ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЗАМЫСЕЛ И ПРЕДЧУВСТВИЕ
Ольга ЛЕБЕДУШКИНА
г. Балашов,
Саратовская обл.
Странные шутки Джузеппе
Арчимбольдо
Любимый художник двух королей и
бесчисленного количества зевак
Тайные агенты
У Светланы Кековой есть такое
стихотворение – длинное и загадочное – «Баллада
об уходящем времени»:
…Прорисовано время,
как почерк с нажимом,
на различных предметах.
Но их краткосрочность
не чета краткосрочности
жизни людской,
незаметно текущей в черте
городской.
Вот вам хлеба ломоть
и пустая солонка,
звук горящего газа, собака
болонка,
шкаф посудный с торчащим
из дверцы ключом,
снега белое дерево в окнах.
Однако мы пейзаж
с натюрмортом скрестили.
Собака здесь, пожалуй,
совсем ни при чем…
На самом деле собака здесь конечно же
«при чем», как вся эта кухонная утварь, как снег и
деревья…
Натюрморт – жанр универсальный именно в своей
притворной скромности. Жизнь мелочей на кухне
или на рабочем столе – вот уж такой пустячок, что
и обсуждать-то особо нечего. В лучшем случае
можно предаться благостному созерцанию:
скользит рыба, пузырится виноград, подрагивает
вода в тонком стекле, ковры и драпировки рушатся
на пол великолепными складками – надо же, как
художники научились нас морочить, вообще-то
ничего тут не скользит, не дрожит, не ниспадает,
поскольку живописное изображение статично по
своей природе, а это только так – игра красок,
обман зрения… Ну, еще можно позволить себе
побыть сентиментальными: ах, какие
ягодки-цветочки-штучки-вещички!.. Но только это
все будет не то и не о том. Потому что рядом с
цветами вдруг может обнаружиться череп,
абсолютно, правда, не страшный, сам похожий на
несуразный цветок. У Рубенса любопытствующая
ящерка смотрит, как кровь Медузы превращается в
змей. На роскошных пирах Снейдерса вечно
что-нибудь не в порядке: или свеча погасла, или
струйка в песочных часах иссякла. Одним словом, в
безлюдном мире натюрморта обнажается
сосуществование вещей и времени, а растения и
животные становятся не то посредниками между
человеком, вещами и вечностью, не то
настороженными наблюдателями, тайными агентами
последней: глаза даже битой дичи, не говоря уж о
вполне благополучной живности, попавшей на
старые полотна, смотрят слишком зорко. Ничего нет
логичнее, чем, пользуясь словами поэта, скрестить
с натюрмортом только не пейзаж, а портрет.
Насмешка над идеалами Возрождения
Первым здесь оказался не Дали, не Макс
Эрнст или Магритт, а миланский художник, полжизни
проработавший в Вене и Праге – двух резиденциях
Габсбургов. Сюрреалисты, впрочем, считали его
своим учителем, и, заменяя личико веласкесовой
инфанты жемчужиной, Дали уж наверное вспомнил о
придворном живописце Джузеппе Арчимбольдо
(1527–1593)…
О его странном искусстве по-прежнему ведутся
споры: чем оно было – экспонатом кунсткамеры на
потеху венценосным покровителям, –
саркастической насмешкой над идеалами
Возрождения или философским размышлением о
человеческой природе? Как бы то ни было, это
искусство пережило и прижизненную славу своего
создателя, и мгновенное забвение, и вдруг как-то
неожиданно вынырнуло из трехвековой культурной
амнезии. Кому-то из недоброжелателей принадлежит
суждение о том, что непреходящую славу Дали
обеспечит бессмертие его зрителя-зеваки. Об
Арчимбольдо можно сказать то же самое. Он
идеальный художник для зевак, поскольку не нужно
никаких особых познаний для того, чтобы увидеть
главную хитрость его портретов-обманок. Даже
такие персонажи, для которых устраиваются
конкурсы по скоростному съеданию сосисок (а раз
они устраиваются, значит, желающие на это
посмотреть есть, и их немало), возьмут в руки
альбом Арчимбольдо и будут с удовольствием
перелистывать, тыча в страницу пальцем. Этой ли
славы хотел любимый художник двух королей? Но вот
Анри Пьер де Мандиарг, изысканный интеллектуал,
называет свою книгу о нем «Чудо Арчимбольдо».
Джузеппе Арчимбольдо родился в семье
художника в 1527 году. За одиннадцать лет до его
рождения из Милана навсегда уехал Леонардо.
Дотошные биографы отыскали тем не менее ниточку,
которая могла бы связать «сомнительного»
Арчимбольдо с несравненным да Винчи:
Арчимбольдо-старший дружил с одним из учеников
Леонардо – Бернардино Луини, которому мастер
оставил свои записи и эскизы. Соблазнительно
было бы представить себе картину: юный
Арчимбольдо учится рисовать по наброскам гения.
Но Арчимбольдо жил на закате прекрасной эпохи, в
ее вечерней тени, а потому скептически
посматривал на все великие идеи прошлого.
Главной победой живописи Возрождения стало
появление третьего измерения в пространстве
картины. Объем и перспектива – главное орудие
художника в деле достижения полного тождества с
жизнью – у Арчимбольдо предельно обнаруживают
свое назначение: не столько воссоздавать
реальность, сколько обманывать доверчивый
человеческий глаз. Главной ренессансной
ценностью был человек, который в живописи стоит
над природой и вещами (не случайно Возрождение не
знало пейзажа и натюрморта как самостоятельных
жанров). Арчимбольдо превратил человеческий
образ в комбинацию предметов, в натюрморт,
который лишь издалека или в определенном
положении воспринимается как портрет.
Вот с тускло блестящего металлического блюда две
заботливые руки снимают крышку, а из-под нее,
вполне в духе фламандских излишеств, прет во все
стороны жаркое: молочный поросенок,
разнообразная птица, и долька лимона заботливо
приложена ко всему этому великолепию. Но стоит
перевернуть изображение – и голова жареной
курицы становится глазом, поросенок – жирным
лбом, птичья тушка – щекой, блюдо превращается в
шляпу, а лимонный кружок обнаруживается на ней
чем-то вроде брошки или пряжки – и вот вам голова
старого толстого повара. Или все наоборот –
седой остроносый библиотекарь, кутающийся в
плащ, при ближайшем рассмотрении оказывается
грудой книг, наваленных в беспорядке рядом с
занавеской. Картина «Юрист»: лицо под строгой
черной шапочкой по знакомому рецепту
складывается из двух куриных тушек и рыбины,
сомнений не вызывает только тяжелая, отделанная
тусклым мехом мантия, но вместо человеческого
тела под одеждой – бумаги, бумаги, бумаги,
которые не умещаются и лезут из ворота наружу,
разоблачая обман… Так изображен ближайший
помощник короля Рудольфа II правовед Цезиус. И с
королем, и с его ученым вельможей художника
связывали самые добрые отношения, никакой сатиры
портрет в себе не содержал, более того, двор
посчитал работу Арчимбольдо милой. Не смутило
даже то, что глаз ученого мужа – одновременно и
глаз ощипанного цыпленка…
Эпоха титанов уступала место барокко с его
вычурностями и диковинами. Человек уходил из
центра мироздания, куда сам себя и поставил,
сливался с бесконечностью пространства, вновь
терялся среди вещей. Если на заре Возрождения
человеческий разум логически создал мир, в
котором, по наблюдению Ортеги-и-Гассета, уже не
было места для Бога, то заканчивалось оно тем, что
человек отступил на периферию мира, освобождая
место для вещей и воздуха. Богу стало куда
вернуться…
Брейгель находил подтверждение бессмертию души
в тяготах крестьянского труда и космической
рутине деревенской жизни. Вивальди писал
поэтические комментарии к своим «Четырем
сезонам», чтобы слушатель ненароком не услышал в
его музыке чего иного, кроме голосов вечности –
птичьего пения, шума ветра, раскатов грозы.
Бальтазар Грасиан старательно распределял части
своего романа по универсальным возрастам души и
тела: «Весна Детства и лето Юности», «Осень
Зрелости», «Зима Старости». Арчимбольдо в
многочисленных вариантах своих «Времен года»
возвращал непостоянство человеческого облика в
вечный круговорот природы...
Зритель, стоящий на приличном отдалении, видит
вполне различимые профили: совсем юное лицо, лицо
постарше, облик зрелого мужчины, старческий лик,
растворяющийся в темноте… Но стоит подойти
ближе – иллюзия правдоподобия исчезает, и
выясняется, что юное лицо – всего лишь букет
цветов, а лицо старика – причудливая коряга.
Портрет рассыпается, превращаясь в натюрморт.
Двойной обман
Все мы помним эту картинку с детства:
головка молодой девушки с бархаткой на шее
(этакая Кити, собирающаяся на бал: «Во всем
остальном еще могло быть сомнение, но бархатка
была прелесть!») оказывается жутким профилем
старой карги. Другой вопрос, что мы не можем
видеть и красотку, и старуху одновременно: так
устроено наше сознание, что или–или… Этим
замечательно пользуются психологи, исследуя
инерцию нашего восприятия. Любая картина
Арчимбольдо нас тоже тестирует, хотим мы того или
нет. Непонятна только цель «теста»…
В общем и целом живопись вся – сплошной обман
зрения. Особенно та, которую мы наивно зовем
«реалистической» и всерьез считаем, что она
отображает «жизнь как она есть». Ее создатели –
художники Возрождения – просто сыграли на
несовершенстве и доверчивости человеческого
глаза, который с помощью чередования светлых и
темных пятен и особых тригонометрических
построений очень легко заставить поверить в
объемность и глубину изображения. Под видом
реальности внутри картины они узаконили
человеческую оптику, заставив нас на несколько
веков поверить в очень опасную вещь: в то, что мир
таков, каким мы его видим, а значит, истина этого
мира лежит на поверхности и доступна всем и с
ходу.
Арчимбольдо был одним из первых, кто попытался
современников в этом разочаровать. Может быть, в
этом и кроется одна из причин длительного
забвения. Его картины строятся по принципу
двойного обмана, тем самым указывая на
обманность живописного изображения как
такового, а значит, на обманность нашего
самомнения. Его фрукты, цветы, книги идеально
отвечают всем законам трехмерного пространства,
созданного в живописи Возрождением. Каждая
груша, каждый огурец не оставляют никаких
сомнений в том, что это огурец и груша, хотя
конечно же это всего лишь игра света и тени… Что
заставляет наше сознание превращать грушу в
человеческий нос, а огурец – в поворот шеи? Новые
комбинации цветовых и световых пятен, особый
порядок следования изображений...
Получается, что всякая из этих забавных картин
проверяет нас на способность выстоять перед
лицом достаточно неприятного факта, сводящегося
к тому, что истина вовсе не так доступна, как нам
хочется верить, может быть, она вообще
непостижима.
Самое известное полотно Арчимбольдо известно
настолько, что несколько лет подряд ни в чем не
повинный «Вертумн» рекламирует один из крупных
фармацевтических концернов. Вертумн – у древних
римлян божество из числа второразрядных; бог
всяческих перемен – времен года, роста травы и
увядания листьев. По его воле реки меняют русла,
растут дети, плодятся животные. По сравнению с
Сатурном, символом неумолимого всепожирающего
времени, и даже Янусом-оптимистом,
покровительствующим всякому началу, Вертумн
куда скромнее. Но эта скромность внешняя. На
самом деле Вертумн – не менее важное божество
времени, но времени другого: не линейного, а
циклического, проявленного сквозь вещи и
исчезающего в них, превращающегося через вещи в
свою противоположность – вечность. Так и хочется
написать «вещность». …Время у Вертумна заменяют
перемены, и вечность-«вещность» проступает в
самом эфемерном – в обликах человеческих
возрастов, во всех этих цветах, готовых
облететь… Своего Вертумна Арчимбольдо писал по
памяти. За шесть лет до смерти художника
император Рудольф II Габсбург отпустил
Арчимбольдо на покой – из Праги обратно в Италию
– с хорошим содержанием, но при условии, что и
удалившись от светской жизни, живописец будет
иногда радовать патрона своими
картинами-головоломками. За два года до смерти
Арчимбольдо послал Рудольфу «Вертумна» –
аллегорический портрет самого императора. Это
было послание из зимы старости в лето зрелости,
клонящееся к осени: разница в возрасте между
шестидесятичетырехлетним художником и
Рудольфом II составляла двадцать пять лет.
Рудольф обрадовался портрету как еще одной
изящной шутке: Арчимбольдо мог не бояться быть
непонятым из-за того, что изобразил августейшую
особу в виде натюрморта, с носом-грушей,
щеками-яблоками и тыквами вместо лба и туловища.
Это не было и напоминанием о временности и
скоротечности всякой власти, чего ни одна власть,
разумеется, не любит. Просто старший напоминал
младшему о том, что собирается уходить, что
придет и для младшего черед однажды, как придет
черед и всем этим цветам, виноградным гроздьям,
тыквам… Но только божеству уходящего времени
дано знание о том, что все не напрасно и
какая-нибудь луковица, может быть, ближе всех
находится к тайне вечности. Что никакого времени
нет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|