Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N70 
 

Александр КОНДАКОВ,
генеральный директор издательства
“Просвещение”

Учебное книгоиздание

Александр КОНДАКОВЗа последнее время Министерство образования инициировало целый комплекс широкомасштабных экспериментов и программ в рамках модернизации образования: это и новые стандарты, и введение профильного обучения в старшем звене, и предпрофильной подготовки в 9 классах. В ближайшее время планируется утверждение нового Базисного учебного плана.
Все перечисленные нововведения, безусловно, очень серьезно скажутся на учебном книгоиздании. И проблема здесь не в оперативном получении информации о тех или иных реформах – для этого есть Интернет, пресса, бюллетени и т.д., а в том, чтобы стремительные планы министерства были в большей степени согласованы и взаимоувязаны в том числе и с деятельностью учебных издательств. Широкомасштабный эксперимент по обновлению структуры и содержания общего образования – это один из очень ярких примеров того, как не надо проводить такую работу. Введение новых стандартов, профильного обучения не делается за год, за два. На реализацию такого рода инноваций требуется не менее пяти лет, в некоторых странах – не менее восьми. И дело не в том, что чиновники тянут, а школы не могут, а в том, что любая реформа образования требует глубокой теоретической, научной проработки и тщательной практической апробации.
А у нас 1 сентября 2003 начинается эксперимент по предпрофильному обучению, а 1 июля 2004 года подводятся его итоги.
И для этого начинания вообще не разработаны учебные программы и содержание образования. В связи с этим абсолютно непонятно, как будет строиться система повышения квалификации, подготовки и переподготовки учительских кадров, да еще и за столь короткое время. Тем более удивительно слышать от представителей министерства, что учебники для общеобразовательной школы можно использовать в профильных старших классах. Конечно, можно, но тогда речь идет о каком-то другом эксперименте, а не о профильном обучении.
Наше издательство получило распоряжение до 1 апреля подготовить рекомендации по использованию наших действующих учебников для профильного обучения. Но, честно говоря, не имея программ и базисного учебного плана, мы находимся в сложном положении. Надеемся, что к тому времени мы получим необходимые документы от министерства. Но возникает вопрос: какие учебники отбирать и стоит ли это делать в таком темпе, в условиях отсутствия адекватной материально-технической базы и подготовленных учительских кадров?
В этом году по ряду причин, в том числе в связи с выборами и с закупкой спортинвентаря, регионы потратили на закупку учебников на 30–40 процентов меньше средств, чем в прошлом году. Это значит, что фонды школьных библиотек оскудели еще больше.
Поэтому введение нового стандарта, с моей точки зрения, находится под большим вопросом, поскольку не обеспечено ни методически, ни экономически. И рапорты о том, как вводится предпрофильное обучение в пилотных территориях, мне напоминают парадные отчеты на съездах КПСС.
Существует проблема: эксперимент еще не проведен, итоги его пока неизвестны, не сформирована материально-техническая база и, самое главное, нет учебников. Если мы хотим, чтобы наши дети получили качественное образование, нужна в том числе и Федеральная программа по обеспечению школ учебниками для профильных классов, когда они будут разработаны и пройдут соответствующую апробацию.
Вообще учебники у нас намного дешевле, чем за рубежом, прежде всего за счет более низких расходов на оплату труда. Цена российского учебника на 50% складывается из стоимости полиграфических материалов. С 1 ноября поднялась цена офсетной бумаги, и это происходит практически ежемесячно в последние годы. Поэтому цены на учебники регулярно растут, и в этом году они подорожали примерно на 30%. Введение НДС на книгоиздательскую продукцию в 2001 году нанесло удар прежде всего по семейным бюджетам.
В этом году при сокращении региональных расходов на учебники объем родительских затрат на эти цели не вырос. Этот факт свидетельствует о том, что расходы семей на учебники достигли своего апогея и больше уже не вырастут. Представители власти должны хорошо понимать, что при всех новациях Минобразования обеспеченность учебного процесса крайне низка.
И до тех пор, пока ребенок не будет держать в руках современный учебник, все остальные процессы не играют существенной роли. А у нас в некоторых школах все еще используются учебники 1974 года, в которых рассказывается про научно-техническую революцию, завершившуюся 15 лет назад. О каком качестве образования здесь можно вести речь? Поэтому в данной ситуации, может быть, вместо компьютеров имело бы смысл сначала купить современные учебники.
Судите сами: в позапрошлом году часть денег, предназначенных на закупку учебников, сняли на информатизацию сельских школ, в прошлом году – на оснащение компьютерами городских и поселковых школ, в этом году – на софинансирование федеральной программы обеспечения школ спортинвентарем. В следующем году средства пойдут на противопожарные мероприятия.
Таким образом, схема софинансирования федеральный центр – регион приводит к перераспределению одних ассигнований в пользу других. Между тем компьютеры во многих школах сегодня используются не по назначению, потому что нет адекватного электронного продукта.
В общем, в сфере образования необходимо проводить сбалансированную государственную политику, которая позволила бы определить приоритеты и ориентиры движения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru