Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ 
 

Амброзия ЛИРИ,
Станислав НИКОЛЬСКИЙ

Герои и антигерои современности

Краткий перечень стереотипов

Особая черта нашего времени – расхожесть любых стереотипов. Это, с одной стороны, беда, с другой – новые возможности. Ведь благодаря им мы можем говорить на общем, почти вавилонском языке и вместе терзаться в капканах общих предрассудков. Добро и зло, свет и тьма составляют причудливые комбинации, и если в незапамятные времена индийские боги были демонами для персов, то сейчас орнаменты отторжений и предпочтений многократно усложнились. И все-таки в массовом сознании, как в любой системе, склонной использовать мифы, сложились своего рода заклятые парочки. В их взаимодействии содержится то топливо, которое позволяет лететь сквозь эпоху, не слишком сосредотачиваясь на подробностях.

Усама Бен Ладен. Миллионер, лицо арабской национальности, исповедующий антиамериканский джихад. Дьявольски красив (черные, как ночь, очи, смоляные, с изысканной проседью кудри волос, вытянутое иконописное лицо). В начале XXI века им принято пугать непослушных детей, впрочем, те же дети с удовольствием покупают себе майки с изображением злого гения терроризма и даже облачаются под Рождество в маски Усамы американского производства. В прошлом году в США прибыль от продаж популярной атрибутики составила… Нет-нет, воздержимся, неизвестно, куда заведет красноречие цифр.

Джордж Буш-младший. Президент Соединенных штатов. Бравый фермер из Техаса с лицом хоккеиста, вышедшего сухим из нескольких десятков потасовок. Знаменит тем, что до инаугурации точно не знал, где находятся Таиланд и Шри Ланка. Однако это не помешало ему отомстить за Америку Бен Ладену, разорив гнездо исламского фундаментализма в Афганистане, а затем, отпраздновав победу, еще и уничтожить логовище старого врага Саддама Хусейна в Ираке. Впрочем, случается, что и Бушем пугают детей – арабских, иранских, сербских, корейских и конечно же реже русских. Кое-где и по старой привычке.

Китайская пневмония. Пришла с юга Поднебесной. Смертельно опасный вирус, коварно соединивший в себе заразность обыкновенного гриппа и таинственность СПИДа, в том числе экзотичность происхождения, потрясал воображение и будоражил сердца. Только иммунодефицит распространили якобы съедобные африканские обезьяны, а китайскую лихоманку валят на каких-то южно-китайских кошек – любимое кушанье гонконгских гурманов.
Говорят, мать-природа таким образом борется с перенаселением. По мере того как человечество чувствует себя все более защищенным и ведет себя все наглее по нарастающей – ее методы становятся изощреннее и изощреннее. Необъяснимо, но презабавный факт: паника вокруг новой чумы XXI века совпала с успешными опытами клонирования человека в исследовательском институте, принадлежащем раэлианской секте, что в Канаде. Там в пику смертоносной эпидемии родилась девочка Ева – клон, дарящий надежду на пусть сомнительное, но все-таки бессмертие.

Глобализация и антиглобализация. Парочка неразлучная и в полном смысле равная по силам и числу сторонников. «Всем миром против глобализации» – звучит так же естественно, как призыв бороться с сепаратизмом и национальным эгоизмом. У антиглобалистов, впрочем, более молодые и бесшабашные сторонники. Психология и характер этих групп великолепно, хотя и не без фальшивой тенденциозности, проиллюстрированы в романах британца Стюарта Хоума «Отсос» и русского Ильи Стогоffа «Камикадзе».
Глобалисты же в основном ходят в пиджаках и галстуках, когда отправляются на работу, ставят свои дома под охрану, собирают деньги на счета в банках и страдают от космического одиночества, так пронзительно воспетого в романах Уэльбека и других французских писателей последней волны. Они – это тот же жидомасонский заговор, только без национальной идеи и духовного мессианства. К тому же самых ярких из них мы слишком хорошо знаем по именам.

Глобальное потепление и похолодание.   Глобальное потепление, как говорят футурологи, серьезнейшая угроза для человечества. Но отнюдь не всего. Можно согласиться с президентом России Владимиром Путиным, в шутку или всерьез заявившим на открытии одного из всемирных форумов по этой проблеме, что России оно как раз и не помешало бы. В свою очередь, наверное, новый ледниковый период мог бы оказаться полезен для народов Индии и Экваториальной Африки. Осталось только собрать искуснейших дипломатов и посадить их за стол переговоров с ангелами Господними: там подзаморозить, здесь слегка подзатопить.

Олигархи и русский народ.  Господа олигархи – Березовский, Гусинский, Рабинович, Ходорковский и прочая, – искусно используя в начале 90-х годов анархию переходного периода, сумели поднакопить деньжат и решили, что им все в России позволено. Русский народ поначалу смотрел на это дело с несказанным удивлением. Потом посокрушался-посокрушался и создал, как водится, из этого дела былину. Вот бард Псой Короленко и изобразил сюжетец в замечательно пророческой песенке про семерых братьев, каждый из которых торговал-торговал, а потом брал и помирал странной смертью. Последние двое, кстати, торговали «ничтом».

Власть и пресса в России.  Пресса в России, если не брать печального советского периода, всегда почитала своим долгом грызться с властями. То им закон не тот издали, то выражались несколько нецензурно, то денег недоплатили за заказные материалы, а то и вообще хотели свободы слова лишить и устроить полицейское государство. Как обычно, как обычно. Власти же смотрели на этот балаган до поры до времени со снисходительной улыбкой, а теперь взаправду призадумались: «А может, и действительно проще осуществить то, в чем их подозревают, и, так сказать, соответствовать, чем годами оправдываться?»

Роботы и люди.  Поп-корна, больше поп-корна, и айда в кино с долби-системой! Мы будем сражаться с зубастыми, как демоны из глубин ада, исчадиями высоких технологий и пробовать себя в войне с роботами. Третья часть «Матрицы», премьера которой состоялась одновременно во всех столицах мира, явила собой голливудский эпос на таких мелких местах, что создатели бульварных романов XIX века трижды перевернулись бы в гробу. И что же, человечество не поперхнулось. Сидели в креслах, употребляли кока-колу и философствовали на доступном для них уровне.

Солнечная активность, свет луны.  С одной стороны, орущее Солнце – магнитные бури, перемена полюсов, невиданная активность. А вместе с ними мигрень и обмороки красивых женщин в метрополитене.
С другой стороны, всегда молчащая Луна, вечная зависимость от нее, о которой так много танцевал Гурджиев, астрологические календари и демонские пляски. И наконец, китаец, бредящий во сне колониями Поднебесной на небе.
Ученые говорят, что за XXI век случилось уже четыре солнечных затмения, – это когда Луна не то целует, не то дает пощечину Солнцу…

И все-таки главные враги человека остаются те же, что и пару тысяч лет назад. Перечислим, не поперхнемся. Гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. И как всегда, если есть союзники в этой борьбе, то это Вера, Надежда и Любовь, и щит, и меч.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru