РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Невыносимая роль хорошего ребенка
С кем сложнее всего работать учителю? С
детьми из трудных семей? Вовсе нет. Задача с
множеством неизвестных – это ребенок, чьи
родители стремятся к одному: чтобы все было как у
всех
Нет сомнений в том, что большинство
родителей любят, или хотят любить, или думают, что
любят своих детей. В одной умной книжке я
прочитала фразу о том, что если бы все родители
по-настоящему любили своих детей, то на Земле
никогда не было бы войн. Мне кажется, что любить
детей по-настоящему – это значит создать им
обстановку для самовоспитания, дать им
возможность совершать поступки, пусть и не очень
правильные с нашей точки зрения. Ребенок должен
иметь свой жизненный опыт, научиться делать
позитивные выводы из этого опыта для
приобретения гармонии в жизни, согласия с самим
собой. Иначе говоря, надо дать ребенку
возможность радоваться жизни и научить его
радовать жизнь своим существованием. Как это
сделать? В разных семьях по-разному ответят на
эти вопросы.
Любой учитель, проработавший несколько лет с
детьми, практически с первого взгляда может
достаточно точно определить, как относятся к
ребенку в семье. Лично я, будучи классным
руководителем различных классов в течение
десяти лет, пришла к выводу, что легче работать с
детьми из трудных семей, чем с ребенком из семьи,
где родители стремятся, “чтоб все было как у
всех”, где “как меня воспитывали, так и я”, где
ребенка любят по конституционной обязанности, а
не потому, что его создал Господь. Обычно дети из
такой семьи отличаются явной неискренностью,
ведь они заняты исполнением роли хорошего
мальчика или хорошей девочки. Они редко будут
спорить с учителем, им легче согласиться, чем
пойти на конфликт, но если конфликт все же
случится, разрешить его будет очень трудно, а его
последствия непредсказуемы для всех.
Начиная работать в школе, я, уличив ребенка во лжи
(например, вырвал страницу из дневника, прогулял
урок), старалась сразу сообщить о происшествии
родителям. Это, по школьным меркам, считалось
правильным, даже необходимым. Делала я так до тех
пор, пока один папаша прямо в классе, при всех, не
ударил со всей силы своего ребенка. И тогда я
почувствовала себя инквизитором.
Я увидела, что ребенка просто загнали в угол.
Родители считают, что надо заставлять его
слушаться во что бы то ни стало, в школе тоже
постоянно что-то требуют, а он устал. Он
недостаточно силен, чтобы выполнять все наши
условия, и он знает, что ему некому рассказать об
этой слабости и что ему никто не поможет.
В то же время я поняла, что, по разным причинам,
родители уже не могут по-другому относиться к
своим детям, для этого им надо изменить, а может, и
сломать себя, свои представления о жизни,
нарушить семейные устои. После этого случая я
старалась определять, что и кому из родителей
можно говорить. Были случаи, когда я сама
избегала встреч с родителями, потому что была
уверена: ребенку после этого будет только хуже. В
результате мне все-таки удалось добиться, чтобы
мои ученики мне не врали или почти не врали. Я
всегда знала, кто разбил окно, пропустил урок и
даже почему проспал первый урок и спал на втором.
И не потому, что мы были большими друзьями, просто
я дорожила их доверием, а они видели и ценили это.
Теперь, имея собственных детей, я понимаю, как
трудно быть с ними на уровне. Так, я очень хотела,
чтобы они занимались музыкой. Я водила их к
разным педагогам, в различные студии, но… роман с
музыкой не получился. Я поняла, что превращаю
свою жизнь и жизнь своих детей в обязанность. Но
нельзя постоянно делать то, что не хочется. Мы
часто нагружаем детей своими, очень нужными, как
нам кажется, задачами, не думая о том, что им и в
дальнейшей жизни придется делать много
необходимых и совсем неинтересных дел. А всего-то
и надо – понять простую банальную мысль: смысл
жизни – в самой жизни. Как писал В.Леви в своей
книге “Нестандартный ребенок”: “Подготовка к
взрослости – не за счет детства. Счастье – не за
счет остальной жизни, имеющей те же права на
счастье”. Мой опыт говорит о том, что, если мама и
папа будут чаще вспоминать эти слова, у детей
будет меньше желания лгать родителям, потому что
они увидят: дома их любят, с ними считаются.
Я не всегда могу сохранять спокойствие, быть
доброй со своими детьми, не всегда могу выслушать
их, объяснить им что-то. Но я твердо знаю, что
любую ссору нужно заканчивать дозой здорового
оптимизма. Я наказала их, то есть на какое-то
время сделала их несчастными. Кто же вернет им
счастье, кроме меня?
Любой конфликт с ребенком надо улаживать так,
чтобы не оставалось осадка в душе ни у вас, ни у
детей. Мы не можем переделать себя, но мы и не
должны подделывать наших детей под себя. Они
доверяют нам, и мы должны ответить им доверием.
Как писал гениальный Козьма Прутков: “Друзья
мои! Идите твердыми шагами по стезе, ведущей в
храм согласия, а встречаемые на пути препоны
преодолевайте с мужественной кротостью льва”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|