РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им.
А.И.Герцена
Санкт-Петербург
Задание на дом: уроки для родителей?
С кем сложнее всего работать учителю? С
детьми из трудных семей? Вовсе нет. Задача с
множеством неизвестных – это ребенок, чьи
родители стремятся к одному: чтобы все было как у
всех
Маруся. Есть такой известный
метод под названием: “Не делай за ребенка то, что
он может сделать сам”. Но “не делать вместо”
надо не с уроков начинать.
Мой младший сын (ему годик) сейчас пытается есть
самостоятельно. Я ему не мешаю, хотя было бы
намного проще отобрать ложку и быстренько
накормить его самой (и вокруг чисто, и времени
меньше уходит). Так и дальше – маме
первоклассника намного легче самой записать
уроки, собрать портфель, распределить, что, когда
и как делать. В школу тоже проще за руку отвести,
чем объяснить правила безопасности на улице и
разрешить ребенку самому пройти какой-то участок
пути...
Только вот потом не стоит удивляться претензиям
ребенка: “Мама, ты почему забыла мне тетрадку по
русскому положить? Я из-за тебя двойку получил”.
(Я это слышала своими ушами от ученика четвертого
класса.) А ребенок уже привык, что уроки – это
мамина проблема.
Hettie. Маруся, я совершенно согласна, что
родителям ни в коем случае не следует брать на
себя ответственность за уроки, сбор портфеля и
другие аналогичные дела. Но: это все работает,
если ребенку самому хочется хорошо учиться, все
успевать, если ему самому неприятно приходить в
школу неподготовленным.
А если ситуация другая: родитель сказал ребенку,
что уроки – его дело, ребенок радостно
согласился – ага! И все. Если ему, ребенку,
безразличны двойки, замечания, – как быть?
Маруся. Мне кажется, здесь важен общий
настрой в семье.
Если человек с детства слышит (и видит), что для
интересной и комфортной жизни в будущем
необходим определенный уровень образования,
причем слышит это не в форме примитивных нотаций
(«Учись, а то будешь в палатке на рынке
торговать!»), то эта мысль становится частью его
мироощущения и получение знаний будет по
определению важным для него.
Например, я всегда знала, что буду поступать
только в МГУ (там работали родители, их друзья,
меня еще маленькую брали посмотреть, как
проходят лекции, показывали первые
вычислительные машины размером с комнату, я
видела, как заинтересованно родители говорят о
работе), поэтому я всячески старалась хорошо
учиться. Родителям даже удалось сподвигнуть меня
на переход из обычной районной школы, где учиться
на пятерки было легко, в немецкую спецшколу.
И еще я считаю: нельзя просто сказать ребенку, что
уроки – это его дело. Сначала нужно научить его
справляться с ними самостоятельно.
Ирина Хоменко. По моим представлениям,
формирование “академической”
самостоятельности может выглядеть так: на первом
этапе родители учат ребенка делать домашние
задания (то есть организовывать себя), а дальше,
как собачку на поводке, постепенно отпускают
ученика в самостоятельное плавание. Про собачку,
наверное, пример не очень точный. Лучше
представить буксировку машины, которая плохо
заводится. Знаете, как важно здесь соблюдать темп
движения? Водитель первой машины (той, которая
тянет вторую) должен ориентироваться на силу
натяжения троса. Сильно дернешь – трос
оборвется; будешь ехать слишком медленно –
вторая машина потеряет скорость...
Перевожу. Если родители резко бросят заниматься
с ребенком, который еще “не поехал сам”, то
ребенок останется стоять на дороге. Если
родители слишком ДОЛГО будут учить его
самостоятельности, то ребенок никогда “не
поедет”.
Следовательно, с самого начала надо очень
внимательно следить за “натяжением троса” (за
тем, как и какие усилия прикладывает сам ребенок).
Здесь важно знать особенности вашего
конкретного ребенка: долго ли он думает, хорошо
ли ориентируется в каких-то понятиях, каково у
него мышление, скорость реакций и т.д. Не нужно
оглядываться на других детей и рассказы их
родителей. Особенно в первом классе. Дети-то
разные. И каждый из них должен оторваться от
родителей в этом вопросе в свое время.
Если ребенок сумеет убедить вас в мнимом
“непонимании”, то в дальнейшем перевести
отношения на новый темп вряд ли удастся. А потому
при виртуальных спорах об уроках надо всегда
понимать, какова исходная точка спора.
Если речь идет о первом классе, значит, надо
взвешенно продумать стратегию – ведь потом она
будет “работать” долгие годы.
Если речь идет о средней школе – надо
“оглянуться назад” и посмотреть, к чему (и
почему!) ребенок привык и как эту привычку
заменить на другую. Резкие переходы никогда не
приносят эффекта. Любой переход должен
готовиться тщательно и быть последовательным.
Если кратко, то алгоритм перехода может быть
таким:
– изучение проблемы и особенностей ребенка (его
привычек, пробелов в знаниях и т.д.);
– изучение своих возможностей (временных,
психологических, материальных);
– построение новой системы, исходя из полученной
информации и имеющихся ресурсов;
– обсуждение этой системы с ребенком;
– реализация;
– коррекция;
– реализация откорректированной стратегии.
Еще важен аспект несоответствия оценки и глубины
знания. Многие родители зацикливаются на
отметках (ребенок учится на 5, значит, не стоит
беспокоиться). Стоит! Потому что отметки – это
субъективная оценка конкретного учителя. И эта
оценка не всегда зависит от реальной глубины
знания…
Большинство проблем, возникающих в школах по
поводу успеваемости, – это нестыковка прежнего
уровня знаний с нынешним. (У Мариванны Петя
всегда 5 имел, а у вас только 3. Тогда как
Мариванна, возможно, эту оценку просто
завышала...)
На мой взгляд, вмешательство родителей при
вышеописанном подходе должно быть пунктирным.
Если вы знаете, что ребенку трудно дается русский
язык, – контролируйте его более тщательно. Но
контролировать не означает делать вместе с ним.
Просто проявляйте к этому предмету больше
интереса и в свою очередь создавайте условия для
освоения именно этой учебной дисциплины.
Много проблем успеваемости связано с плохой
организованностью детей: то они не знают, что
задали; то нет учебника; то забыли записать темы
сочинений. А потому простой совет: если чуть
больше уделять внимания именно организованности
школьников, то выполнение уроков у них пойдет
гораздо легче.
Поделюсь своим опытом в определении
качественности усвоенных знаний.
Я делала так. Периодически брала сборники тестов
по соответствующим предметам и “гоняла”
ребенка по ним. Сразу выявляются пробелы. Причем
объективно. И можно понять, что требует более
внимательного отношения.
С “несправедливостью учителей” поступала так
же. Как только ребенок начинал оправдываться тем,
что ему отметку занизили, – вперед, к тестам.
Обычно этот прием помогал установить истину.
Резюме.
Интересоваться учебной жизнью ребенка,
безусловно, надо. И обязательно надо
имплантировать ему мысль: ты учишься для себя.
Родители могут быть только помощниками.
Образование – важная вещь. Но кто сказал, что
наличие высшего образования сделало людей более
счастливыми? Я тут вообще пришла к выводу, что мы
часто путаем представления о счастье для себя с
потребностями других людей. Не всем нужен
социальный статус. А заработать на жизнь можно и
без высшего образования. Статистика миллионеров
говорит о том, что среди них отличников не так уж
много. Значит, надо развивать в ребенке что-то
другое. Учеба – это часть развития человека. Так
что если вы хотите быть хорошими помощниками
своим детям – помогите им определиться с их
потребностями. В том числе – образовательными.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|