делалось до сих пор. Однако парламентарии
и правозащитники раскритиковали план Бланкетта:
после пребывания в специальных центрах детям
беженцев будет трудно адаптироваться в
британском обществе. Отсюда и берет начало
расизм, утверждают они. После таких аргументов
Бланкетт решил смягчить тон и пообещал, что
обучение детей беженцев в центрах продлится
всего лишь от шести до девяти месяцев. Если за это
время правительство не успеет рассмотреть
прошение о предоставлении убежища, то дети будут
переведены в обычную школу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|