ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Возлюбите врагов ваших
Правило противостояния
Он выходит из тьмы. Сначала все видят
светлую фигуру, потом гордо поднятую голову,
высокий лоб, ясные глаза, резко очерченный рот,
заброшенные назад в гордом порыве волосы,
разворот могучих плеч. Легкая и в то же время
торжественная поступь. Молодые женщины и девушки
как-то разом охают и вытягиваются в едином
порыве. Некоторые от избытка чувств оседают на
траву. Они не в силах вглядываться в то, что у него
в правой руке. А между тем увидеть стоило бы.
Правой рукой он собрал в пучок три головы
чудовища. Того, что пожирало по три местных
девственницы в месяц на протяжении трехсот
последних лет. Того, что воровало овец и коз,
нападало на спящих пастухов и навевало им
непристойные сновидения. Того, что разрушало быт
и уклад, поощряя жен к измене, а мужей – к
предательству. Того, что отпускало водку
кабатчикам по завышенным ценам и подговаривало
мельников припрятать зерно в неурожайные лета.
Того, что охраняло границы и не давало
путешественникам выехать за пределы области.
Того, что скрывалось в гибельной тьме и скрывало
там смысл жизни.
Теперь наконец-то враг повержен. Дальнейшее
хорошо известно. Самые раскрасавицы прильнут к
его груди, остальные отправятся готовить
перекусить. Через три дня и три ночи ему надо
будет обязательно найти новый повод для подвига,
иначе местные неурядицы сожрут образ его победы.
Хищные черви, они уже роют себе ходы под землей.
Впрочем, в толпе стоит карлик-советник, знаток
географии. Он может предоставить список соседних
государств и перечень преступлений их
правителей. Это самый полезный персонаж на
ближайшее время. Если, конечно, наш герой не хочет
умереть прямо сейчас. На вершине славы. От любви
или обжорства. Тем более в еде и в женщинах
недостатка не ожидается.
Но это все потом. Через несколько часов, через
пару дней. Пока же он гордо вышагивает навстречу
толпе, и тьма клочьями оседает за его спиной.
Свои и чужие
Наверное, это самая популярная легенда
среди тех, которые матери веками рассказывали
своим сыновьям по всему белому свету. Лучшая не
бабушкина сказка. Собственно, сыновей ради того и
рожали, чтобы они могли однажды осуществить этот
чаемый выход победителя. Для того девочки и
готовили себя к взрослой жизни, чтобы хоть раз, но
стать королевами на праздничном пиру.
Человек – всегда пленник некоей смутной задачи.
Но ему дана уникальная возможность
приспосабливать эту задачу для повседневных
нужд. Процесс адаптации начинается с раннего
детства. Мы придумываем площадку для подвига. И
историю для самореализации. Вечные
казаки-разбойники. Лет сорок тому назад, кажется,
мальчишки еще играли в беляков и Чапаева. Потом –
в сына полка или в фашистов. Нынешние забавы
малых детей в Чечне вряд ли способны нас
порадовать. Там никто не хочет быть “русским”…
И то, что у нас здесь ребятня редко и лишь кое-где
– разве что при границах, на Кубани и в
Ставрополе – играет в “русских” и
“ваххабитов”, может иметь очень опасные
последствия. Когда-то чересчур сильные, мы
разучились принимать внешний вызов тотально,
всем национальным организмом. Скорее склонны
судить “свое” и оправдывать “чужое”, а это уже
болезнь…
В нормальной же ситуации у чужого, враждебного
существует важнейшая роль. Оно позволяет понять
собственный мир, очертить его задачи и границы.
Как ни странно, родина начинается с “не нужен мне
берег турецкий и Африка мне не нужна”. Я стартует
от “не я”.
Самая большая опасность дегуманизации, потери
человеческого лица скрыта в торжестве
абстрактного гуманизма, в утрате корневого
деления на друзей и недругов, на “своих” и
“чужих”. В результате, лишившись материальной
(кризис конфронтационного мышления) и духовной
(кризис религиозного сознания) угрозы, мир людей
распадается на миллиарды индивидуальных судеб,
без намека на гармонию, без поиска высшего смысла
и частного оправдания. Сами по себе выживаем,
едим-пьем, и даже праздники по-настоящему не
празднуем, предпочитая им уик-энды.
Сила сопротивления
Человек – по отношению к неживой
материи – создание настолько сложное, что каждый
его шаг требует невероятного преодоления.
Сопротивление, гармония давлений необходимы
хотя бы для того, чтобы то хрупкое единство,
которое мы называем телом, не разлетелось бы в
клочья. О более сложных формах существования, о
духе и о душе и говорить даже не стоит. Потерять
нить духовной и душевной жизни можно легко и
походя, найти – семь пар башмаков сносить,
Медное, Серебряное и Золотое царства обойти, в
семи кипящих источниках искупаться, с тремя
драконами сразиться и выйти помолодевшим.
Когда-то давно люди жили в очень опасном мире.
Губительном чисто физически, на самом грубом
уровне. Приятно ли смотреть, как тигр раздирает
плоть девушки, у которой только-только
обозначилась грудь? Или северные варвары
вырезают всех до единого стариков и детей в
деревне, а до Женевских соглашений и Гаагского
трибунала несколько тысяч лет?..
И эта опасность, уязвимость помогли им найти друг
друга. Заключать союзы, искать взаимопонимание и
дружбу, сострадать и миловать врагов. В конечном
счете, милость – еще одно высокое право
победителя. Проигравший или равнодушный никого
простить не способен. И значит, не способен
привлечь на свою сторону. У него и стороны-то нет.
Он ее потерял, бедолага, на собственную погибель.
Нынче, когда в так называемых цивилизованных
странах гарантированная безопасность
провозглашается одной из главных ценностей
жизни (на самом деле, она – пусковой механизм
отмеренной смерти, лучшее лекарство от подвига и
от бессмертия), появились целые области
общественного бытия, где сознательно
имитируется игра в героя и чудовище.
Кино постоянно травит обывателя сюжетами про
убийства, звездные войны и полицейских,
побеждающих мировое зло. Не случайно знаменитые
актеры, размазывающие в избытке по своему телу
алый грим, давно уже затмили политических
деятелей и военных. Потребитель счастлив: его
лучшие друзья – Пенелопа Крус, Джонни Депп и
Роберт де Ниро. И только порой злобный мелкий
божок племенного соперничества нашептывает:
американцы обязательно используют свой
кинематограф, и против нас используют, и против
китайцев, и против всех остальных. Вон, гляньте, в
Ираке они крутят свои поганые фильмы и отвлекают
людей от партизанской войны. Не до конца
отвлекают, иракцы вон только вчера колодцы
отравили, но все-таки. Посмотрите на Турцию, какая
мирная Турция. Орхан Памук полагает, что
исключительно в связи с засильем западного
синема.
Ту же в сущности роль – отвлечь от
повседневности и дополнить ее – выполняют и
фантастическая литература, и выстроенные на ней
ролевые игры. Современный человек страдает от
отсутствия глобального конфликта, к которому он
мог бы быть причастен. Ему хочется сразиться с
недругом-злодеем, но ему объясняют: на расстоянии
ближайшей тысячи километром чаемого гада не
наблюдается. И никаких перспектив, что он
появится в ближайшие тридцать–сорок лет. То есть
пока ты не состаришься и не замрешь навеки перед
экраном домашнего телевизора.
В этой обстановке конфликт следует выдумать и,
выдумав, разыграть. И носятся девушки и юноши в
почти настоящих кольчугах по чисту полю, и
размахивают они почти настоящими мечами из
дамасской стали, и братство их сильнее, чем узы,
скрепляющие простых однокашников или коллег в
офисе. Что ж, они счастливы этим.
Спорт, и в первую очередь футбол, еще одна
область, где хоть как-то собираются “наши” и
отделяют себя от “чужих”. Вадим Евсеев,
бросивший разъяренным трибунам на стадионе в
Кардиффе свое знаменитое fuck off, для России тот же
герой, одолевший дракона. Только игра, увы, идет
понарошку, и как бы ни были мы увлечены интригой,
престижем страны и собственными премиальными, мы
слишком это хорошо понимаем.
Но конфликты остаются, столкновения неизбежны и
проблемы часто заходят так далеко, что
забалтывать их мелко и подло. Порой все это
приводит к оригинальным решениям. В дни иракской
войны на одном литературном сайте в Сети
появился серьезный проект. Все международные
конфронтации предлагалось решать на футбольном
поле. А армии распустить. Вот это действительно
был бы переворот в общественном сознании, не то
что разговоры на тему общечеловеческих
ценностей с последующим разрушением Берлинской
стены. Только один вопрос, почти комичный: а судьи
кто?..
Быть и иметь врагов
Нашим предкам, вероятно, и в голову не
приходило: как это бродить по земле, не имея
врагов. Целые скопища недругов и
недоброжелателей окружали политиков и поэтов,
воинов и служащих Его Императорского Величества
канцелярий, купцов и артистов. Собственно, скажи
мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты, – еще
столетие назад такой перевертыш действовал
безотказно.
Пена на губах советского времени уничтожила
обаяние самого слова “борьба”. Все сразу
вспомнили, что знаменитое двустишие, украшавшее
настенные и отрывные календари 60-х и 70-х годов:
“Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет
за них на бой”, –
у Гёте слетает с уст Мефистофеля.
Стало хорошим тоном утверждать: “У меня,
мол, нет врагов”, а при перечислении имен зябко
ежиться, приговаривая: “Ну какие это враги, так.
Один молокосос, другой – бывший друг, третий
вообще не стоит упоминания”.
Однако для того чтобы по настоящему жить, не имея
врагов, нужно идти по времени незаметно, тихо,
почти сливаясь с пейзажем и не оставляя следов.
Возможно, это дзенский идеал. Но у самого-то дзена
противников – на целые континенты хватит.
Впрочем, без врагов и у представителя нынешнего
среднего класса не обходится. Только какие-то они
у него абстрактные, обтекаемые. Международный
терроризм, болезни; вот премьер-министр Малайзии
позволил себе антисемитскую реплику, нарушил
political correction и сразу подал в отставку, по старости.
А как это приятно – иметь врага. Одного,
особенного. Помнить его улыбку, любимые словечки,
тембр голоса. Того, с кем тесно в одном городе, на
одной земле. Молиться за него, если сможешь.
Прощать, если надо к исповеди. И насвистывая,
весело и зло смотреть вперед, испытывая будущее
еще одним союзом, еще одной формой неравнодушия.
Ибо “ужаснейший удел тех жалких душ, что прожили,
не зная ни славы, ни позора смертных дел, а с ними
ангелов дурная стая, что не восстав, была и не
верна Всевышнему, средину соблюдая”. Как
известно, это Данте. Он видел, он знает.
Иисус говорил: Возлюбите врагов ваших. Он
советовал молиться за них и прощать их. Но Он ни в
коем случае не рекомендовал обходиться без
врагов вовсе. Более того, христианство даже и не
предполагает такой возможности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|