РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Как помочь своему ребенку?
Г.Е.АКИМОВА
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?
Справочник для неравнодушных родителей.
Екатеринбург: У-Фактория, 2003
Эта книга о самых важных вопросах,
связанных с воспитанием детей. Проблемы, тревоги,
сомнения есть у всех родителей. И все они в книге
Г.Е.Акимовой представлены как интересные
психологические задачи с несколькими вариантами
решения. Предлагаемые автором решения задач
таковы, что не только позволяют быстро выбрать
то, что больше всего подходит к конкретному
случаю, но и способствуют размышлениям и
самостоятельному поиску оригинальных ответов на
«вызовы» – жизненные ситуации.
В первой части книги – «Ребенок в школе» –
рассказывается об особенностях восприятия
детьми информации о том, как выбрать школу, как
помочь готовить домашние задания. Много внимания
уделяется методам определения способностей
ребенка, выявления его склонностей, более
сильных сторон, которые нужно поддерживать и
развивать. Г.Е.Акимова пишет о том, как развить у
детей самостоятельность, память, любовь к чтению,
как относиться к школьным оценкам, как
преодолеть школьную тревожность.
Особое внимание автор уделяет вопросам
тестирования, «измерения интеллекта». «Без
вашего желания и согласия, – пишет Г.Е.Акимова, –
никто не имеет права подвергнуть вашего сына или
дочь каким-либо психодиагностическим
процедурам, а если вы согласились на
тестирование – сообщать его результаты кому бы
то ни было без вашего разрешения».
Вторая части книги – «Ребенок и окружающий мир»
– посвящена самым актуальным проблемам
личностного развития и воспитания детей. В ней
говорится об агрессивности, застенчивости, о
страхах и увлечениях детей, об опасностях в
современной жизни и о воспитании
ответственности.
В книге приводятся своего рода «правила» о
правилах» выполнения требований, запретов,
которые помогают налаживать и поддерживать в
семье дружескую обстановку:
1. Правила (ограничения, требования и запреты)
обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Иначе он чувствует себя забытым и ненужным.
2. Правил не должно быть слишком много, и они
должны быть гибкими. (Кроме категорических
запретов, связанных с опасностями для жизни
ребенка, предательством или притеснением
слабых.)
3. Родительские требования не должны вступать в
противоречие с важнейшими потребностями ребенка
(в движении, общении, с его исследовательским
интересом).
4. Правила должны быть согласованы взрослыми
между собой. Не надо давать ребенку
воспользоваться случаем и добиваться своего,
внося раскол в ряды взрослых.
5. Сообщая требование или запрет, говорите
дружественно-разъяснительным тоном, а не
повелительным. Объяснение должно быть коротким и
даваться один раз. Причем лучше давать его в
безличной форме.
6. Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, а
не делая ему плохо. Пусть в вашей семье будет
больше традиций, праздников и т.д. Тогда ребенку
будет о чем жалеть в случае проступка.
В заключение Г.Е.Акимова советует, как правильно
разговаривать с ребенком: говорить с ним на языке
чувств, не задавать ему лишних вопросов, а
высказываться в форме утверждений, не
использовать привычные стереотипные
формулировки.
Книга Г.Е.Акимовой поможет понять ребенка, понять
себя, сделать так, чтобы жизнь с детьми, даже
самыми проблемными, стала не «процедурой
воспитания», а творчеством, совместным решением
интереснейших жизненных задач.
В книге приводится обширный список современной
литературы, посвященный всему кругу проблем
воспитания ребенка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|