ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
НЕСЛУЧАЙНЫЕ ДИАЛОГИ
Игорь ГЕРАЩЕНКО,
Анна ЮДАШКИНА
“Сейчас диссидентом быть сложно”
Они – вернулись. Всего или уже пять лет
назад, как раз под Новый год, в заснеженную
Москву, в новую страну – Россию. Известная
поэтесса Ирина Ратушинская и ученый, художник
Игорь Геращенко, которым в конце восьмидесятых
жить в Стране Советов было запрещено. Как тогда
казалось, навсегда... Но истина существует и
спасает тех, кто ее не предает.
Они по-прежнему очень контактны. Друзья теперь
звонят со всего света. Вот недавно поздравляли
Игоря с пятидесятилетием. Чего желали? Я об этом
не спрашивала, но догадаться нетрудно. У него
милая семья, несколько профессий: теплофизик,
юрист. А еще в Лондоне, закончив Гилдхолкинский
университет, приобрел профессию
ювелира-дизайнера.
На мою просьбу встретиться, ответил по телефону
просто: “Рад буду, конечно, готовьте вопросы...”
– Игорь Олегович, если можно,
расскажите немного о жизни в эмиграции.
– Знаете, мы были последними, кого Президиум
Верховного Совета Советского Союза лишил
гражданства. За всю историю бывшего Союза таких
людей было всего 140. Тогда нам предложили свое
гражданство: США, Англия, Швеция, Норвегия и
Голландия. При этом американское гражданство нам
лично при встрече предлагал Рональд Рейган, но мы
отказались, решили, что осядем в Англии. И там, уже
через год, мы встречались с Маргарет Тэтчер, с
которой потом разговаривали не раз и подолгу.
Дети наши тоже родились там. Словом, жизнь
продолжалась. Получили британское гражданство,
правда, российское у нас тоже осталось. Русское
посольство в Англии принесло нам свои извинения
за то, что наша страна так с нами обошлась. Теперь
мы не диссиденты. И думаю, сейчас вообще здесь
диссидентом быть сложно, потому что Россия
теперь страна совершенно свободная, со своими
минусами, но у нее свободы даже больше, чем в
других странах, больше, чем в Америке. Мы этого
добились. И хватит ломать, надо строить.
– Каким образом вышло так, что у вас две
профессии?
– Интерес к ювелирному делу у меня был, как мне
кажется, всегда. Потому что я любил мастерить. И в
этом мне очень много помогал отец, известный
ученый. В Институте технической теплофизики,
которым он руководил, я осваивал разные станки.
Причем учился у классных специалистов. Когда
стал физиком-экспериментатором, понял, что
просто необходимо – иметь хорошо поставленные
руки. И все это очень пригодилось в ювелирке,
которой я занимаюсь с 20 лет. Первые мои работы
были из маньчжурского ореха, из серебряных
полтинников и рублей.
– Что это было?
– Конечно, украшения. Я их дарил, как и вообще
большинство своих работ я подарил. Серьезно
обучаться этому начал в Англии. Только тогда
понял: это вечное искусство. Сейчас у меня есть
два личных клейма, одно из которых
зарегистрировано в Лондоне.
– А что в вашем творчестве больше
проявляется: стремление создать что-то новое или
верность традициям?
– Конечно, больше любви к классике. Из всех видов
искусства ювелирное вообще наиболее
консервативно, потому что здесь есть свои
ограничения. Серьги размером с кулак никто не
станет носить. Хотя часто на выставках видишь
такие вещи, которые явно созданы для рекламы.
Ведь, согласитесь, перстень, который колется,
разве захочется надеть. Я думаю, настоящие
ювелирные изделия должны быть такими, чтобы они
переживали своего автора, и надолго, чтобы они
вообще были вне времени. Вот, смотрите, кольцо.
Видите, как играет? Это всего лишь
кварц-волосатик, но “сидит” на золотом зеркале,
отсюда такой эффект. Или этот черный монолитный
опал? На первый взгляд просто обычное кольцо, а
при ярком свете видите, как раскрывается всеми
красками. Это синтетический камень. Но я спокойно
отношусь к ним. И даже люблю. Если вы встретите
высокого класса изумруд, без трещин, будьте
уверены – это синтетика.
– А как вы относитесь к эзотерическим
легендам о силе камней?
– Помилуйте, я православный. И ко всякой
эзотерике отношусь исключительно отрицательно.
– Ваше отношение к мнению о том, что наш век
– эпоха клише?
– Это ерунда. Про всякий век так говорили. Если
художник, попросту воруя чужие идеи, утверждает,
что делает их современными, а его никто не
понимает, думаю, он просто прикрывает отсутствие
своего мастерства.
– Дорогие и дешевые вещи – в чем для вас
разница как профессионала?
– Ни в чем. Я делаю их одинаково, соразмерно с
моим вкусом. Я никогда не делал вещей, даже на
заказ, которые мне были не по душе. И часто
предлагаю тому, кто заказывает мне вещь, сделать
ее так, как я ее вижу. Отказываются очень редко.
Конечно, значительно проще, по техническим
причинам, работать с высокопробными металлами: с
золотом, серебром. Что касается камней, я уже
говорил, что синтетические сейчас делают
прекрасно. Алмазы научились делать
экстра-класса, по всем показателям. Даже могут
выращивать их порядка 20 карат. И думаю, появятся
такие алмазы, которые вытеснят натуральные. Меня
это радует. Хотя в церкви не рекомендуют
использовать синтетические камни, объясняя это
тем, что природный создан Богом, а эти делал
неизвестно кто. Но синтетика сейчас широко
внедряется в жизнь. Мне рассказывали такой
случай, когда альпинисты в горах решили на день
рождения из запасов воска сделать свечи. Но они
не смогли этого сделать, потому что не нашли ни
одной натуральной нитки, даже на своей одежде.
– Стремление человека украшать себя, с чем
оно связано, на ваш взгляд?
– Бог, создавая человека, наделил его чувством
прекрасного. Стремление человека к красоте в
вещах материальных так же естественно, как и
стремление к духовному совершенству.
– А когда вы начали делать церковные вещи?
– Первый нательный крест я сделал из моржового
бивня своей жене, когда она была в политическом
концлагере в Мордовии. Там, по распорядку,
металлические изделия носить нельзя. Ирина
сумела сберечь крест, проходила в нем весь срок.
А вообще я многие годы в эмиграции делал
нательные кресты для храмов в Лондоне. Это сейчас
православных крестов сколько угодно и на любой
вкус. А в 1987-м их довольно трудно было там найти.
Изготавливал я такие кресты по просьбе
митрополита Антония Сурожского. И наперсные для
священников его епархии.
– Расскажите, где и как вы с ним
познакомились?
– Очень интересно (смеется). Нас к нему в храм
привела знакомая, уже после службы. Заходим и
сразу видим: пожилой такой и очень подвижный
мужчина, задрав черную монашескую рясу, моет пол.
Заметил нас, помахал рукой и быстро побежал
куда-то. Именно побежал, а не пошел. Помыл руки,
подошел, обнялись. А потом он представился –
митрополит Антоний Сурожский. И он во всем был
такой. Для меня это большая радость, что мы
пересеклись по жизни.
– Есть ли специальные каноны для
изготовления церковных изделий?
– Каноны? Да, у православного креста они есть. И я
их обязательно придерживаюсь. А дальше делаю то,
что считаю нужным. Размеры, оформление могут быть
всякими. Ведь православие в отличие от
католичества не загоняет тебя в шоры.
Но сейчас я кресты не делаю. Это мастеровая
работа, а творческая — сделать модель, с которой
уже идет тиражирование. Но в Лондоне для своего
храма я делал их сотнями. Самые простые. Много
крестов дарил, один – даже бывшему президенту
Борису Ельцину (правда, не лично). Мне передали,
что у него не было хорошего креста, и я сделал ему
– по образцу крестов XV века Великого Новгорода.
– Знаете, некоторые люди носят кресты
напоказ, причем порой необычные. У моей знакомой
есть крестик, который соединен с якорем. Это
подарок ее отца, морского офицера, сделанный на
заказ. Приходилось ли вам делать подобные вещи?
Ваше отношение к этому?
– Крест и якорь, конечно, это странно. Но, может,
это просто украшение? Тогда понятно. Хорошо
сделанная ювелирная вещь – всегда украшение. А
вкус – это как музыкальный слух, с ним надо
родиться. Я ремонтировал подобные кресты, с
гранатовым камнем, например. Это была старинная
вещь и для хозяйки служила украшением. Но не
больше, потому что такой крест не может быть
символом православия. И тогда его можно носить
напоказ. А нательный оттого и называется так, что
должен быть скрытым от посторонних глаз.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|