ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мы привыкли к тому, что образование
можно "получать". И что общество создает
какие-то особые "институты", в которых это
образование "дают". Например, школа. Или вуз.
И мы готовы жизнь положить на борьбу за улучшение
качества образования в этих институтах. Вводя
или отменяя стандарты, разрабатывая
альтернативные образовательные системы либо
вводя систему единого государственного
экзамена…
А жизнь любит преподносить сюрпризы.
И пока мы бьемся за улучшение качества наших
традиционных образовательных институтов, жизнь
порождает совершенно новые, совершенно
неожиданные образовательные реальности.
Другие.
Совершенно не похожие на ту, которую мы именуем
школой.
И неизмеримо более сильные по своему
образовательному воздействию на новое
поколение. Поражающие эффектами, над которыми
еще предстоит ломать голову психологам,
педагогам, культурологам. Эффектами, для которых
еще не придумано имен, но которые
свидетельствуют о происходящих в культуре
тектонических сдвигах.
Это образовательные эффекты, по поводу которых
можно недоумевать, которыми можно возмущаться,
но которые нельзя не замечать.
Хотим мы того или нет, но человеческая
цивилизация все больше и больше вступает в эпоху,
когда школа утрачивает свое лидирующее
образовательное значение и уступает позиции
образованию более чем странному: виртуальному,
игровому, стихийному.
И только от самой школы, от ее готовности к
фундаментальным преобразованиям зависит, будет
ли она способна продолжать исполнять свою
культурную миссию в этих абсолютно новых для нее
условиях.
Флэшмоб – моментальная фотография
свободной игры
Мгновений, когда виртуальная
реальность вторгается в нашу жизнь, все больше.
Они подстерегают нас на улице, в магазине, на
почте...
В субботу, 6 сентября, большое число
покупателей и работников супермаркета на
Французском бульваре в Одессе стали свидетелями
аномального явления социальной природы. Ровно в
14 часов 55 минут в одну из касс (хотя остальные
были свободны) выстроилась очередь из сотни
молодых людей и девушек с единственной у каждого
и одинаковой у всех покупкой – бубликом за 39
украинских копеек (примерно 7 центов). Хотя все
вели себя скромно, не разговаривали и даже не
переглядывались, между ними ощущалась незримая
связь. Может быть, астральная. Запечатлеть
феномен не удалось: единственный человек,
снимавший его видеокамерой, таинственно исчез, и
никто из очевидцев его внешности описать не смог.
Заметили только, что он был в штатском. Пятерых
покупателей бубликов увезли в отделение милиции
и продержали там около часа. По словам
задержанных, офицеры милиции хохотали и
вспоминали свои студенческие проделки.
Одно из первых проявлений новой молодежной игры
– flashmob (англ. «толпа на миг», «толпа-вспышка»)
было замечено в июне этого года в Нью-Йорке, где
примерно 150 человек один за другим запросили в
магазине “коврик любви для загородной коммуны”.
В немецком Дортмунде мобберы дружно и слаженно
ели бананы возле выставки стиральных машин.
В Денвере толпа примерно в 400 человек мирно
распределилась по двум этажам общественного
здания, после чего в течение некоторого времени
верхние кричали: “Пинг!”, а нижние отвечали:
“Понг!”.
«Флэшмоб» – воистину игра нового
поколения. Игра,
в которой виртуальное и реальное смешиваются
до неразличимости. Когда десятки, а то и сотни
зачастую никогда не видевших друг друга людей
вдруг собираются
в одном месте и осуществляют некую публичную
подчеркнуто абсурдную, но невинную акцию,
приводя окружающих в состояние растерянности.
Здесь нет молодежной организации в привычном
смысле этого слова. Любой желающий может
сочинить содержание очередной акции, заявить ее
в Интернете, назначить время и место... А в
результате
для окружающих акция возникает как бы из ничего
– обыкновенные прохожие, обыкновенные
покупатели, обыкновенные посетители почты... Но
вдруг
в определенный момент времени все они начинают
делать нечто, что производит сюрреалистический
эффект. Проходит несколько мгновений – и все
возвращается
в обычное русло. Молодые люди снова растворяются
в пространстве, никак не выказывая своей
общности.
И только у невольных свидетелей акции остается
ощущение тихого шока: «Что это было?»
|
7 августа 2003 г. 300 лондонцев почти
одновременно сказали в мебельном магазине: “Вау,
вот это диван!”.
14 августа сразу сто бразильцев на людной улице
Сан-Паулу сняли по одной туфле и постучали ею по
мостовой.
16 августа в 18.00 в Киеве в подземном торговом
центре “Глобус” примерно 70 молодых людей
облизывали большие сосательные конфеты на
палочках и спрашивали у продавщиц: “Скажите,
пожалуйста, сколько нужно съесть таких конфет,
чтобы поправиться на 7 килограммов?”
23 августа в 14.37 на Одесском почтамте группа
флэшмобберов рассредоточилась по помещению и
демонстративно вкладывала письма в конверты, на
которых значилось: “Татьяне Лаврухиной.
Общество анонимных алкоголиков”. Конверты
заклеивались и кидались в мусорную урну с
надписью “Почта”.
24 августа в Красноярске ровно в 12.00 перед зданием
мэрии с первыми звуками городских курантов
примерно 20 человек – на первый взгляд случайных
прохожих – демонстративно замерли, а при каждом
ударе меняли свою замершую позу на новую. С
окончанием боя часов все участники акции как ни в
чем не бывало продолжили нормальное движение и
разошлись по своим делам.
В тот же день в 15.00 в Минске у входа на Комаровский
рынок сотня мобберов под собственные бурные
аплодисменты возложила подношения в виде
чупа-чупсов к подножию местной скульптурной
достопримечательности.
29 августа в 17.50 в Сарове толпа молодежи скопилась
в магазине «Московский» у корзин с сухариками
«Кириешки». При этом каждый раздумчиво
проговаривал: «М-м-м, одну или две?!» – и почесывал
при этом затылок.
30 августа примерно 50 одесситов в черном в
скорбном молчании возлагали по два цветка к
ногам клоуна при входе в “Макдоналдс”.
7 сентября в 16.00 в Москве очередная внезапно
возникшая толпа с возгласами: «Опять реклама!»,
«Дайте нам кино!» – пыталась пультами
дистанционного управления переключить каналы
на… уличном рекламном щите.
В тот же день в 18.30 в Санкт-Петербурге группа
молодых людей бежала от фонтана на Малой Садовой
к Манежной за человеком со старыми
тренировочными штанами в руках, и каждый кричал:
“Это мое трико, мое! Отдай!..”
9 сентября в 15.00 в Брянске в течение некоторого
времени к памятнику Тютчеву подходили молодые
люди в черном и ставили в ряд бутылки по 0,33 л
из-под немецкого пива Holsten с воткнутыми в них
белыми гвоздиками. В конечном счете выстроилась
шеренга из 30 бутылок.
13 сентября у главного входа на ВВЦ вдруг с разных
сторон появились бегущие и кричащие друг другу
“Физкультпривет!” люди с номерками на груди.
14 сентября в 16.00 на первом этаже торгового центра
в Омске примерно 30 покупателей одновременно
нагнулись и стали завязывать шнурки на своих
кроссовках.
В тот же день в 19.20 в Чебоксарах над невинно
гуляющими по торговому залу молодыми людьми
одновременно раскрылись несколько десятков
зонтиков. Через три минуты зонтики схлопнулись и
участники акции растворились в толпе.
Феномен флэшмоба предсказал (а отчасти создал)
американский социолог Говард Рейнгольд,
специализирующийся на проблемах виртуальных
сообществ. Прочитав его книгу “Smart Mobs: The Next Social
Revolution” (“Великая толпа: следующая социальная
революция”), компьютерщик из Сан-Франциско Роб
Зазуэта создал сайт www.flocksmart.com, на котором первые
мобберы начали договариваться о встречах. В
течение следующих двух месяцев появилось
несколько сотен аналогичных сайтов на разных
языках, счет флэшмоббистских акций в мире пошел
на тысячи, причем порядка сотни прошло в городах
русскоязычного пространства. Пока эта статья
пишется и газета печатается, список наверняка
стал больше. Процесс обрел
самораспространяющийся характер.
Флэшмоб в Одессе породили два 19-летних
программиста, классические неформалы: они и
хакеры (победители школьных олимпиад по
программированию), и брейнринговцы, и «ролевики».
Они прочли о флэшмобе в Сети, быстренько
набросали на сайте свой сценарий, разослали
электронные письма и SMS-ки по местам одесских
сетевых тусовок... Еще два года назад такое вряд
ли бы привело к какому-то эффекту. Пользователям
Сети хватало виртуального взаимодействия, и не
была достигнута еще критическая точка, когда
виртуальная чаша переполнилась, чтобы
выплеснуться в реальность. Сейчас же что-то явно
произошло.
Стоит посочувствовать власть имущим во всем
мире, а особенно в неправовых государствах,
странах с низким уровнем законности. Они
оказались перед неразрешимой проблемой: могут ли
несколько сотен человек одновременно совершить
что-то, не запрещенное законом: раскрыть зонтик,
завязать шнурки, купить бублик, поставить перед
памятником цветок в бутылке? Создание
легитимного запрета на такого рода действия
потребует пересмотра самих основ права, в том
числе международных конвенций прав человека. В
то же время стихийная самоорганизация масс
опасна для властей, так как выпускает на
свободный рынок особого рода товар, способный
составить конкуренцию властной монополии. По
сути, речь идет о новой социальной технологии,
которая создается и совершенствуется на наших
глазах и может быть использована как в
коммерческих, так и в политических целях.
Следующий памятник может оказаться не Тютчеву. В
Лос-Анджелесе сто мобберов в масках с лицом Буша
ровно семь минут кричали: “Буш – лжец!”, а 16
августа в 17.20 на Ленинградском вокзале москвичи
встречали с питерского поезда некоего Владимира
Владимировича, о чем сообщали соответствующие
таблички у них на груди.
Флэшмобберы – люди реальности, люди действия,
для них Интернет не транспорт в эскейпизм, а
всего лишь то, для чего он и был создан, –
средство связи. Все сценарии их акций
исполняются вовремя, с точностью до долей минуты
– не потому, что кто-то подает сигнал, а просто
потому, что наступает означенное в проекте время.
Такая стихийная слаженность совершенно не
характерна для других неформальных молодежных
сообществ. Молодые люди, способные на такую
соорганизованность, представляют, между прочим,
высокую ценность на рынке труда, и не случайно
флэшмобберы производят впечатление успешных,
благополучных и уверенных в завтрашнем дне
молодых людей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|