Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ 
 

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Возлюбите врагов ваших

Правило противостояния

Он выходит из тьмы. Сначала все видят светлую фигуру, потом гордо поднятую голову, высокий лоб, ясные глаза, резко очерченный рот, заброшенные назад в гордом порыве волосы, разворот могучих плеч. Легкая и в то же время торжественная поступь. Молодые женщины и девушки как-то разом охают и вытягиваются в едином порыве. Некоторые от избытка чувств оседают на траву. Они не в силах вглядываться в то, что у него в правой руке. А между тем увидеть стоило бы. Правой рукой он собрал в пучок три головы чудовища. Того, что пожирало по три местных девственницы в месяц на протяжении трехсот последних лет. Того, что воровало овец и коз, нападало на спящих пастухов и навевало им непристойные сновидения. Того, что разрушало быт и уклад, поощряя жен к измене, а мужей – к предательству. Того, что отпускало водку кабатчикам по завышенным ценам и подговаривало мельников припрятать зерно в неурожайные лета. Того, что охраняло границы и не давало путешественникам выехать за пределы области. Того, что скрывалось в гибельной тьме и скрывало там смысл жизни.
Теперь наконец-то враг повержен. Дальнейшее хорошо известно. Самые раскрасавицы прильнут к его груди, остальные отправятся готовить перекусить. Через три дня и три ночи ему надо будет обязательно найти новый повод для подвига, иначе местные неурядицы сожрут образ его победы. Хищные черви, они уже роют себе ходы под землей. Впрочем, в толпе стоит карлик-советник, знаток географии. Он может предоставить список соседних государств и перечень преступлений их правителей. Это самый полезный персонаж на ближайшее время. Если, конечно, наш герой не хочет умереть прямо сейчас. На вершине славы. От любви или обжорства. Тем более в еде и в женщинах недостатка не ожидается.
Но это все потом. Через несколько часов, через пару дней. Пока же он гордо вышагивает навстречу толпе, и тьма клочьями оседает за его спиной.

Свои и чужие

Наверное, это самая популярная легенда среди тех, которые матери веками рассказывали своим сыновьям по всему белому свету. Лучшая не бабушкина сказка. Собственно, сыновей ради того и рожали, чтобы они могли однажды осуществить этот чаемый выход победителя. Для того девочки и готовили себя к взрослой жизни, чтобы хоть раз, но стать королевами на праздничном пиру.
Человек – всегда пленник некоей смутной задачи. Но ему дана уникальная возможность приспосабливать эту задачу для повседневных нужд. Процесс адаптации начинается с раннего детства. Мы придумываем площадку для подвига. И историю для самореализации. Вечные казаки-разбойники. Лет сорок тому назад, кажется, мальчишки еще играли в беляков и Чапаева. Потом – в сына полка или в фашистов. Нынешние забавы малых детей в Чечне вряд ли способны нас порадовать. Там никто не хочет быть “русским”… И то, что у нас здесь ребятня редко и лишь кое-где – разве что при границах, на Кубани и в Ставрополе – играет в “русских” и “ваххабитов”, может иметь очень опасные последствия. Когда-то чересчур сильные, мы разучились принимать внешний вызов тотально, всем национальным организмом. Скорее склонны судить “свое” и оправдывать “чужое”, а это уже болезнь…
В нормальной же ситуации у чужого, враждебного существует важнейшая роль. Оно позволяет понять собственный мир, очертить его задачи и границы. Как ни странно, родина начинается с “не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна”. Я стартует от “не я”.
Самая большая опасность дегуманизации, потери человеческого лица скрыта в торжестве абстрактного гуманизма, в утрате корневого деления на друзей и недругов, на “своих” и “чужих”. В результате, лишившись материальной (кризис конфронтационного мышления) и духовной (кризис религиозного сознания) угрозы, мир людей распадается на миллиарды индивидуальных судеб, без намека на гармонию, без поиска высшего смысла и частного оправдания. Сами по себе выживаем, едим-пьем, и даже праздники по-настоящему не празднуем, предпочитая им уик-энды.

Сила сопротивления

Человек – по отношению к неживой материи – создание настолько сложное, что каждый его шаг требует невероятного преодоления. Сопротивление, гармония давлений необходимы хотя бы для того, чтобы то хрупкое единство, которое мы называем телом, не разлетелось бы в клочья. О более сложных формах существования, о духе и о душе и говорить даже не стоит. Потерять нить духовной и душевной жизни можно легко и походя, найти – семь пар башмаков сносить, Медное, Серебряное и Золотое царства обойти, в семи кипящих источниках искупаться, с тремя драконами сразиться и выйти помолодевшим.
Когда-то давно люди жили в очень опасном мире. Губительном чисто физически, на самом грубом уровне. Приятно ли смотреть, как тигр раздирает плоть девушки, у которой только-только обозначилась грудь? Или северные варвары вырезают всех до единого стариков и детей в деревне, а до Женевских соглашений и Гаагского трибунала несколько тысяч лет?..
И эта опасность, уязвимость помогли им найти друг друга. Заключать союзы, искать взаимопонимание и дружбу, сострадать и миловать врагов. В конечном счете, милость – еще одно высокое право победителя. Проигравший или равнодушный никого простить не способен. И значит, не способен привлечь на свою сторону. У него и стороны-то нет. Он ее потерял, бедолага, на собственную погибель.
Нынче, когда в так называемых цивилизованных странах гарантированная безопасность провозглашается одной из главных ценностей жизни (на самом деле, она – пусковой механизм отмеренной смерти, лучшее лекарство от подвига и от бессмертия), появились целые области общественного бытия, где сознательно имитируется игра в героя и чудовище.
Кино постоянно травит обывателя сюжетами про убийства, звездные войны и полицейских, побеждающих мировое зло. Не случайно знаменитые актеры, размазывающие в избытке по своему телу алый грим, давно уже затмили политических деятелей и военных. Потребитель счастлив: его лучшие друзья – Пенелопа Крус, Джонни Депп и Роберт де Ниро. И только порой злобный мелкий божок племенного соперничества нашептывает: американцы обязательно используют свой кинематограф, и против нас используют, и против китайцев, и против всех остальных. Вон, гляньте, в Ираке они крутят свои поганые фильмы и отвлекают людей от партизанской войны. Не до конца отвлекают, иракцы вон только вчера колодцы отравили, но все-таки. Посмотрите на Турцию, какая мирная Турция. Орхан Памук полагает, что исключительно в связи с засильем западного синема.
Ту же в сущности роль – отвлечь от повседневности и дополнить ее – выполняют и фантастическая литература, и выстроенные на ней ролевые игры. Современный человек страдает от отсутствия глобального конфликта, к которому он мог бы быть причастен. Ему хочется сразиться с недругом-злодеем, но ему объясняют: на расстоянии ближайшей тысячи километром чаемого гада не наблюдается. И никаких перспектив, что он появится в ближайшие тридцать–сорок лет. То есть пока ты не состаришься и не замрешь навеки перед экраном домашнего телевизора.
В этой обстановке конфликт следует выдумать и, выдумав, разыграть. И носятся девушки и юноши в почти настоящих кольчугах по чисту полю, и размахивают они почти настоящими мечами из дамасской стали, и братство их сильнее, чем узы, скрепляющие простых однокашников или коллег в офисе. Что ж, они счастливы этим.
Спорт, и в первую очередь футбол, еще одна область, где хоть как-то собираются “наши” и отделяют себя от “чужих”. Вадим Евсеев, бросивший разъяренным трибунам на стадионе в Кардиффе свое знаменитое fuck off, для России тот же герой, одолевший дракона. Только игра, увы, идет понарошку, и как бы ни были мы увлечены интригой, престижем страны и собственными премиальными, мы слишком это хорошо понимаем.
Но конфликты остаются, столкновения неизбежны и проблемы часто заходят так далеко, что забалтывать их мелко и подло. Порой все это приводит к оригинальным решениям. В дни иракской войны на одном литературном сайте в Сети появился серьезный проект. Все международные конфронтации предлагалось решать на футбольном поле. А армии распустить. Вот это действительно был бы переворот в общественном сознании, не то что разговоры на тему общечеловеческих ценностей с последующим разрушением Берлинской стены. Только один вопрос, почти комичный: а судьи кто?..

Быть и иметь врагов

Нашим предкам, вероятно, и в голову не приходило: как это бродить по земле, не имея врагов. Целые скопища недругов и недоброжелателей окружали политиков и поэтов, воинов и служащих Его Императорского Величества канцелярий, купцов и артистов. Собственно, скажи мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты, – еще столетие назад такой перевертыш действовал безотказно.
Пена на губах советского времени уничтожила обаяние самого слова “борьба”. Все сразу вспомнили, что знаменитое двустишие, украшавшее настенные и отрывные календари 60-х и 70-х годов:

“Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет
за них на бой”, –
у Гёте слетает с уст Мефистофеля.

Стало хорошим тоном утверждать: “У меня, мол, нет врагов”, а при перечислении имен зябко ежиться, приговаривая: “Ну какие это враги, так. Один молокосос, другой – бывший друг, третий вообще не стоит упоминания”.
Однако для того чтобы по настоящему жить, не имея врагов, нужно идти по времени незаметно, тихо, почти сливаясь с пейзажем и не оставляя следов. Возможно, это дзенский идеал. Но у самого-то дзена противников – на целые континенты хватит.
Впрочем, без врагов и у представителя нынешнего среднего класса не обходится. Только какие-то они у него абстрактные, обтекаемые. Международный терроризм, болезни; вот премьер-министр Малайзии позволил себе антисемитскую реплику, нарушил political correction и сразу подал в отставку, по старости.
А как это приятно – иметь врага. Одного, особенного. Помнить его улыбку, любимые словечки, тембр голоса. Того, с кем тесно в одном городе, на одной земле. Молиться за него, если сможешь. Прощать, если надо к исповеди. И насвистывая, весело и зло смотреть вперед, испытывая будущее еще одним союзом, еще одной формой неравнодушия. Ибо “ужаснейший удел тех жалких душ, что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел, а с ними ангелов дурная стая, что не восстав, была и не верна Всевышнему, средину соблюдая”. Как известно, это Данте. Он видел, он знает.

Иисус говорил: Возлюбите врагов ваших. Он советовал молиться за них и прощать их. Но Он ни в коем случае не рекомендовал обходиться без врагов вовсе. Более того, христианство даже и не предполагает такой возможности.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru