УЧЕБНИКИ N70
Уважаемые коллеги – учителя, методисты,
преподаватели педагогических вузов, институтов
повышения квалификации! Приложение «Учебники»
приглашает вас к сотрудничеству.
Присылайте, пожалуйста, ваши талантливо и
профессионально написанные рецензии на новую
учебную литературу по всем школьным предметам к
нам в редакцию (по электронной или обычной почте
с пометкой «В приложение “Учебники”»). Просим
также указывать в письме свои паспортные данные,
дату и место рождения, почтовый адрес прописки,
ИНН и номер пенсионного удостоверения для
оформления авторского гонорара за публикацию.
Георгий ЛИСИЧКИН, профессор
Московского НИИ развития образования
Пляшут электроны-крошки…
Аликберова Л.Ю.
Занимательная химия.
Книга для учащихся, учителей и родителей.
М., АСТ-Пресс, 2002, 560 с. (Серия “Занимательные
уроки”.)
Что такое “занимательная химия”?
Различные авторы понимают этот термин
по-разному. Одни полагают, что это сборник
методик эффектных, зачастую познавательных
химических опытов. Другие считают, что это
рассказ о забавных событиях и эпизодах из
истории химии, описания казусов и анекдотических
происшествий, случившихся с учеными недавнего
или далекого прошлого. Третьи уверены в том, что
занимательная химия – это увлекательное
описание малоизвестных научных фактов и
неожиданных результатов. Книжки, иллюстрирующие
все три подхода, напечатаны в разные годы
несколькими московскими издательствами.
По мнению же автора рецензируемой книги
Л.Ю.Аликберовой, занимательная химия – это
описание химических явлений на эмоциональном
языке (см. предисловие). И автор строго следует
этому тезису. По существу книга представляет
собой добротный учебник общей химии, содержание
которого очень близко к школьной программе (без
органической химии). Основной используемый
автором прием – это внедрение разговорного
языка и просторечных выражений в учебный текст.
“Озорник-электрон”, “бандит-кислород”,
“кислотам не жалко подарить катионы водорода”,
“поживиться чужими электронами” – вот типичные
обороты, призванные повысить эмоциональный
накал произведения.
Другое отличие “Занимательной химии”
Л.Ю.Аликберовой от обычного учебника состоит в
том, что каждая глава завершается подборкой
кроссвордов, чайнвордов, ребусов, головоломок на
химическую тематику. Эти материалы могут быть с
успехом использованы учителем во внеклассной
работе.
Особо надо отметить многочисленные
“химические” стихи автора. Разумеется, это не
высокая поэзия, но рифмованные строки на
химическую тематику написаны хорошим русским
языком. Вот только один пример, правда, из лучших:
По-античному наивно,
Откровенно простовато
Совершенно “неделимым”
Называли греки атом.
Но теперь твердит наука:
Атом – непростая штука
И устроен он хитро.
В центре – плотное ядро,
А вокруг, как роем мошки,
Пляшут электроны-крошки…
В самом деле, здорово!
Стихотворные тексты могут использоваться
учителями в особенности на внеурочной работе,
химических вечерах и т.п. вместо самоделок,
которые в большинстве случаев бывает стыдно
слушать, а особенно читать (см., например,
некоторые номера журнала “Химия в школе”).
Хотя книга безусловно грамотна в целом, она, к
сожалению, содержит несколько досадных ошибок.
На стр. 105 утверждается, что толщина озонового
“зонтика” в атмосфере Земли около 30 метров и в
нем то и дело возникают “дыры”. Любому
здравомыслящему человеку ясно, что 30-метровый
слой в атмосфере не может быть сколь-нибудь
устойчивым, – ведь там всегда дуют ветры, порой
ураганные, происходит конвекционный и
диффузионный перенос газов. А что стоит сделать
дыру в 30-метровом слое? Самолет, шар-зонд, ракета,
не говоря уже о порыве ветра, легко разрушат это
тонкое образование. В действительности так
называемый озоновый зонтик (или щит)
представляет собой лишь слегка повышенную
концентрацию озона в слое атмосферы толщиной
несколько километров. Резкой границы этого слоя
не существует и существовать не может.
Связывать действие катализаторов с
туннелированием через энергетический барьер
(горную преграду) методически неправильно.
Катализ – это нахождение обходного маршрута
через более низкий по сравнению с
некаталитической реакцией перевал. Подбарьерное
туннелирование – совсем другой процесс (с. 202).
Фосфор содержится не в головках спичек, а в слое,
намазанном на спичечную коробку (с. 208). Тем более
что дальше на с. 341 все написано верно.
Водород в промышленности получают главным
образом паровой конверсией метана, а не
электролизом воды – с. 313.
“Жировые загрязнения сами по себе переходят в
водный раствор – “омыляются” (с. 367). Это
утверждение не вполне корректно – омылением
называется процесс гидролиза сложных эфиров
(жиров) с образованием солей жирных кислот (мыл).
Автор, впрочем, как и многие другие далекие от
геологии люди, полагает, что нефть и природный
газ локализованы в неких полостях внутри горных
пород. В действительности эти полезные
ископаемые находятся в поровом пространстве
песчаников, известняков и других не слишком
плотных материалов – с. 375.
Кристаллическая решетка металлического хрома
кубическая объемно-центрированная, а не
гексагональная – с. 443.
Турнбулева синь и берлинская лазурь, вопреки
расхожему мнению, – одно и то же соединение – с.
495.
Проба драгоценных металлов фиксирует содержание
золота, серебра или платины. Так, 583 проба
означает наличие в ювелирном изделии 58,3 масс.
проц. золота, остальное медь (с. 508).
Ртутная технология извлечения золота описана
неправильно. Выделяют вовсе не “жидкую
амальгаму золота” – она не образуется, – а
частицы твердого золота, смоченного ртутью – с.
511.
Наконец, периодическая система (с. 552–553)
представлена в форме, не соответствующей
правилам ИЮПАК. Этим, впрочем, грешат и многие
другие химические издания и даже учебники.
Книга безусловно полезна. Она несомненно найдет
и, вероятно, уже нашла своих читателей, прежде
всего это учителя. Не исключено, что найдутся и
родители, которым будет интересно вспомнить
школьный курс химии. Книгу можно смело
рекомендовать ученикам 8–9 классов вместо
обычного учебника. Такая замена не приведет к
нежелательным последствиям, поскольку охват
материала и глубина изложения вполне достаточны
для усвоения школьной химии (кроме органики).
Но все-таки занимательная химия – это не просто
эмоциональное изложение предмета! Это нечто
другое.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|