Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N70 
 

Борис СОКОЛОВ

Военное искусство античности.

Военное искусство античности.

Военное искусство античности.
М.: ЭКСМО; СПб.: Terra Fantastica, 2003

В антологию трудов по военным вопросам античных и византийских авторов, которая с успехом может быть использована на уроках истории, вошли классические книги Аполлодора, Энея Тактика, Секста Юлия Фронтина, Флавия Вегеция Рената, византийского императора Маврикия, а также извлечения из “Всеобщей истории” Полибия. Как отмечает составитель антологии Кирилл Королев, “задолго до Клаузевица византийские базилевсы пришли к выводу, что война является всего-навсего продолжением политики другими средствами”. Кстати, в средние века Византия была наиболее часто воевавшим государством. Различие же военной науки греков и римлян видится ему следующим образом: “Если греки разрабатывали разные тактические моменты, то римляне свели все их приемы воедино и создали военный устав, в котором четко была прописана структура войска и правила его использования в тех или иных случаях”. В антологии помещена также библиография публикаций на русском языке основных источников по военной истории античности и Византии, а также избранных работ современных западных авторов по этой теме.
В томе можно найти также статьи Кирилла Королева и Георгия Кантора, в которых анализируется военное искусство античной эпохи и обобщены данные о структуре, стратегии и тактике греческого, римского и византийского войска, а также армий Персии, Македонии и Карфагена. Как отмечает Королев, вплоть до наших дней сохранилась древнеримская поговорка “Дошло до триариев”, которая означает, что дела обстоят наихудшим образом. Триарии – это последняя, третья линия римского легиона, состоявшая из опытных воинов-ветеранов и вводившаяся в бой в последнюю очередь, когда все прочие воины уже были введены в бой и не смогли достичь успеха. По мнению Королева, в персидском войске греческая фаланга не прижилась, хотя ее и принесли туда греческие наемники. Это случилось из-за “великой разобщенности народов” Персидской империи. Однако при этом историк забывает указать, что греческие наемники в персидском войске сражались именно в виде фаланги, так что утверждение Королева, будто “персам было фактически нечего противопоставить фаланге македонской”, несправедливо. Кроме того, у нас нет достоверных данных, в каких именно боевых порядках сражались другие народы Персидской империи.
Королев следующим образом описывает персидских “бессмертных”: “Элиту армии составляли “бессмертные” телохранители царя царей, численность отряда которых равнялась 10 000 человек; их называли “бессмертными”, поскольку потери в этом отряде моментально восполнялись, и погибшие воины тем самым как бы оживали в своих преемниках. Но даже элитные части уступали вооружением греческим гоплитам, не говоря уже о македонских сариссофорах (копьеносцах)”. Последнее утверждение вызывает сомнение. Ведь точно такие же греческие гоплиты, набираемые в принадлежавших персам Малой Азии и островах Эгейского моря, сражались в составе персидской армии. Неужели у Персидской империи не было средств, чтобы вооружить отборную гвардию царя царей хотя бы не хуже, чем своих же греческих наемников? Скорее можно предположить, что либо “бессмертные” были вооружены иначе, чем мы представляем себе из сообщений греческих авторов, либо они действовали в каких-то неизвестных нам тактических построениях, для которых годилось именно такое оружие.
Кантор также отмечает, что во время битвы на Каталунских полях в 451 году – последнем успешном сражении Западной Римской империи, армия, которую вел в бой “последний римлянин Аэций”, “была уже выставлена коалицией расселившихся в империи варварских племен”. Фактически еще до этой битвы завершилась эпоха римского военного искусства. И погубило римские легионы нежелание римских граждан служить в армии, из-за чего туда стали набираться в основном представители варварских племен. Интересно, не грозит ли та же участь современной российской армии, если будет осуществлен план набора туда граждан сопредельных государств, из-за нежелания россиян нести бремя призыва? В крушении Римской империи немалую роль сыграло и то, что, по замечанию историка Рэмзи Мак-Маллена, “обыватели стали солдатами, а солдаты – обывателями”: для отражения набегов варваров все чаще приходилось прибегать к вооружению мирных жителей, а войска, по многу лет и десятилетий остававшиеся в одной и той же местности, все больше занимались хозяйством. Необходимо отметить, что весьма толковые очерки Королева и Кантора представляют собой в сжатом виде военную историю Греции, Рима и Византии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru