Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N70 
 

Юлия ЛОНДЕР

Владимир Орлов: “Учатся дети не по стандартам, а по учебникам”

Обсуждение проекта нового образовательного стандарта вызвало бурю эмоций педагогической общественности. Диапазон высказанной критики широк: разработчиков обвиняют и в уничтожении фундаментального российского образования, и в усугублении перегруженности его содержания. Наиболее скандальными стали дискуссии о стандартах по математике и литературе.
А вот одним из самых спокойных стало обсуждение проекта стандарта по физике. Наш корреспондент беседует с председателем Федеральной комиссии по физике, разрабатывающей образовательные стандарты, и Федеральной комиссии по физике, разрабатывающей контрольные измерительные материалы для ЕГЭ-2004, заведующим лабораторией физики и астрономии ИОСО РАО, профессором, лауреатом премии Правительства РФ Владимиром Алексеевичем Орловым.

Владимир Орлов

– В разработке стандарта принимали участие профессора из ФИАН, МГУ, ЛГУ, МПГУ, опытные учителя, сотрудники РАН и РАО. Главное, на что мы обращали внимание при разработке нового стандарта, – это комплексный подход и взаимосвязь основных дидактических единиц между собой. Физика, как химия или биология, – предмет очень цельный, имеющий некий фундамент, основу, которую разрушать нельзя. И эту основу нам удалось сохранить. Сегодня выбран путь сокращения числа часов на изучение предметов естественно-научного цикла. Физики это коснулось в меньшей степени, чем других предметов (например, биологии и географии в средней школе оставлен только час в неделю, физике – два часа), но все же коснулось.
При создании стандарта мы получили массу положительных отзывов, хотя в них были ценные замечания, которые мы учли. Разгромных писем и обвинений в уничтожении физического образования в школе не было. Конечно, это связано и со спецификой предмета: физика, как я уже говорил, – очень цельная наука, где все взаимосвязано и есть некий общий фундамент, который разрушать ни в коем случае нельзя (поэтому и разногласий у нас практически нет). Наш предмет сильно отличается, например, от литературы, где не всегда понятно, какого писателя оставить в программе, а какого – нет, и многое зависит от вкуса.

– Чем отличается стандарт по физике от прежнего образовательного минимума с точки зрения обновления содержания?
– В новом стандарте изучение любого физического явления должно проходить следующие этапы: наблюдение и описание явления; измерение физических величин; самостоятельное проведение простых опытов и экспериментов для выявления основных свойств явления; практическое применение физических знаний; объяснение принципа действия физического прибора. И изучение тепловых явлений опирается на эти же блоки, и изучение электромагнитного поля – на них же. Это и есть деятельностный подход – наблюдение, описание, измерение физических явлений.
Новизна здесь еще и в том, что важная цель стандартов по физике заключается в овладении учащимися научными методами изучения природы. Этого раньше не было. Ведь теперь мы организуем обучение так, чтобы дети учились проводить исследования самостоятельно, а не просто знакомились с чужими результатами. Есть известная библейская мудрость: “Лучше научить человека рыбачить, чем каждый раз приносить ему рыбу”. Также и в обучении нашему предмету. Ведь физика – это прежде всего наука о природе, наука экспериментальная. Учащиеся должны сами убедиться в правильности законов, когда-то открытых учеными. Могут ли они это сделать? Могут. Потому что современные школьные приборы для изучения физики, какими бы плохими они ни были, все равно гораздо лучше, чем те, которыми пользовались, например, Ньютон или Фарадей. Дети сами могут проводить измерения, ставить опыты и самостоятельно открывать для себя те же законы.
Конечно, хотелось бы, чтобы стандарт отражал основные элементы знания, не разрушал физического образования, которым мы по праву гордимся. В то же время стандарт должен носить деятельностный характер, быть личностно-ориентированным, направленным на освоение методов научного познания. Изложенные в нем требования к изучаемому материалу должны быть максимально приближены к практике, к повседневной жизни и одновременно должны формировать у учащихся целостную картину мира. Все это правильно. С другой стороны, у нас постоянно говорится о том, что дети в школах перегружены и с трудом усваивают новый материал.
– В какой мере вам удалось решить проблему перегрузки?
– Нам помогла идея, суть которой заключается в том, чтобы материал в стандарте разделить на две части – на обязательный, входящий в основной костяк и включенный в требования к уровню подготовки выпускников, и материал, подлежащий изучению, но в эти требования не включенный. Последний в стандартах выделен курсивом.

– Нет ли опасности, что школьники будут уделять недостаточное внимание тем дидактическим единицам, которые не подлежат итоговому контролю?
– Это во многом зависит от учителя. Конечно, этим темам будет уделено меньше внимания, но ведь их и не нужно проходить подробно. Не нужно, например, подробно изучать устройство генератора, хотя в общих чертах рассказать о нем стоит (например, повесить таблицу, рассказать про основные узлы генератора). Главное, чтобы школьники усвоили, что принцип действия генератора – закон электромагнитной индукции. Именно это мы будем спрашивать при итоговой аттестации.

– Но получается, что по сравнению с новыми стандартами существующие учебники сильно перегружены. Как быть учителю в такой ситуации?
– Получается, что так. Стандарт определяет границы обучения в таких пределах, чтобы у детей не возникало перегрузок, но учатся дети по учебникам, а не по стандартам. Если автор какого-то учебника увеличивает объем материала в несколько раз по сравнению со стандартами, то перегрузка неизбежна.
Мы провели анализ учебников, которые существуют в школе. Не поленились подсчитать число понятий, которые в них встречались. Оказалось, что в учебниках количество понятий почти в три раза превышает их число, рекомендованное в стандарте. Конечно же учебник по объему должен превышать стандарт, ориентироваться на дальнейшее развитие, приводить больше примеров – но ведь в разумных пределах! Но пока авторы учебников не учитывают установленные в стандартах ограничения на число вводимых понятий и пишут то, что им заблагорассудится. На мой взгляд, стандарты должны определять не только нижнюю границу (минимум знаний), но и верхнюю. Имеет смысл ограничивать объем дополнительного материала хотя бы в пределах 30% от обязательного минимума, и отмечать те задания, которые выходят за рамки требований к уровню подготовки выпускников, чтобы избежать перегрузки учащихся.
Как быть учителю? Пользоваться старыми учебниками, пока новые разрабатываются и проходят экспериментальную проверку с учетом требований нового стандарта.

– Расскажите поподробнее о стандартах для профильных классов старшей школы. Предполагается ли создание стандарта для углубленного изучения физики в старших классах?
– Обучение в базовых и профильных классах преследует разные цели. Если в базовых классах упор делается на изучение физики как элемента общей культуры, на формирование физической картины мира, то в профильных классах предлагается углубленный курс, рассчитанный на продолжение образования по физико-техническим специальностям. Это уже совсем другой уровень и другое количество часов. Понятия, в базовом стандарте отмеченные как дополнительные, в профильных классах являются обязательными.
Для классов с углубленным изучением физики (6 часов и больше в неделю) стандарты разрабатываться не будут. В Министерстве образования утверждается программа, по которой создаются учебники и учебно-методическое обеспечение.
Отдельная ситуация сложилась с гуманитарными классами. В этих классах изучение физики, химии и биологии не предусмотрено вообще. Зато введена образовательная область “Естествознание”, синтезирующая в себе знания по физике, химии и биологии. Нами разработан стандарт по естествознанию. Цель этого курса – систематизация и обобщение знаний учащихся по этим предметам, объединение их в целостную картину мира. Но есть определенные сложности его внедрения: нет соответствующих кадров, учебников. Мало учителей, которые бы знали все три предмета в совокупности на должном уровне. Не разработана пока тематика курсов повышения квалификации в ИПК и в педагогических вузах. Поэтому скорее всего пока вместо естествознания физика, химия и биология будут преподаваться по отдельности (по часу в неделю на каждый предмет или по 2 часа, если будет возможность добавить часы из школьного компонента).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru